Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Какие бизнесы могут пострадать от запрета на хранение личных данных россиян за рубежом


09 июля 2014 года Татьяна Алешкина, Мария Гордеева, Яна Бородюк, Денис Сивичев, РБК Daily


Госдума в спешке приняла законопроект о переводе в Россию серверов с личными данными россиян. Эксперты и бизнесмены спорят о том, что именно нужно считать персональными данными и какие бизнесы пострадают от нового запрета на их хранение за рубежом. РБК поговорил с представителями разных отраслей, чтобы узнать, как новый закон отразится на их клиентах — обычных гражданах.

Банковский бизнес
 
Как прогнозировал Citibank, в 2013 году россияне могли потратить за границей по кредитным картам около 1,7 трлн руб. (примерно 53 млрд долл.). Начальник управления защиты информации Бинбанка Евгений Калашников считает, что новый закон затронет держателей карт российских банков в тех случаях, когда они будут совершать операции за рубежом. «Персональные данные держателей карт будут проходить через компании, которые не имеют серверов на территории России. Как будет решаться эта проблема — пока не ясно», — говорит Калашников. Он утешается тем, что закон вступает в силу лишь 1 сентября 2016 года, так что у всех заинтересованных сторон есть временной запас, чтобы должным образом организовать хранение данных российских пользователей.
 
Управляющий директор по электронному бизнесу Промсвязьбанка Алгирдас Шакманас считает, что степень влияния закона на работу банков будет зависеть от того, какими станут окончательные формулировки. «До принятия закона сложно оценить экономические последствия. Безусловно, часть российских предприятий, осуществляющих продажу товаров и услуг через Интернет, напрямую или через партнеров осуществляют обработку данных о клиентах вне территории России. Прежде всего этот закон коснется авиакомпаний и агентств по продаже авиабилетов, крупных ретейлеров, чьи сервера располагались в зарубежных дата-центрах. Этим компаниям придется инвестировать в развитие инфраструктуры на территории России, менять свои бизнес-процессы, возможно, часть операций будет вынужденно прекращена. Последствиями для банковской системы могут стать сокращение объема безналичных платежей по запрещенным операциям, в том числе по банковским картам. Также банки могут увидеть рост спроса на заемные средства со стороны предприятий для развития инфраструктуры», — рассуждает Шакманас.
 
Международные пассажирские перевозки
 
Онлайн-продажи только авиабилетов в России в 2013 году составили около 115 млрд руб. (около 3,6 млрд долл.), подсчитал директор по развитию тревел-агентства Pososhok.ru Кирилл Фаминский. По его прогнозам, в 2014 году рынок вырастет на 20—25%.
 
Для бронирования авиабилетов во всем мире используются международные компьютерные системы бронирования, серверы которых находятся за рубежом — Sabre (пользуется «Аэрофлот») и Gabriel («Трансаэро»), рассказали РБК представители авиакомпаний. И данные россиян передаются в другую страну, считают они. Российскую систему бронирования «Сирена-Трэвел» использует авиакомпания «ЮТэйр», поэтому систему продаж компании новый закон никак не затронет, говорит представитель этой авиакомпании.
 
Остальным авиаперевозчикам придется переключаться на российские системы бронирования билетов. Кроме «Сирены» такую систему сейчас разрабатывает «Росэлектроника» (входит в государственный «Ростех») совместно с Turkish Airlines и структурами, близкими к акционерам Внуково. Но на создание новой системы уйдет не менее пяти лет, уверяет сотрудник одной из крупных российских авиакомпаний.
 
Национальную систему онлайн-бронирования в любом случае придется сопрягать с зарубежными, говорит замгендиректора инвестиционной компании «Регион» Анатолий Ходоровский. Это возможно, но очень сложно технически — авиакомпаниям придется либо блокировать систему продаж, либо ставить дополнительные фильтры по хранению данных, рассказал эксперт. Новые технологии, договоры с зарубежными системами бронирования, переобучение персонала — все это дополнительные расходы, которые в итоге лягут в цену билета, считает Ходоровский. «Вопрос в том, кто за это заплатит, а заплатит всегда пассажир», — говорит эксперт. В итоге зарубежные продажи крупных авиакомпаний, например «Аэрофлота» и «Сибири» (S7), могут серьезно сократиться, уверен он. В этих компаниях комментировать ситуацию не стали.
 
Все зарубежные авиакомпании работают с глобальными системами, говорит представитель метапоисковика (формирует поисковую выдачу за счет смешивания и переранжирования результатов поиска других поисковиков). Aviasales.ru: если пассажир хочет полететь самолетом авиакомпании Lufthansa, он свои данные доверяет именно зарубежному серверу. Но запретить человеку доверять свои данные кому бы то ни было нельзя, уверен представитель поисковика.
 
Туристический бизнес
 
По данным исследовательской компании Synovate Comcon, 11% россиян в 2013 году совершили поездки за рубеж, в среднем каждый из них потратил на одну поездку около 36 тыс. руб. (примерно 1130 долл.) и 74% граждан пользовались услугами туристических агентств. При этом спрос на туристические интернет-сервисы по бронированию отелей растет, утверждает ассистент директора по маркетингу и коммуникациям Synovate Comcon Анна Зайцева.
 
По данным Data Insight, объем интернет-туризма (поездок, организованных с помощью Интернета) в 2013 году в России составил 230 млрд руб. (7,21 млрд долл.): в эту сумму входит и покупка билетов, и бронь гостиниц, и покупка туров. За прошлый год туристическими услугами онлайн воспользовались 9 млн россиян, подсчитала компания.
 
Гендиректор компании «Пегас Туристик» Анна Подгорная считает, что новый законопроект в первую очередь повлияет как раз на туристические интернет-сервисы, но вряд ли отразится на бизнесе обычных туроператоров. Саму идею нового законопроекта Подгорная считает удачной: «В ней есть здравый смысл, и личные данные пользователей действительно необходимо защищать».
 
Само понятие «персональные данные» сформулировано нечетко, и все будет зависеть от правоприменения, заявил гендиректор компании Qrator Labs (специализируется на защите сайтов от DDoS-атак) Александр Лямин. Работа сервисов по онлайн-бронированию, которые в любом случае имеют дело с персональными данными, поставлена под угрозу, полагает он: для переноса центров по обработке и хранению персональных данных у многих из них просто не хватит ресурсов.
 
Требование размещать центры по обработке персональных данных в России верное, считает технический директор компании Nutanix (разрабатывает высокотехнологичные компьютерные платформы) Максим Шапошников: такие данные представляют стратегическую ценность для государства, и страны-конкуренты не должны иметь к ним доступ. По мнению Шапошникова, непреодолимых сложностей по переносу центров обработки в Россию у крупных зарубежных сервисов не будет, а проблемы бронирования билетов и гостиниц будут, скорее всего, решены новыми поправками к закону.
 
Розничная торговля и почтовые пересылки
 
Как подсчитала Data Insight, объем интернет-торговли в России в 2013 году достиг 350 млрд руб. (примерно 11 млрд долл.), еще 150 млрд руб. (около 4,7 млрд долл.) люди потратили на покупки в зарубежных интернет-магазинах. По оценке компании, сейчас в России около 30 млн человек покупают товары и услуги через Интернет, из них 70% живут за пределами Москвы.
 
Новый законопроект вряд ли скажется на крупных игроках, таких как eBay или Aliexpress, считает гендиректор Insales (развивает сервис для создания интернет-магазинов) Тимофей Горшков. Представитель eBay Карина Грошева согласна, что законопроект не коснется деятельности ее компании: eBay не запрашивает у пользователей каких‑либо личных данных. «Все, что покупатель нам сообщает, — это логин и пароль, а они совершенно не привязаны к личности и никак ее не идентифицируют», — объясняет она.
 
У службы доставки в Россию товаров из иностранных интернет-магазинов Shipito нет серверов в России, поэтому сейчас вся информация о российских пользователях хранится в США, говорит представитель компании Сергей Смирнов. По его словам, если будет необходимость, компания рассмотрит вариант переноса серверов в Россию.
 
Большая часть почтовых отправлений из‑за рубежа — около 80% — это покупки из интернет-магазинов, говорили представители Федеральной таможенной службы (ФТС). По оценке компании ExpressRMS, объем международных отправлений в Россию в 2013 году составил около 43 млн, причем 95% посылок стоили дешевле 200 долл. Представитель «Почты России» заверил, что она готова к введению новых правил обработки и хранения персональных данных, так как никакие личные данные зарубежным компаниям не передаются.
 
Международная связь
 
За границей 58% туристов из России предпочитают связь от своих операторов в роуминге, а желающие сэкономить подключаются к сетям местных операторов (22%), бесплатному доступу в Интернет через Wi-Fi (18%) или звонят по телефону из гостиницы (2%), показало исследование издания TelecomDaily.
 
Представитель «Ростелекома» заявил, что компания соответствует грядущим требованиям по хранению и обработке персональных данных: пользователи могут не бояться перебоев с международной телефонной связью. Компания обладает собственными центрами обработки данных на территории России, и их легко масштабировать в соответствии с потребностями.
 
Ранее в МТС, «МегаФоне» и «ВымпелКоме» говорили, что большинство данных их клиентов хранится на территории России. Представитель МТС Дмитрий Солодовников отмечал, что обмен информацией с зарубежными партнерами происходит в обезличенном виде: например, сообщается идентификационный номер абонента и набор услуг. Представитель «МегаФона» Олеся Яременко говорила, что нововведение повлечет значительные расходы на переоборудование.
 
Будут проблемы у Skype, ожидает гендиректор Telecom­­Daily Денис Кусков: часть абонентов сервиса пользуются платными услугами, а они требуют обработки персональных данных.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer