Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиакатастрофа над Донецком: "Откуда очевидцы на высоте 10 километров?"


18 июля 2014 года Александр Шагулин, Бизнес Online


В районе города Торез Донецкой области накануне потерпел крушение Boeing-777 «Малайзийских авиалиний», следовавший по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур. На борту лайнера находились 280 пассажиров (по другим данным — 283) и 15 членов экипажа. Спустя несколько часов после авиакатастрофы «информационная война», шедшая между Украиной и ополченцами, вышла на новый виток. Украинские власти обвинили в случившемся ополченцев самопровозглашенной Донецкой народной республики, те, в свою очередь, заявили, что лайнер сбит украинскими ВВС. В числе прочих версий российские СМИ, ссылаясь на «Росавиацию», предположили, что «охота» в небе шла на самолет, на борту которого летел Владимир Путин. Хронология событий, реакция мировой общественности и заявления известных блогеров — в обзоре «БИЗНЕС Online».

Авиакатастрофа и новый виток информационной войны
 
Накануне в районе города Торез Донецкой области потерпел крушение Boeing-777 «Малайзийских авиалиний», следовавший по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур. Лайнер шел на высоте 10,6 тыс. метров. На месте падения самолета были обнаружены обломки воздушного судна и тела погибших. На борту лайнера находились 280 пассажиров и 15 членов экипажа. Это самая крупная авиакатастрофа с 11 сентября 2001 года.
 
Сразу после падения самолета в сети с новой силой разразилась информационная война — пользователи по крупицам стали собирать данные в пользу той или иной версии. Российские СМИ заявили о том, что Boeing сбили украинские военные, украинские СМИ сообщили о том, что самолет был сбит ополченцами Донецкой народной республики. В пользу этой версии массово было растиражировано сообщение, оставленное лидером донецкой самообороны Игорем Стрелковым незадолго до того, как о крушении стало известно. В своем блоге он сообщил о том, что ополченцы ДНР сбили украинский самолет Ан-26. Через час это сообщение было удалено.
 
Тем временем в сети появилась фотография, сделанная пассажиром разбившегося Boeing. Перед вылетом из Амстердама, он опубликовал снимок в своем микроблоге Twitter, подписав: «Если он пропадет, то вот как он выглядит». Многие не сдерживали эмоций, наблюдая за новостями. Так, главный редактор информагентства «Россия сегодня» Маргарита Симоньян написала в микроблоге: «Кто бы это ни сделал, горите в аду. Ужас. Просто ужас». А телеведущий Владимир Соловьев спорил в Twitter с коллегами из Lifenews, которые, ссылаясь на очевидцев, сообщили о том, что за самолетом двигался самолет украинских ВВС. Соловьев поражался: «Откуда очевидцы на высоте 10 километров?»
 
К слову, ополченцы ДНР и журналисты Lifenews первыми прибыли на место крушения — в первые часы после катастрофы именно их снимки были растиражированы в сети. На фотографиях были обломки лайнера, документы пассажиров и их личные вещи — к примеру, путеводители по Малайзии. Телеканал Lifenews в прямом эфире показывал тела погибших, что вызвало неоднозначную реакцию пользователей сети. Телеведущий Первого канала Дмитрий Борисов написал в блоге: «Ну, эти кадры с телами крупным планом с места катастрофы — это уже слишком».
 
Пока Владимир Путин разговаривал о катастрофе с президентом США Бараком Обамой, стало известно о том, что большинство пассажиров были голландцами — 143 человека, остальные — австралицы, малайзийцы, американцы. В самолете также находились как минимум 80 детей. К посольствам Малайзии и Нидерландов в Москве начали нести цветы. После разговора Путина и Обамы в Белом доме состоялась экстренная пресс-конференция. Отвечая на вопрос о том, считает ли Вашингтон, что использовался тип ракет, которые ополченцы могли получить от России, представитель госдепа США Джен Псаки ответила: «Нет подтверждения, что это причина падения самолета». Чуть позже вице-президент США Джо Байден «предложил помощь США в том, чтобы разобраться, что случилось и почему».
 
Вслед за этим премьер-министр России Дмитрий Медведев оставил сообщение на своей странице в Facebook: «Глубокие соболезнования в связи с катастрофой самолета «Малайзийских авиалиний» в небе над Украиной. Эта трагедия унесла жизни нескольких сотен людей из разных стран. И стала большим горем для всех, кто потерял сегодня своих родных и близких. Скорблю по погибшим», — написал премьер.
 
Загадочный испанский диспетчер и «борт №1»
 
А премьер самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Бородай заявил, что у ополченцев ДНР нет вооружения, способного сбить пассажирский самолет на высоте 10 километров. Незадолго до этого советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко сообщил о том, что самолет был сбит из зенитно-ракетного комплекса «Бук». В социальных сетях появились фотографии, на которых был зафиксирован якобы тот самый ЗРК «Бук» при транспортировке в Донецке — правда, подлинность этих снимков у многих вызвала сомнение.
 
В вечернем выпуске новостей Первого канала сообщили о том, что Boeing сбил украинский «Су», а потом украинский «Су» сбили ополченцы. Впрочем, эту версию активно подвергли критике многие блогеры. А через полчаса информагентство «Россия сегодня» привело версию источника из «Росавиации», согласно которой «целью украинской ракеты мог быть самолет Путина. «Борт №1 и малазийский Boeing-777 пересекались в одной и той же точке и на одном эшелоне. Это произошло близ Варшавы, на 330-м эшелоне на высоте 10,1 тысячи метров. Борт номер один был там в 16:21 мск, малазийский самолет — в 15:44 мск», — пояснил источник. Вслед за этим телеведущий Сергей Брилев в своем Twitter выложил в качестве «информации для размышления» две фотографии — разбившегося лайнера и самолета президента России. Брилев указал на то, что воздушные судна можно легко спутать из-за схожести в окраске.
 
Военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко написал в Twitter: «Украинская ПВО ранее уже сбивала пассажирские самолеты: в октябре 2001 г. украинцы уничтожили над Черным морем Ту-154 авиакомпании «Сибирь». Комментируя авиакатастрофу, Коротченко заявил, что считает трагедию последствием «низкой квалификации и халатности украинских расчетов ПВО, которые не имели должной практики обращения с «Буком» последние 20 лет».
 
Глава службы безопасности Украины Валентин Наливайченко сообщил о том, что правоохранительные органы Украины возбудили уголовное дело по факту авиакатастрофы, а премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак тем временем написал в своем аккаунте в Twitter, что «потрясен» сообщениями о крушении лайнера национальной авиакомпании, и пообещал в 4 часа утра по местному времени провести пресс-конференцию. На ней он сообщил о том, что Малайзия направляет в Киев спецрейсом бригаду высокопоставленных представителей для выяснения всех обстоятельств на месте крушения.
 
Затем служба безопасности Украины на официальном канале YouTube выложила запись переговоров, предположительно, донецких ополченцев касательно сбитого пассажирского авиалайнера. Запись включает в себя несколько отдельных разговоров. Сначала Игорь «Бес» Безлер докладывает, как указано в сопроводительном тексте, полковнику ГРУ ВС РФ Василию Геранину о том, что группой «Минера» сбит самолет, который «упал за Енакиево». Затем человек с позывным «Майор» докладывает собеседнику с позывным «Грек», которого называет Сашей, о том, что борт оказался гражданским. «Грек» спрашивает, было ли на борту какое-либо вооружение, на что получает ответ: «Вообще ничего». Также «Майор» докладывает о найденных на месте документах «индонезийского студента из института Томпсона». Уже глубокой ночью пользователи стали распространять информацию о том, что переговоры — это фейк, созданный на скорую руку киевскими спецслужбами. Они обратили внимание на то, что в видеоролике «видна чехарда со временем». Впрочем, окончательно подлинность записи никто так не подтвердил и не опроверг.
 
Испанский авиадиспетчер написал в своем микроблоге в Twitter, что незадолго до крушения малазийского лайнера рядом с ним были замечены два украинских военных самолета. Правда, многие пользователи сети удивлялись тому, как испанец мог оказаться в диспетчерском пункте в Борисполе. «Что-то он подозрительно политически подкован», — пишет российский журналист и писатель Сергей Минаев в блоге, изучив Twitter диспетчера. Одно из последних сообщений диспетчера в блоге: «Прежде чем у нас заберут телефон или мне разобьют голову, ОН БЫЛ СБИТ КИЕВОМ».
 
После полуночи Путин на совещании в Кремле заявил, что Украина несет ответственность за крушение малайзийского Boeing. Он предложил начать совещание с минуты молчания в память о жертвах катастрофы. «Безусловно, государство, над территорией которого это произошло, несет ответственность за эту страшную трагедию. Этой трагедии не произошло бы, если бы на этой земле был мир, не были бы возобновлены боевые действия на юго-востоке Украины», — заявил президент и поручил российскому правительству сделать все возможное, чтобы установить объективную картину катастрофы. В том, что расследование причин катастрофы должна взять на себя международная независимая комиссия, сошлись все мировые лидеры. Официально информацию о нахождении «черного ящика» никто не подтвердил, хотя поздно ночью ополченцы сделали «информационный вброс» о том, что якобы нашли его на месте крушения.
 
«Я говорил с президентом Украины, он гарантировал, что это будет честное и прозрачное расследование, в котором малайзийские представители смогут принять участие. Международная команда должна быть допущена к расследованию, и никто не должен ничего перемещать с места трагедии, включая «черные ящики», — предупредил глава Малайзии Наджиб Тун Разак.
 
Особый фон в лентах информагентств ближе к полуночи создавали сообщения о том, что Белый дом оцеплен из-за подозрительного свертка, а Израиль ввел войска в сектор Газа в рамках операции «Нерушимая скала».
 
Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием событий.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer