Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Буки» и самолеты


22 июля 2014 года Илья Крамник, Lenta.ru


В ситуационном центре Минобороны России прошел брифинг, посвященный инциденту с уничтожением самолета «Боинг-777» Malaysia Airlines 17 июля 2014 года. Брифинг проводил начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Андрей Картаполов. В ходе брифинга Минобороны России представило доказательства возможной причастности Украины к гибели пассажирского лайнера, на борту которого находилось почти 300 человек.

Основу российской позиции составляют данные, полученные с помощью разведывательных спутников и радиолокационных станций Минобороны, контролирующих воздушное пространство в зоне конфликта и территорию восточной Украины.
 
«Буки»
 
Ключевым доказательством возможной причастности вооруженных сил Украины к гибели лайнера стали спутниковые снимки района конфликта, зафиксировавшие расположение и перемещения украинских ЗРК «Бук», а также данные о работе радиолокационных станций 9С18 «Купол» этих комплексов. В совокупности представленные данные дают любопытную картину: в течение трех дней, предшествовавших катастрофе, отмечалось непрерывное нарастание интенсивности работы радаров. 15 июля зафиксирована работа семи станций 9С18, 16 июля — восьми, а в день гибели лайнера, 17 июля — девяти «Куполов». В этот же день отмечены перемещения пусковых установок. На следующий день (18 июля) интенсивность резко снизилась, и начиная с этого времени ежедневно отмечается работа не более 2-3 станций данного типа.
 
Спутниковые снимки позволили зафиксировать точное расположение «Буков» в районе конфликта: к северо-западу от Луганска, и близ Донецка. Затем, 17 июля было зафиксировано исчезновение части установок ранее размещавшихся на позиции близ Донецка, и появление батареи «Буков» в районе поселка Зарощинское — в 50 километрах к востоку от Донецка и восьми километрах к югу от Шахтерска. С этой позиции «Бук» мог поразить лайнер в точке начала его падения над городом Торез. При этом на следующий день батарея с этой позиции уже исчезла. Особо стоит отметить тот факт, что данный район вплотную прилегает к позициям ополченцев (Шахтерск контролируется силами ДНР), и появление там батареи «Бука» было серьезным риском, который должен был иметь какое-то объяснение.
 
На этот момент обратил внимание и проводивший брифинг начальник ГОУ Генштаба. «Возникает вопрос, почему батарея оказалась в этом районе вблизи территории, контролируемой ополченцами, непосредственно перед трагедией? Съемки этого района, произведенные 18 июля, показали, что батарея оставила занимаемую ранее позицию», — отметил генерал Картаполов.
 
Самолеты
 
Как было заявлено в ходе брифинга, российские радары в момент катастрофы фиксировали наличие поблизости от точки уничтожения «Боинга» двух самолетов. Первым был, скорее всего, штурмовик Су-25, обнаруженный поблизости от точки начала падения лайнера в 17:19. Расстояние между ним и сбитым «Боингом» составляло 3-5 километров, что вполне по силам для ракет класса «воздух-воздух» типа Р-60, которыми могут быть вооружены штурмовики этого типа.
 
Кроме того, в момент разрушения «Боинга», в 17:21, в той же отметке наблюдался еще один летательный аппарат, предположительно, боевой самолет, который в течение четырех минут наблюдался радиолокационными постами Усть-Донецка и Бутурино с территории России. Ранее этот самолет не могли обнаружить из-за малой высоты полета: дежурные средства контроля воздушного пространства в данном регионе контролируют воздушное пространство начиная с высот 5000 метров и более. В свою очередь, присутствовавший на брифинге начальник Главного штаба ВВС генерал-лейтенант Игорь Макушев напомнил, что «ранее украинские официальные лица сообщали, что в тот день украинских военных самолетов в районе авиапроисшествия не было».
 
Так на ком же шапка горит?
 
Отдельным поводом для разбора стали предъявляемые украинскими СМИ в качестве доказательств российской причастности к гибели «Боинга» кадры видеосъемки, на которых якобы перевозят установку «Бук» обратно с Украины в Россию. На видео утверждается, что установки были засняты во время пересечения российско-украинской границы.
 
«Это явная подтасовка материалов. Снимки осуществлялись в городе Красноармейске, что подтверждается находящимся рядом с дорогой баннером, на котором указан адрес автосалона на улице Днепропетровская, дом 34», — сказал Картаполов, комментируя это видео. Начальник ГОУ добавил, что Красноармейск с 11 мая находится под контролем украинской армии.
 
Независимо от того, к какой версии причины гибели самолета придет комиссия по расследованию катастрофы, можно отметить, что сама по себе попытка подобного ложного обвинения говорит скорее о стремлении истинного виновника замести следы преступления, чем о чем-либо еще.
 
Особое внимание российские военные обратили на возможное наличие картины произошедшего у США, обладающих мощной спутниковой группировкой. По утверждению Андрея Картаполова, в момент катастрофы над районом гибели лайнера проходил американский разведывательный спутник, предназначенный для обнаружения и отслеживания ракетных пусков. Оставляя в стороне версии о прямом знании США о причинах гибели лайнера, можно достаточно уверенно предполагать, что они обладают не меньшим набором визуальной информации и данных радиотехнической разведки о происходившем в небе над Донецкой областью 17 июля 2014 года.
 
Версии
 
Суммируя версии, которые могут вытекать из сказанного начальником главного оперативного управления Генштаба, можно говорить о следующих вероятностях:
 
1. Случайное уничтожение самолета силами ПВО Украины. В этом варианте гибель лайнера могла быть вызвана неверным распознаванием цели — радары украинского ЗРК в сочетании, например, с отказавшей системой госопознавания, приняли свой Су-25 за вражеский боевой самолет — неважно, российский, или пресловутый штурмовик луганских ополченцев. Произошедшая вслед за этим ошибка в селекции целей могла привести к тому, что мишенью оказался Боинг-777 малайзийских авиалиний.
 
2. Намеренное уничтожение. В этом случае малайзийский самолет с большим количеством граждан стран НАТО и других союзников США на борту был сознательно выбран как мишень, с заранее обдуманным намерением переложить вину на ополчение. Смысл данной операции может заключаться в отвлечении внимания украинского общества от тяжелых потерь, которые ВС Украины несли в предыдущие дни в наземных боях, и предотвращении неминуемого политического кризиса. Боевые самолеты вблизи места гибели лайнера в этом случае, скорее всего, выполняли задачу контролеров с возможным приказом на добивание цели.
 
Обвинения в адрес ополчения, подкрепленные информацией о наличии у подразделений ДНР некоторых элементов ЗРК «Бук», в свою очередь могли спровоцировать вмешательство в конфликт НАТО, или. как минимум, расширение поддержки Украины со стороны Альянса. В свою очередь, политическое поле для поддержки Новороссии со стороны РФ резко сужалось. При этом очевидно возникшая растерянность ополчения позволила украинским силам добиться в последовавшие после катастрофы три дня заметных успехов.
 
***
 
Насколько верна российская интерпретация событий 17 июля 2014 года и вытекающие из нее версии — должно, в идеале, показать расследование катастрофы. Однако кое-что очевидно уже сейчас: у противоположной стороны пока что нет ничего, похожего на доказательства. Российским спутниковым снимкам и данным радиотехнической разведки противопоставляются невнятные куски видео и скриншоты из социальных сетей. Для беспристрастного суда эти доказательства явно неравноценны.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer