Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


От ворот вертолет


9 июня 2014 года Сергей Строкань, КоммерсантЪ


Москва намерена возобновить военно-техническое сотрудничество с Пакистаном, свернутое после распада СССР, и поставить Исламабаду партию ударных вертолетов Ми-35. Самая крупная в постсоветской истории оружейная сделка с Пакистаном разблокирует сотрудничество в области безопасности с ключевой страной региона накануне вывода из Афганистана войск США и НАТО. Но цена стратегически важного для Москвы укрепления связей с Исламабадом может оказаться высокой. Источники "Ъ" в Дели предупреждают: оружейную сделку с Пакистаном негативно воспримет новое индийское правительство Нарендры Моди.

Появившиеся неофициально сведения о планах Москвы начать продажу военной техники Пакистану подтвердили сразу два официальных источника: госкорпорация Ростех и МИД РФ. "Решение принято. Мы ведем переговоры о поставке в эту страну вертолетов Ми-35",— сообщил глава Ростеха Сергей Чемезов. "С пакистанскими партнерами ведутся переговоры о российском содействии укреплению контртеррористического и антинаркотического потенциала Исламабада, в том числе посредством поставки партии вертолетов Ми-35",— пояснили в МИДе.
 
Как следует из сообщений Ростеха и МИДа, в переговорах с пакистанской стороной о продаже ей вертолетов Ми-35 (экспортный вариант Ми-24) нет ничего сенсационного, идущего вразрез с предыдущей политикой Москвы на оружейном рынке Южной Азии. "Вертолетная техника поставлялась в Пакистан и ранее, а само военно-техническое сотрудничество с этой страной берет начало с 1960-х годов",— напомнили в МИД РФ. А в Ростехе упрекнули СМИ в распространении "недостоверной информации о том, что Россия "сняла эмбарго" на поставки оружия в Пакистан". "Какого-либо эмбарго на военно-техническое сотрудничество РФ с Пакистаном не было",— говорится в сообщении пресс-службы госкорпорации.
 
Тем не менее, если сделка с Исламабадом по Ми-35 состоится, она станет поворотным моментом во всей российской политике на азиатском оружейном рынке, где находятся крупнейшие покупатели российских вооружений и военной техники, в том числе Китай и Индия. Несмотря на то что поставки российских вертолетов Пакистану со второй половины 90-х годов имели место, Москва поставляла Исламабаду вертолеты Ми-17, которые могут быть использованы в невоенных целях (в отличие от Ми-35, созданных для выполнения сугубо боевых задач).
 
Спор же о том, существовало ли эмбарго на военно-техническое сотрудничество Москвы с Пакистаном,— это вопрос о терминах. Никакого документа, юридически запрещающего продавать оружие Исламабаду, Россия не подписывала. Но в январе 1993 года во время первого официального визита в Дели президент Борис Ельцин заверил индийскую сторону, что Москва не будет поставлять оружие непримиримому сопернику Индии Пакистану. До сих пор это заявление оставалось для Дели неформальной гарантией, что невозобновление российского военного сотрудничества с Пакистаном останется одним из обязательных условий развития российско-индийского стратегического партнерства. Индийская сторона все это время давала понять, что РФ должна неукоснительно придерживаться принципа "ни одного патрона Пакистану" и торг здесь неуместен.
 
Однако в последние годы, по мере диверсификации Индией источников поставок вооружений и отхода от былой зависимости от советского и российского оружия за счет более активной покупки американских, французских и британских образцов, Москва все более настойчиво давала понять, что она тоже сохраняет за собой право диверсифицировать рынок сбыта. "Возможность расширения взаимодействия с другими странами Южной и Юго-Восточной Азии всегда оставалась в повестке дня, и Пакистан здесь не исключение",— говорят в Ростехе.
 
Помимо поиска Москвой новых заказчиков на продукцию ВПК необходимость разморозить ВТС с Исламабадом также продиктована меняющейся геополитической ситуацией в мире и регионе и в частности возрастающей ролью Пакистана. Предстоящий вывод из Афганистана контингента США и НАТО, угроза нового всплеска радикального исламизма и реставрации режима талибов делает Исламабад едва ли не ключевым игроком, от которого во многом будет зависеть ситуация с безопасностью в Центральной Азии и среднеазиатских республиках.
 
Кроме того, стратегическое сближение Москвы с Пекином на фоне обострения отношений с Западом не может оставить в стороне Пакистан — ближайшего партнера КНР в Южной Азии. Ряд экспертов даже заговорили о возможности новой оси Россия—Китай—Пакистан как о противовесе азиатской политике президента США Барака Обамы.
 
Впрочем, внешне сильный ход Москвы может иметь и немалый побочный эффект для ее отношений с Индией, где в мае после парламентских выборов произошла смена правительства. "Индийская сторона восприняла новость о планируемой сделке с Пакистаном негативно. В Дели уже дали понять, что Москве в итоге придется выбирать, с кем ей развивать военное сотрудничество — с Индией или с Пакистаном",— сообщил "Ъ" источник в Дели, близкий к новому индийскому кабинету. "С военной точки зрения очевидно, что сделка по Ми-35 не сможет подорвать безопасность Индии, но важен прецедент,— пояснил "Ъ" независимый индийский эксперт Винай Шукла.— С точки зрения общественного мнения, новость о размораживании Москвой ВТС с Пакистаном, причем вскоре после прихода к власти правительства Нарендры Моди, воспринимается отрицательно. Те, кто рассуждал о чисто коммерческой стороне сделки, явно не учли геополитическую составляющую и те последствия, избежать которых не удастся".



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer