Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Роскосмос потерял контроль над спутником "Фотон-М"


24 июля 2014 года Иван Чеберко , Известия


Научно-исследовательский космический аппарат, запущенный с Байконура несколько дней назад, перестал принимать команды с Земли.

Запущенный 19 июля с Байконура исследовательский спутник «Фотон-М» практически сразу вышел из строя. В течение первых дней полета специалистам Центра управления полетами (ЦУП) не удается передать команды на борт космического аппарата.
 
— Телеметрия с «Фотона» приходит, но команды он не воспринимает, — описал ситуацию информированный источник в Роскосмосе. — Говорить о потере рано, еще есть шансы на восстановление связи, но в любом случае выполнение программы запланированных научных экспериментов уже под угрозой.
 
Научно-исследовательский спутник «Фотон-М» № 4 разработан самарским ОАО «Ракетно-космический центр «Прогресс». Программа его полета рассчитана на 60 суток. На борту «Фотона-М» № 4 установлено 22 комплекта научной аппаратуры, основная часть которой предназначена для экспериментов по космической технологии. Например, планируется отработка методики выращивания ценных кристаллов в космосе: на «Фотоне» в условиях невесомости 12 кристаллов будут расти свободно в течение двух месяцев.
 
Биологическая часть миссии «Фотона-М» включает восемь программ. В рамках эксперимента «Геккон-Ф4» в космос полетели гекконы: главной целью является изучение влияния микрогравитации на организм взрослых животных, их половое поведение и эмбриональное развитие. Эксперимент «Флуотрек» планировалось провести для исследования состояния внутриклеточных систем при действии факторов космического полета. Исследование процесса получения электричества с помощью микроорганизмов-электрогенов в условиях невесомости — задача эксперимента «Биоэлектричество».
 
По окончании исследований научную аппаратуру с экспериментальными образцами в спускаемом аппарате планировалось вернуть на Землю для дальнейшего изучения.
 
Биологическую часть программы исследований на «Фотон-М» ведет институт медико-биологических проблем РАН (ИМБП). Официальный представитель ИМБП Марк Белаковский отказался комментировать ситуацию, порекомендовав обратиться в Роскосмос.
 
Руководитель департамента информационной политики Роскосмоса Алла Разуваева оставила ситуацию без комментариев, отметив, что в скором времени по «Фотону-М» может быть выпущено отдельное сообщение.
 
В самарском «Прогрессе» на вопрос «Известий» также не ответили.
 
На сегодняшний день эксперты не берутся предсказать дальнейшую судьбу «Фотона-М», отмечая, что время на спасение аппарата еще есть.
 
— Системы связи обычно дублируются: если в течение какого-то времени нет связи с Землей, аппарат по идее должен начать менять комплект прибора, который отвечает за связь, — рассказал «Известиям» руководитель одного из предприятий Роскосмоса, участвующего в создании спутников. — Это стандарт для всех наших спутников. Что касается возможности выполнить программу полета автономно, то я не думаю, что на «Фотон» могла быть заранее заложена вся последовательность команд по многочисленным научным экспериментам и дальнейшей посадке. Если управление аппаратом восстановить не удастся, он наверняка будет потерян.
 
Проблемы с научными спутниками производства самарского «Прогресса» случаются не впервые. Стартовавший в прошлом году научно-исследовательский спутник «Бион-М» предусматривал обширную программу опытов с животными, но полностью ее реализовать не удалось из-за отказов бортовой аппаратуры. Так, все монгольские песчанки погибли из-за того, что их отсек был полностью обесточен — еда и кислород им не подавались. Из-за частичного отказа системы подачи корма погибла часть черных мышей. Не выжили на борту «Биона-М» рыбы-цихлиды, однако российские ученые утверждают, что всё оборудование для их жизнеобеспечения изготовлено германскими учеными, которые и ответственны за провал эксперимента.
 
— Очередная нештатная ситуация с космическим аппаратом — признак системного кризиса в отрасли, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Если плохо настроены работа, технологическая дисциплина, система контроля, то либо то откажет, либо другое. Что мы и видим на примере научных аппаратов: «Фобос-грунт» умер сразу после старта, у «Биона-М1» половина аппаратуры отказала на орбите, а с «Фотоном» теперь связи нет.
 



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer