Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Эпоха превосходства американских беспилотников подходит к концу


1 июля 2014 года Эдвард Люс (Edward Luce), The Financial Times (перевод inoСМИ.Ru)


Америка не потерпит, чтобы какая-то другая страна действовала с таким же размахом и в обстановке такой же секретности.

Почти во всем мире беспилотный летательный аппарат Predator стал символом американской мощи. Это вездесущий и малозаметный беспилотник, способный нанести свой удар в любой момент. Эти машины патрулируют небо Центральной Азии, Северной Африки, Аравийского полуострова, а теперь и Ирака. У других стран есть ядерное оружие и авианосцы. Но никто не может сравниться со смертоносной хитростью американских ракет Hellfire. Поэтому неудивительно, что их так часто использовали два американских президента — Джордж Буш и Барак Обама. Однако их лучшая пора клонится сегодня к закату. Бесспорное преимущество Америки с ее дронами заканчивается.
 
Главная задача Обамы состоит в том, чтобы как можно скорее развернуть их во всем мире. В отличие от ядерного оружия, в мире нет договора регулирующего применение военных беспилотников. Примерно 10 лет Центральное разведывательное управление могло практически безнаказанно наносить с их помощью удары по целям — и при этом все отрицать. Из числа партнеров Америки достойной для закупки дронов посчитали только Британию. Но другие страны, включая Иран, чьи беспилотные аппараты патрулируют небо над Ираком точно так же, как и американцы, довольно легко скопировали эти машины. Китай даже экспортирует свои беспилотники. В прошлом месяце его первым крупным покупателем стала Саудовская Аравия. Как сообщает Rand Corporation, в ближайшие пять лет обладателями военных беспилотников станут многие страны, часть из которых имеет дурную репутацию.
 
Все это ставит в затруднительное положение Обаму и того, кто станет его преемником. Попросту говоря, США должны будут поступать, как лицемерный родитель: делай, как я говорю, а не как делаю. Никто не хочет, чтобы другие страны действовали так, как действуют США. Многие, включая самого Обаму, требуют, чтобы Америка использовала беспилотники в войне по принципу прозрачности. В данный момент Обама может отдать приказ на применение дрона с целью убийства, даже не признавая этот факт и не объясняя свой поступок никому. В Пакистане, Йемене и других странах таким способом были убиты сотни боевиков. Однако случайно вместе с ними погибли многие сотни, а может, и тысячи гражданских лиц.
 
Невозможно представить, как Америка может допустить, чтобы какая-то другая страна действовала с таким же размахом и в обстановке такой же секретности. Но она никак не сможет возразить, если какая-то страна поступит аналогичным образом. Представьте себе, что Китай решил заняться ликвидацией уйгурских сепаратистов в Афганистане или где-нибудь еще. Подобно «Аль-Каиде», уйгурское меньшинство в Китае представляет опасность для страны. Подобно «Аль-Каиде», уйгуры прибегают к терроризму. На каком основании Вашингтон сможет пожаловаться на такие действия Китая? Как отметил на прошлой неделе аналитический центр по проблемам безопасности Stimson Centre, китайский руководитель просто откажется признавать факты нанесения ударов беспилотниками, сославшись на соображения национальной безопасности, как это делает Обама. То же самое может сделать и Владимир Путин, если он решит наносить удары при помощи дронов на востоке Украины. И так далее. Угроза многополярности в применении беспилотных летательных аппаратов вполне реальна — и потенциально бесконечна. И уговоры Америки со ссылкой на мораль будут бесполезны и бессмысленны.
 
Кроме того, у Вашингтона не будет и серьезных правовых оснований для возражений. Америка может инстинктивно заявить об исключительном праве США на использование беспилотников. Те же самые аргументы она использует в Международном уголовном суде, чьи правила применимы ко всем военнослужащим, кроме американских. Поскольку Соединенные Штаты — это демократическая мировая держава, ей одной можно доверить использование дронов.
 
В таком утверждении мало правды. Положа руку на сердце, следует сказать, что большинство людей доверят Обаме использовать беспилотники против Си Цзиньпина, Путина или какого-нибудь принца из Персидского залива. Увы, это будет безосновательно для тех режимов, которых больше всего боятся в мире.
 
Таким образом, мы приближаемся к весьма странному критическому моменту. Пока другие страны приобретают беспилотники, Соединенные Штаты составляют правила их применения. Обама до ухода из Белого дома создаст прочную правовую основу для беспилотных летательных аппаратов.
 
Stimson Centre и прочие организации рекомендуют передать управление беспилотниками из придерживающегося строгих норм секретности ЦРУ в Пентагон, где эти нормы менее жесткие. Обама наверняка создаст независимую комиссию, чтобы та надзирала за тем, как американский президент использует эти аппараты. Он может даже пообещать сообщать о каждом ударе с публикацией подробностей результатов, в том числе, о гибели мирного населения. В порядке дня прозрачность. Однако непонятно, достаточно ли этого для того, чтобы сдержать остальных.
 
Другая проблема Обамы — это снижение действенности. Он и Буш в совокупности отдали приказы на нанесение почти 500 смертоносных ударов с применением беспилотников. Пик пришелся на первый президентский срок Обамы.
 
Но в последнее время американские удары применяются все реже. В последней бюджетной заявке Пентагон наполовину, до 2,7 миллиарда долларов, уменьшил сумму, которую он запрашивает на беспилотники по сравнению с прошлым годом.
 
Но угрозы терроризма продолжают распространяться, и в последние дни они с новой силой возникли в Ираке, где ответвление «Аль-Каиды» «Исламское государство Ирака и Леванта» создает угрозу существованию государства. На прошлой неделе Обама приказал направить беспилотники в воздушное пространство над Багдадом. Но он ясно дал понять, что пока они будут использоваться только для наблюдения и разведки.
 
Как в военное, так и в мирное время мы сегодня живем в эпоху роботов. Некоторые американские технологии будут непревзойденными еще много лет, и ни одна страна в мире не осмелится воевать с США методами традиционной войны. Однако часть таких технологий сегодня легко можно скопировать. Как оружие против террористов дроны не являются панацеей. Порождая бессильный страх, они создают то недовольство, из-за которого пополняются ряды террористов. Обама выяснил в Ираке, что человеческому участию нет замены. Как образование является главным ответом на увеличение числа роботов на рынке труда, так и терроризм может быть уничтожен только при помощи разведки, разума и умной дипломатии. В небе и на земле простых ответов не найти. В условиях, когда весь мир начинает вооружаться беспилотниками, у США нет иного выбора, и они просто обязаны поумнеть.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer