Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Виталий Лопота останется без "Энергии"


11 июля 2014 года Иван Сафронов, Сергей Горяшко, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", президент Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Виталий Лопота лишится своей должности. Основанием для этого послужили как накопившиеся проблемы "Энергии", так и возбужденное Следственным комитетом против господина Лопоты дело по статье "Злоупотребление полномочиями". РКК "Энергия", по сведениям "Ъ", возглавит нынешний гендиректор Научно-производственного объединения "Энергомаш" Владимир Солнцев.

О предстоящем увольнении Виталия Лопоты "Ъ" рассказал высокопоставленный источник в Федеральном космическом агентстве (Роскосмос). По его словам, "вопрос об отставке де-факто решен" и согласован между главой космического агентства Олегом Остапенко, гендиректором Объединенной ракетно-космической корпорации Игорем Комаровым и курирующим космическую отрасль вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Это подтверждает и собеседник "Ъ" в аппарате правительства: "Осталось определиться с датой проведения совета директоров, на котором увольнение Виталия Лопоты будет оформлено де-юре". По сведениям "Ъ", оно должно пройти до конца июля.
 
РКК "Энергия" — головное стратегическое предприятие России по пилотируемым космическим системам. Создана в 1994 году на базе Особого конструкторского бюро-1. Осуществляет разработку и эксплуатацию российского сегмента Международной космической станции, занимается изготовлением и обеспечением полетов космических грузовых кораблей "Прогресс" и пилотируемых "Союз". Крупнейшие акционеры — Росимущество (38,22%) и ООО "ИК "Развитие"" (17,32%). 12,4% принадлежит "Газфонду" и находится в доверительном управлении ЗАО "Лидер", еще 11,16% принадлежит ЗПИФ смешанных инвестиций "Стратегические активы" и находится под управлением ООО "УК "Агана"".
 
Вопрос об увольнении господина Лопоты ставил в 2012 году экс-руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин. В числе причин называлось тяжелое состояние предприятия, которое по факту выживало исключительно за счет создания пилотируемых и грузовых кораблей, а также серьезные финансовые проблемы морской платформы для пуска российско-украинских ракет "Зенит-3SL", известной как проект Sea Launch (его долговая нагрузка составляет, по разным оценкам, от $300 млн до $500 млн). Не добавляла баллов президенту "Энергии" и излишне независимая позиция по вопросам реструктуризации ракетно-космической промышленности: он никогда не стеснялся открыто критиковать предложения господина Поповкина. Например, господин Лопота считал, что крупнейшее двигателестроительное предприятие "Энергомаш" необходимо включить в состав холдинга, формируемого на основе "Энергии", хотя Владимир Поповкин предлагал иной сценарий: включение "Энергомаша" в холдинг на базе Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева.
 
Как вспоминает источник "Ъ" в космическом агентстве, Виталия Лопоту могли уволить и в середине 2013 года (после неудачного февральского старта ракеты "Зенит-3SL" в рамках проекта Sea Launch). Начавшийся разбор полетов показал, что масштаб проблем в "Энергии" куда серьезнее. Например, государство владело лишь 38,22% акций предприятия, а это, как рассказывали "Ъ" чиновники Роскосмоса, "значительно усложняло контроль над финансовыми потоками в корпорации" (см. "Ъ" от 1 марта 2013 года). По горячим следам были приняты экстренные меры: правительство поручило увеличить долю государства в "Энергии" до контрольного пакета, а Роскосмос направил на предприятие комиссию с проверкой дел проекта Sea Launch.
 
В 2013 году Виталий Лопота на посту удержался, а вот Владимир Поповкин из-за проблем со здоровьем с должности ушел. Но в апреле 2014 года Следственный комитет объявил, что результаты работы комиссии Роскосмоса легли в основу уголовного дела в отношении президента "Энергии" по ч. 1 ст. 201 УК РФ ("Злоупотребление полномочиями"). По версии следствия, в 2010 году он дал указания руководству дочернего предприятия ЗАО "Завод экспериментального машиностроения" РКК "Энергия" о предоставлении займов двум компаниям, участвующим в коммерческом проекте Sea Launch. Эти средства должны были быть использованы в качестве авансов по договорам на изготовление пилотируемых кораблей в рамках госконтрактов, но вместо этого займы предоставлялись аффилированным организациям на невыгодных для "Энергии" условиях. Ущерб следователи оценили более чем в 41 млн руб. Своей вины Виталий Лопота не признал. Спустя несколько недель Роскосмос начал готовить новую комиссию для проверки производственных мощностей предприятия.
 
Хотя у государства по-прежнему нет контрольного пакета в "Энергии", вопрос об отставке Виталия Лопоты с большой долей вероятности будет решен положительно. Как утверждает источник "Ъ" в правительстве, именно за такое решение проголосует Росимущество (38,22%), а его поддержат в "Газфонде" (12,4% акций находится в доверительном управлении ЗАО "Лидер"): "Соответствующие договоренности уже достигнуты".
 
Преемник господина Лопоты уже определен: им, по словам нескольких источников "Ъ" в Роскосмосе, станет генеральный директор "Энергомаша" Владимир Солнцев. "Он грамотный менеджер, который сумел вывести предприятие из глубокого кризиса, эти навыки будут востребованы в "Энергии"",— говорит один из собеседников "Ъ" в агентстве, напоминая, что в 2013 году выручка предприятия составила около 7 млрд руб. (три года назад — порядка 1,5 млрд руб.). К работе господина Солнцева, по данным "Ъ", у руководства Роскосмоса претензий практически нет, а двигатель РД-191 без нареканий отработал во время первого в истории пуска ракеты-носителя "Ангара-1.2ПП". Работу господина Солнцева высоко оценивали и в ОРКК. ""Энергомаш" несколько лет назад был на грани кризиса из-за падения объема заказов и недофинансирования,— заявлял Игорь Комаров в интервью "Ъ" 9 июня.— Но во многом благодаря работе Владимира Солнцева она исправилась. Улучшены показатели качества, эффективности, снижены накладные расходы".
 
В ОРКК и Роскосмосе информацию о кадровых перестановках в руководстве "Энергии" официально не комментируют. Сам Виталий Лопота на вопрос "Ъ" о своих карьерных перспективах ответил, что на совете директоров его "в отставку не отправят".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer