Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Продажа "Мистралей" России незаконна?


15 июля 2014 года Клеман Ш. (Clement Ch.), L'Express (перевод inoСМИ.Ru)


Подписанное в 2011 году Францией и Россией соглашение о продаже двух кораблей типа «Мистраль» может столкнуться с препятствием в виде кодекса оружейного экспорта Европейского Союза.

Правительство идет наперекор всему
 
В 2011 году Франция подписала договор о продаже России двух «Мистралей» с возможностью заказа еще двух судов. «Мистраль» представляет собой десантный корабль стратегического назначения, который способен перевозить существенные армейские силы: 16 боевых вертолетов, 60 единиц бронетехники (в том числе танковый батальон) и 900 солдат. Париж стал первым членом НАТО, который согласился продать России стратегическое оружие, и его союзники не раз выражали сомнения по поводу сделки с самого начала переговоров. 
 
После российской агрессии на Украине контракт навлекает на себя все большую критику. В марте Россия аннексировала Крым, наплевав на нормы международного права, а сегодня продолжает поддерживать оружием и бойцами мятежников на востоке Украины. Таким образом, продажу современного оружия режиму, который открыто пытается силой перечертить границы в Европе, никак не назвать лучшим ходом для Франции. Однако наше правительство ничего не предпринимает, игнорируя недовольство союзников и проходящие по всему миру акции протеста против этого договора. 
 
По европейскому законодательству договор нелегален
 
Как бы то ни было, перед исполнением договора может встать препятствие в виде европейского законодательства. В 1998 году Европейский Союз утвердил собственный кодекс оружейного экспорта по инициативе Франции и Великобритании. В 2008 году эти нормы стали обязательными к исполнению, приняв форму общей позиции. Кодекс включает в себя восемь критериев, и несоответствие даже одному из них автоматически означает аннуляцию права на экспорт. Франция всегда говорила, что «играет чрезвычайно активную роль» в «расширении прозрачности и ответственности государств-членов в передаче оружия третьим странам». Поэтому сложно представить, что теперь она может пойти наперекор такой общей позиции. 
 
Критерии общей позиции относятся к странам-покупателям. И, как отмечают некоторые эксперты, Россия не соответствует, по крайней мере, шести из них. 
 
Во втором критерии европейской позиции значится, что страна-покупатель должна защищать права человека, чего вовсе не происходит в России, если судить по давлению на оппозиционеров и журналистов. 
 
Третий критерий предполагает отсутствие вооруженного конфликта на территории страны-покупателя. Это условие в России тоже можно считать невыполненным с учетом продолжающегося вот уже два десятилетия конфликта на Кавказе. 
 
В четвертом критерии обозначено, что страна-покупатель не должна ставить под угрозу стабильность, мир и безопасность в регионе и мире. Иначе говоря, государства-члены ЕС должны воздержаться от поставок оружия странам, которые могут напасть на другие суверенные государства или попытаться силой решить территориальные споры. С учетом силовой аннексии Крыма, нелегальной оккупации полуострова и поддержки восстания на востоке Украины (это если только ограничиться 2014 годом), Россия определенно нарушает этот критерий. 
 
Из пятого критерия следует, что Франция должна принимать во внимание интересы союзников и партнеров по ЕС. Некоторые наши союзники во главе с Польшей и Прибалтикой неоднократно повторяли, что сделка становится угрозой для их безопасности. Украина, партнер ЕС после подписания соглашения об ассоциации, стала объектом российской оккупации. То есть, данный критерий тоже не выполнен. 
 
Наконец, в шестом критерии оговариваются связи страны-покупателя с терроризмом и соблюдение ей норм международного права. Россия аннексировала Крым, несмотря на подписание Будапештского меморандума, по которому Украина отказывается от ядерного арсенала в обмен на гарантии неприкосновенности ее границ. Таким образом, Россия поставила под сомнение международное право и договор о нераспространении ядерного оружия. Значит, шестой критерий нарушен. 
 
Получается, что передавая оружие агрессору, который стремится силой перечертить границы в Европе, Франция сталкивается не только с нравственными проблемами и потенциальным недоверием со стороны союзников, но и юридическими препятствиями. Продажа «Мистралей» России может стать нарушением европейского законодательства и нанести серьезный удар по вере в европейские институты и ценности. 
 
Процедура и возможные решения
 
Но действительно ли эти критерии обладают обязательной силой? Бывший министр обороны Эрве Морен (Hervé Morin) так ответил на этот вопрос в обращении к Национальному собранию 2 февраля 2010 года: «Эта общая позиция представляет собой обладающий обязательной силой юридический акт, который не требует принятия каких-либо мер на национальном уровне и напрямую регулирует действия французской администрации. (...) Как следствие, решения межведомственной комиссии по экспорту военной техники также принимаются с учетом действующих эмбарго и ограничительных мер на основании исчерпывающих списков, которые дополняются по мере появления резолюций Организации объединенных наций и общих позиций Европейского Союза». 
 
Таким образом, межправительственная комиссия должна заблокировать экспорт «Мистралей» на основании общей позиции Европейского Союза. 
 
Однако решение оборонных вопросов всегда было суверенным делом каждой нации, и французское правительство может, несмотря на все это, проигнорировать нарушение нормы и передать «Мистрали» России. Как бы то ни было, считает Сильви Мателли (Sylvie Matelly), кодекс обладает обязательной силой и, следовательно, равнозначен закону. Поэтому, «в теории, любой европейский гражданин может подать в суд на нарушающее это решение европейское государство». По ее словам, успешно довести до конца такой процесс будет очень непросто, однако шансы на их появление «не равны нулю, и это касается как государств, так и предприятий». Таким образом, несмотря на все усилия правительства, история с «Мистралями» может получить неожиданное продолжение.


комментарии (1):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer