Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиакатастрофа над Донецком: "Откуда очевидцы на высоте 10 километров?"


18 июля 2014 года Александр Шагулин, Бизнес Online


В районе города Торез Донецкой области накануне потерпел крушение Boeing-777 «Малайзийских авиалиний», следовавший по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур. На борту лайнера находились 280 пассажиров (по другим данным — 283) и 15 членов экипажа. Спустя несколько часов после авиакатастрофы «информационная война», шедшая между Украиной и ополченцами, вышла на новый виток. Украинские власти обвинили в случившемся ополченцев самопровозглашенной Донецкой народной республики, те, в свою очередь, заявили, что лайнер сбит украинскими ВВС. В числе прочих версий российские СМИ, ссылаясь на «Росавиацию», предположили, что «охота» в небе шла на самолет, на борту которого летел Владимир Путин. Хронология событий, реакция мировой общественности и заявления известных блогеров — в обзоре «БИЗНЕС Online».

Авиакатастрофа и новый виток информационной войны
 
Накануне в районе города Торез Донецкой области потерпел крушение Boeing-777 «Малайзийских авиалиний», следовавший по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур. Лайнер шел на высоте 10,6 тыс. метров. На месте падения самолета были обнаружены обломки воздушного судна и тела погибших. На борту лайнера находились 280 пассажиров и 15 членов экипажа. Это самая крупная авиакатастрофа с 11 сентября 2001 года.
 
Сразу после падения самолета в сети с новой силой разразилась информационная война — пользователи по крупицам стали собирать данные в пользу той или иной версии. Российские СМИ заявили о том, что Boeing сбили украинские военные, украинские СМИ сообщили о том, что самолет был сбит ополченцами Донецкой народной республики. В пользу этой версии массово было растиражировано сообщение, оставленное лидером донецкой самообороны Игорем Стрелковым незадолго до того, как о крушении стало известно. В своем блоге он сообщил о том, что ополченцы ДНР сбили украинский самолет Ан-26. Через час это сообщение было удалено.
 
Тем временем в сети появилась фотография, сделанная пассажиром разбившегося Boeing. Перед вылетом из Амстердама, он опубликовал снимок в своем микроблоге Twitter, подписав: «Если он пропадет, то вот как он выглядит». Многие не сдерживали эмоций, наблюдая за новостями. Так, главный редактор информагентства «Россия сегодня» Маргарита Симоньян написала в микроблоге: «Кто бы это ни сделал, горите в аду. Ужас. Просто ужас». А телеведущий Владимир Соловьев спорил в Twitter с коллегами из Lifenews, которые, ссылаясь на очевидцев, сообщили о том, что за самолетом двигался самолет украинских ВВС. Соловьев поражался: «Откуда очевидцы на высоте 10 километров?»
 
К слову, ополченцы ДНР и журналисты Lifenews первыми прибыли на место крушения — в первые часы после катастрофы именно их снимки были растиражированы в сети. На фотографиях были обломки лайнера, документы пассажиров и их личные вещи — к примеру, путеводители по Малайзии. Телеканал Lifenews в прямом эфире показывал тела погибших, что вызвало неоднозначную реакцию пользователей сети. Телеведущий Первого канала Дмитрий Борисов написал в блоге: «Ну, эти кадры с телами крупным планом с места катастрофы — это уже слишком».
 
Пока Владимир Путин разговаривал о катастрофе с президентом США Бараком Обамой, стало известно о том, что большинство пассажиров были голландцами — 143 человека, остальные — австралицы, малайзийцы, американцы. В самолете также находились как минимум 80 детей. К посольствам Малайзии и Нидерландов в Москве начали нести цветы. После разговора Путина и Обамы в Белом доме состоялась экстренная пресс-конференция. Отвечая на вопрос о том, считает ли Вашингтон, что использовался тип ракет, которые ополченцы могли получить от России, представитель госдепа США Джен Псаки ответила: «Нет подтверждения, что это причина падения самолета». Чуть позже вице-президент США Джо Байден «предложил помощь США в том, чтобы разобраться, что случилось и почему».
 
Вслед за этим премьер-министр России Дмитрий Медведев оставил сообщение на своей странице в Facebook: «Глубокие соболезнования в связи с катастрофой самолета «Малайзийских авиалиний» в небе над Украиной. Эта трагедия унесла жизни нескольких сотен людей из разных стран. И стала большим горем для всех, кто потерял сегодня своих родных и близких. Скорблю по погибшим», — написал премьер.
 
Загадочный испанский диспетчер и «борт №1»
 
А премьер самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Бородай заявил, что у ополченцев ДНР нет вооружения, способного сбить пассажирский самолет на высоте 10 километров. Незадолго до этого советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко сообщил о том, что самолет был сбит из зенитно-ракетного комплекса «Бук». В социальных сетях появились фотографии, на которых был зафиксирован якобы тот самый ЗРК «Бук» при транспортировке в Донецке — правда, подлинность этих снимков у многих вызвала сомнение.
 
В вечернем выпуске новостей Первого канала сообщили о том, что Boeing сбил украинский «Су», а потом украинский «Су» сбили ополченцы. Впрочем, эту версию активно подвергли критике многие блогеры. А через полчаса информагентство «Россия сегодня» привело версию источника из «Росавиации», согласно которой «целью украинской ракеты мог быть самолет Путина. «Борт №1 и малазийский Boeing-777 пересекались в одной и той же точке и на одном эшелоне. Это произошло близ Варшавы, на 330-м эшелоне на высоте 10,1 тысячи метров. Борт номер один был там в 16:21 мск, малазийский самолет — в 15:44 мск», — пояснил источник. Вслед за этим телеведущий Сергей Брилев в своем Twitter выложил в качестве «информации для размышления» две фотографии — разбившегося лайнера и самолета президента России. Брилев указал на то, что воздушные судна можно легко спутать из-за схожести в окраске.
 
Военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко написал в Twitter: «Украинская ПВО ранее уже сбивала пассажирские самолеты: в октябре 2001 г. украинцы уничтожили над Черным морем Ту-154 авиакомпании «Сибирь». Комментируя авиакатастрофу, Коротченко заявил, что считает трагедию последствием «низкой квалификации и халатности украинских расчетов ПВО, которые не имели должной практики обращения с «Буком» последние 20 лет».
 
Глава службы безопасности Украины Валентин Наливайченко сообщил о том, что правоохранительные органы Украины возбудили уголовное дело по факту авиакатастрофы, а премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак тем временем написал в своем аккаунте в Twitter, что «потрясен» сообщениями о крушении лайнера национальной авиакомпании, и пообещал в 4 часа утра по местному времени провести пресс-конференцию. На ней он сообщил о том, что Малайзия направляет в Киев спецрейсом бригаду высокопоставленных представителей для выяснения всех обстоятельств на месте крушения.
 
Затем служба безопасности Украины на официальном канале YouTube выложила запись переговоров, предположительно, донецких ополченцев касательно сбитого пассажирского авиалайнера. Запись включает в себя несколько отдельных разговоров. Сначала Игорь «Бес» Безлер докладывает, как указано в сопроводительном тексте, полковнику ГРУ ВС РФ Василию Геранину о том, что группой «Минера» сбит самолет, который «упал за Енакиево». Затем человек с позывным «Майор» докладывает собеседнику с позывным «Грек», которого называет Сашей, о том, что борт оказался гражданским. «Грек» спрашивает, было ли на борту какое-либо вооружение, на что получает ответ: «Вообще ничего». Также «Майор» докладывает о найденных на месте документах «индонезийского студента из института Томпсона». Уже глубокой ночью пользователи стали распространять информацию о том, что переговоры — это фейк, созданный на скорую руку киевскими спецслужбами. Они обратили внимание на то, что в видеоролике «видна чехарда со временем». Впрочем, окончательно подлинность записи никто так не подтвердил и не опроверг.
 
Испанский авиадиспетчер написал в своем микроблоге в Twitter, что незадолго до крушения малазийского лайнера рядом с ним были замечены два украинских военных самолета. Правда, многие пользователи сети удивлялись тому, как испанец мог оказаться в диспетчерском пункте в Борисполе. «Что-то он подозрительно политически подкован», — пишет российский журналист и писатель Сергей Минаев в блоге, изучив Twitter диспетчера. Одно из последних сообщений диспетчера в блоге: «Прежде чем у нас заберут телефон или мне разобьют голову, ОН БЫЛ СБИТ КИЕВОМ».
 
После полуночи Путин на совещании в Кремле заявил, что Украина несет ответственность за крушение малайзийского Boeing. Он предложил начать совещание с минуты молчания в память о жертвах катастрофы. «Безусловно, государство, над территорией которого это произошло, несет ответственность за эту страшную трагедию. Этой трагедии не произошло бы, если бы на этой земле был мир, не были бы возобновлены боевые действия на юго-востоке Украины», — заявил президент и поручил российскому правительству сделать все возможное, чтобы установить объективную картину катастрофы. В том, что расследование причин катастрофы должна взять на себя международная независимая комиссия, сошлись все мировые лидеры. Официально информацию о нахождении «черного ящика» никто не подтвердил, хотя поздно ночью ополченцы сделали «информационный вброс» о том, что якобы нашли его на месте крушения.
 
«Я говорил с президентом Украины, он гарантировал, что это будет честное и прозрачное расследование, в котором малайзийские представители смогут принять участие. Международная команда должна быть допущена к расследованию, и никто не должен ничего перемещать с места трагедии, включая «черные ящики», — предупредил глава Малайзии Наджиб Тун Разак.
 
Особый фон в лентах информагентств ближе к полуночи создавали сообщения о том, что Белый дом оцеплен из-за подозрительного свертка, а Израиль ввел войска в сектор Газа в рамках операции «Нерушимая скала».
 
Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием событий.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer