Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Воздушная тревога


25 июля 2014 года Ксения Дьякова-Тиноку, Известия


В Берлине в рамках Международной авиакосмической выставки ILA впервые состоялся Международный форум ведущих аэрокосмических вузов. В уникальном по формату мероприятии приняли участие более 80 приглашенных — руководители профильных образовательных учреждений, мировые эксперты в области образования и главы авиационно-космических предприятий и компаний из России и Европы.

Участники обсуждали перспективы аэрокосмического образования, последние технологии в обучении, тонкие аспекты международного сотрудничества в этой довольно закрытой сфере, а также вопросы формирования рейтинга учебных заведений. Кроме того, что автором идеи форума и его организатором стал Московский авиационный институт (МАИ), в те же дни в Русском доме науки и культуры в Берлине прошла презентация российских университетов Aerospace Education in Russia для школьников, обучающихся в Германии. Презентация была посвящена популяризации аэрокосмического образования в нашей стране.
 
Курс на сближение
 
В центре внимания форума было взаимодействие будущих выпускников и их потенциальных работодателей во время обучения. Увы, в России до сих пор сохраняется довольно печальная ситуация — вакансий в аэрокосмической промышленности предостаточно, но выпускники профильных вузов предпочитают не работать по специальности из-за низких зарплат.
 
Правда, по словам Алексея Сидорова, проректора МАИ по учебной работе, за последние 5–6 лет отрасль стала более щедро финансироваться и уровни зарплат подросли. А еще появились базовые кафедры, призванные сблизить студентов и работодателей уже в процессе обучения. Работают они следующим образом: сначала студенты проходят основной теоретический курс в МАИ, а затем изучают специальные предметы на предприятии, эту кафедру основавшем, к примеру — в «ОКБ» Сухого. В этом есть очевидные плюсы, но при этом репутация самого вуза может и пострадать — ведь непонятно, кто именно в этом случае несет ответственность за знания, которые получил студент.
 
На форуме была озвучена и одна из острейших проблем российского образования — недостаточное знание студентами иностранных (в первую очередь английского) языков, что мешает им элементарно ездить на стажировку в зарубежные вузы или обмениваться опытом с коллегами-иностранцами. Интересно, что один из участников форума, представитель крупнейшей международной корпорации, пожаловался «Известиям», что в программе было много выступлений только на русском языке и ему было трудно следить за повесткой дня.
 
Какие же специальности будут востребованы аэрокосмическими предприятиями и компаниями в будущем? Проректор МАИ подчеркивает, что сегодня самолеты создаются целой командой разноплановых специалистов, а не только конструкторским бюро, как в советские годы. «Хороший конструктор может быть и не самым эффективным экономистом. Можно спроектировать идеальный самолет, но стоимость его производства может превысить все мыслимые границы. Как и экологический вред от его эксплуатации», — отметил Алексей Сидоров.
 
Поэтому в отрасли будут обязательно востребованы и талантливые управленцы, и специалисты по экологической безопасности, и, конечно, ее «хлеб и масло» — инженеры-машиностроители. «На пике популярности в ЕС — специальности, связанные с системной интеграцией и архитектурой, менеджментом проектов и программ, контролем за качеством и его улучшением», — отмечает Рейчел Шредер, участница берлинского форума, глава отдела по персоналу компании Airbus. Для борьбы с нехваткой кадров она предлагает для начала диагностировать «пустоты», а затем разработать обучающие программы именно в этих областях. Параллельно учебные заведения должны информировать абитуриентов и студентов о новых возможностях, а также работать над имиджем дефицитных профессий, делая их более привлекательными для молодежи.
 
Беспилотники
 
Уже обозначенная кадровая «напряженка» особенно болезненно ощущается авиакомпаниями. Сегодня пилоты постпенсионного возраста — далеко не редкость. По оценкам специалистов, в России есть два основных учебных заведения, где можно овладеть профессией пилота — Академия гражданской авиации в Санкт-Петербурге и Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. За последние 10 лет они выпустили всего около трех тысяч летчиков. Но дело даже не в этом — выпускников все равно не возьмут в авиакомпанию без дополнительных часов налета и переподготовки под конкретный тип самолета, а это требует значительных затрат, на которые авиакомпании идти не хотят по ряду причин.
 
«У России нет проблем с квалифицированными кадрами, просто России они не нужны!» — считает Дмитрий Толстенев, управляющий партнер Diamond Aero Group. Вот в СССР они, по всей видимости, были необходимы: работала целая отраслевая система высших и средних учебных заведений, которая ковала кадры для Министерства гражданской авиации. «А что происходит сейчас? Подготовка пилотов в Прибалтике и Америке в кратчайшие сроки и непонятные деньги? Специалисты нужны не стране, а конкретным авиакомпаниям», — сетует эксперт.
 
Дмитрий Толстенев считает наиболее эффективной трехстороннюю схему подготовки авиаперсонала, в которой будут участвовать, собственно, сами авиакомпании, кандидаты, желающие стать авиаспециалистами, и некая государственная (или государственно-частная) система подготовки кадров. У авиакомпаний есть потребность в кадрах, в то же время есть достаточное количество кандидатов, желающих пройти обучение и работать. Так за чем же дело стало?
 
Сложность в том, что авиакомпании не готовы просто так оплачивать обучение, не имея гарантий, что подготовленный специалист отработает должный период времени и окупит с лихвой все инвестиции. Трудовое законодательство РФ тоже не способствует этому. Имея третьего игрока, который будет не только готовить за деньги авиакомпаний специалистов, но и гарантировать возврат вложений, можно рассчитывать на улучшение ситуации. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов тех кандидатов, которые желают пройти обучение за свой счет — для них это те же инвестиции в будущее. «Если эта «третья сторона» даст гарантии трудоустройства после обучения — будет еще один поток готовых авиаспецов!» — подчеркивает управляющий партнер Diamond Aero Group.
 
Он один такой
 
На сегодня «Аэрофлот» — пока единственная российская авиакомпания, которая может позволить себе обучение собственного летного состава. «Сейчас в нашем штате — 1800 пилотов», — сообщают в пресс-службе авиакомпании. — Казалось бы, немало, но, несмотря на это, мы испытываем серьезную нехватку кадров. Поэтому в «Аэрофлоте» ведется постоянная работа по набору летчиков: мы привлекаем действующих пилотов, компания ведет постоянную работу по переучиванию летчиков на собственных и арендованных тренажерах».
 
В «Аэрофлот» 90% пилотов приходят из учебного отряда. Подготовка начинается с наземного курса, который длится от 4 до 6 месяцев. В это время пилот изучает теорию, международные документы, правила полетов за границу и внутреннюю «конституцию» — руководство по производству полетов авиакомпании. Затем будущие пилоты отрабатывают навыки на тренажере легких самолетов со стеклянной кабиной DA-42. После этого предусмотрены теоретические занятия на специальном тренажере, имитирующем кабину самолета, и полеты на полнопилотажном тренажере А-320. И лишь по окончании этого курса начинается подготовка к управлению Airbus.
 
Программа ввода в строй второго пилота занимает 150 часов. После прохождения соответствующих комиссий летчики становятся полноправными вторыми пилотами и приступают к самостоятельным полетам на самолете А320. «Как только человек налетал примерно 1800 часов вторым пилотом — это примерно три года, его кандидатура рассматривается на ввод в строй командиром воздушного судна (КВС). И опять начинаются учеба, проверки, тренажеры — процесс долгий и тяжелый. Тем не менее у нас есть ребята, которые трудный путь от второго пилота до КВС прошли всего за три года», — резюмируют в пресс-службе компании.
 
Дефицит — всеобщий
 
Возможно, кого-то утешит, что дефицит специалистов — проблема не только российская. Нехватка пилотов и авиадиспетчеров существует на мировом уровне. По данным компании Boeing, в ближайшие 20 лет количество пассажирских рейсов должно увеличиться в два раза, а число новых пилотов — достичь полумиллиона. В то же время механизмы государственной регуляции повсеместно становятся все строже, а сроки обучения растут. Как сообщает авиационный портал AFM, основной спрос на пилотов демонстрирует Азиатско-Тихоокеанский регион — к 2032 году ему потребуется дополнительно 190 тыс. летчиков. В Европе эта цифра составит примерно 100 тыс., в Северной Америке — 85 тыс. пилотов.
 
В каком-то смысле мешают и внутренние запреты авиакомпаний на наем сотрудников-иностранцев: к примеру, IndiGO может нанимать только индийцев, в Thai Airways работают только тайцы, а в TAP Portugal — только португальские пилоты. В странах Ближнего Востока, напротив, процент пилотов из других государств очень высок: иначе просто некому будет поднимать самолеты в воздух. Напомним: в России с марта 2014 года иностранцы смогут устраиваться на работу пилотами российской гражданской авиации, в том числе в качестве командира воздушного судна...
 
За деньги можно все
 
Чтобы получить свидетельство пилота за рубежом, как правило, придется раскошелиться. Впрочем, крупнейшие авиакомпании ЕС имеют свои обучающие курсы, что несколько облегчает положение дел. Тем не менее в Великобритании сумма обучения в летной школе может составить 150 тыс. фунтов и выше за полный курс. При этом огромные затраты не гарантируют, что вы пройдете курс до конца или удачно устроитесь на работу в дальнейшем.
 
Голландская обучающая компания EPST (European Pilot Selection & Training) принимает только 15% от общего числа платежеспособных абитуриентов: отбор основан не только на знаниях, интеллектуальных тестах и проверках координации, но и на личностных аспектах, лидерских задатках и подтвержденном умении вливаться в команду. Такой строгий отбор гарантирует, что в кресле пилота окажутся только самые достойные и надежные кандидаты, но явно не увеличивает их число.
 
У США принципиально иной подход к обучению. Исторически сложилось, что большинство летчиков сначала получают частную лицензию (PPL) — бороздя небо на небольших, возможно, даже собственных самолетах, а уже потом — коммерческую (CPL), работая на местных авиаперевозчиков. И только на третьем этапе могут сотрудничать с международными авиалиниями. При этом пилотов тоже отчаянно не хватает — большинство региональных авиакомпаний уже не располагают достаточными средствами для их обучения. А повышение стандарта часов налета до 1,5 тыс. в 2010 году, спровоцированное громкой катастрофой самолета местной Colgan Air, многие эксперты сочли просто драконовским. Так что кризис только нарастает...
 
Романтический полет под облаками, мысли о путешествиях по всему миру за штурвалом крылатой машины не могут вдруг перестать волновать мальчишеские сердца. Да и профессия пилота продолжает оставаться одной из самых престижных, высокооплачиваемых, а главное — востребованных. Остается только ждать, когда наконец законодатели, министерства и авиакомпании найдут общий язык и дадут «простым романтикам» осуществить свою мечту.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer