Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Что случилось с небом


28 июля 2014 года Татьяна Шадрина, Российская газета


С начала этого года в авиакатастрофах по всему миру уже погибли 858 человек. Только за неделю в июле разбились три пассажирских самолета. Ранее были еще четыре трагедии, попавшие на первые полосы газет.

Летать самолетами стало опасно? За последние четыре года таких больших потерь даже близко не было. В прошлом году трагедии в небе оборвали жизни 156 пассажиров, до этого - 430-450. Что случилось с небом? Риски гражданской авиации увеличились? Трагичное стечение обстоятельств? Преступления?
 
Все эти вопросы в полной мере касаются расследования причин гибели малайзийского "Боинга-777-200", погибшего с 298 пассажирами в небе Украины. Но вокруг него с первой минуты трагедии начали пениться политические страсти. Россия настойчиво пытается вернуть расследование в профессиональное русло.
 
Вчера была сформирована группа специалистов для участия в расследовании авиакатастрофы "Боинга-777-200". Уполномоченным по расследованию от нашей страны назначен замглавы Росавиации Олег Сторчевой. Он и возглавит эту группу, сообщили "РГ" в минтрансе.
 
Российская сторона подготовила 28 вопросов к Украине, которые передадут в комиссию по расследованию авиакатастрофы, сообщил ранее глава Росавиации Александр Нерадько. Ответы на них помогут установить точную причину аварии.
 
Есть среди них вопросы, которые касаются работы навигационных систем. И не случайно. Как рассказали "РГ" эксперты-авиаторы, навигационная система GPS еще в начале 1990-х годов во время операции "Буря в пустыне" давала сбой. А весной этого года Росавиация предупреждала авиакомпании, чтобы они были готовы над Украиной использовать другие средства.
 
Тогда агентство сообщило об отказе бортовых систем GPS гражданского самолета А321 при полете над Украиной.
 
Подобного рода инцидент произошел и в 2012 году, когда южнокорейский пассажирский лайнер зафиксировал отказ GPS при пролете над Северной Кореей. И помехи в навигации Международная организация гражданской авиации рассматривала тогда как реальную угрозу для безопасности полетов.
 
Эксперты объясняют, почему система дает сбой. GPS предоставляет два вида услуг: SPS - стандартной точности (для гражданских пользователей) и PPS - высокой точности (для военных). При разработке системы точность SPS в 100 метров считалась достаточной для гражданских целей. По мере испытаний оказалось, что подсистема SPS точнее, чем предполагалось.
 
Для сохранения преимущества высокой точности для военных с марта 1990 года был введен режим "ограничения доступа" SA (Selective Availability), искусственно снижающий точность гражданского GPS.
 
Иногда при перенастройке наземной части навигации даже автомобиль на экране может ехать не по дороге, а вдруг оказаться в озере. Но если на дороге мы ориентируемся "на глазок", то на больших высотах экипаж ориентируется на навигацию и рекомендации диспетчера. И очень важно знать, использовала ли Украина в день крушения малайзийского "Боинга" средства создания помех для работы системы GPS.
 
Это может объяснить причину отклонения воздушного судна севернее от линии, которая задавалась планом полета, считают в Росавиации. По словам Александра Нерадько, принимая во внимание, что в момент полета малазийского "Боинга" в том же районе находились другие самолеты, необходимо срочно получить от их экипажей замечания о работе бортового и наземного навигационного оборудования.
 
Кроме того, говорит Нерадько, необходимо получить информацию о том, как экипаж воздушного судна готовился к этому полету и какие ограничения на использование воздушного пространства были доведены до сведения экипажа перед полетом. Также требуется провести расшифровку данных самописцев, обратив особое внимание на работоспособность навигационного оборудования и траекторные параметры движения самолета, считают в Росавиации.
 
И возможные помехи нужно учесть при разработке и введении новых правил по безопасности полетов, которые, возможно, рассмотрят в ИКАО уже на этой неделе. В Монреале запланирована встреча с представителями профильных ведомств для обсуждения и координации мер в сфере авиационной безопасности после крушения малайзийского Boeing на востоке Украины, передает Рейтер.
 
В ней примут участие руководители ИКАО, а также Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), Организации гражданского аэронавигационного обслуживания и Международного совета аэропортов. Планируется конкретизировать роль каждого из этих агентств в обеспечении безопасности воздушного пространства над потенциально опасными зонами.
 
Интересно, в США уже заявили, что не намерены добиваться внесения изменений в стандарты ИКАО или рекомендуемую ей практику обеспечения безопасности во время полетов, пролегающих над зонами конфликтов. А также участвовать в подготовке новых общемировых норм слежения за передвижением самолетов гражданской авиации.
 
По меньшей мере, странная позиция. Особенно в нынешней ситуации, когда количество потенциально опасных территорий в мире сильно возросло. И логично было бы, чтобы над ними мировая гражданская авиация разработала единые механизмы регулирования полетов, считает главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.
 
А над зоной военных действий летать не надо вообще, даже на больших высотах. Вопрос в том, что считать зоной военных действий? Понятно, что государство, имея власть над своей территорией, может закрыть небо для полетов. А если оно этого не делает? Как менять трассы полета и на каком основании? И кто это может и должен решать? Вопросов много, но ответов - нет, сказал в беседе с "РГ" Алексей Синицкий.
 
"В авиации не принято до окончания расследования катастрофы выдвигать версии о ее причинах и виновных, но трагедия малазийского Boeing 777 на востоке Украины - тот случай, когда главного виновного можно назвать уже сейчас. Несмотря на то что в регионе идут полномасштабные боевые действия с применением всех видов вооружения (а как говорят эксперты, и запрещенных), украинское правительство не выполнило своих обязательств перед мировым сообществом и не предприняло необходимых мер по обеспечению безопасности полетов воздушных судов в своем суверенном воздушном пространстве.  По сути, своим отказом от признания региона зоной боевых действий и незакрытием воздушного пространства правительство в Киеве создало все условия для трагического события", отметил главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров.
 
Если закрыть небо над регионом, то наступят последствия. В том числе и финансовые. Небесный транзит - золотое дело. По некоторым данным, Украина получала за него 200 миллионов долларов в год. Вот и Израиль говорит, что в его небе можно летать пассажирским самолетам. Но Европейское агентство безопасности полетов рекомендовало в четверг воздержаться от рейсов в Тель-Авив. И если уж пускать самолеты, то национальным авиационным властям европейских стран нужно тщательно оценивать риски, считают там. При этом авиационные власти Израиля готовы поддерживать и незамедлительно информировать другие национальные авиационные власти , Европейское агентство безопасности полетов и операторов обо всех происходящих в Израиле изменениях текущей ситуации в небе. Но окончательное решение о рейсе принимает авиакомпания.
 
И когда в регионе не спокойно, то пассажиры не особо стремятся туда. Получается, что самолеты не заполняются. И часто, как бы не цинично звучало, авиакомпании отменяют несколько рейсов, под предлогом безопасности. А на самом деле ждут, когда укомплектуется борт для рейса, отмечают эксперты.
 
Да и перевозчики теряют при наступлении последствий. И лизингодатели, и страховщики могут поднимать тарифы для компенсации своих рисков. Но за счет пассажиров авиакомпаниям вряд ли удастся покрыть все расходы. В том числе и на новые мили. У пассажиров кошельки не резиновые, сказал Алексей Синицкий. Все это только подтверждает вывод экспертов, что нужны четкие и жесткие единые правила нахождения самолета в небе и слежения за ним.
 
Летать или не летать?
 
Авиакатастрофы произошли в этом году в разных странах. И у каждой из них свои причины. Здесь нет системности в ошибках, уверяют эксперты "РГ".
 
 
Не поддерживают они и мнение, что авиация стала самым опасным видом транспорта. Статистика аварий, наоборот, ставит самолет на первое место по безопасности.
 
После него идут водный и железнодорожный транспорт. По подсчетам ИКАО, на миллион вылетов приходится одна катастрофа. Вероятность, что пассажир погибнет в авиакатастрофе, составляет примерно 1/8 миллиона.
 
А самый опасный транспорт - автомобили. Но про ДТП на дорогах начинают говорить в топовых новостях только при большом числе жертв. Тогда как в за январь-апрель 2014 года в России в авариях погибли 6 тысяч 330 человек. Ранены более 61,5 тысячи.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer