Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотные горизонты Белоруссии


30 июля 2014 года Денис Федутинов, ВПК


Белоруссия реализует программу создания беспилотных авиационных систем, пытаясь быть в общемировом тренде. Над проектами БЛА различных классов и типов работает целый ряд компаний. Пожалуй, лучшим местом для того, чтобы ознакомиться с существующим положением дел в данной области, является международный салон вооружений и военной техники MILEX. В Минске после трехлетнего перерыва состоялась 7-я по счету выставка.

Многообещающие мини
 
Наибольшее развитие в Белоруссии, как и в других странах, получили беспилотные системы мини-класса. В первую очередь стоит упомянуть уже находящиеся на вооружении «Беркут-1» и «Беркут-2», которые были выставлены на открытой площадке компании «Агат – Системы управления».
 
Первый предназначен для поиска и обнаружения наземных и надводных объектов и определения их координат. Аппарат массой около 3,5 килограмма может находиться в воздухе до полутора часов, вести наблюдение и получать в реальном масштабе времени фото-, теле- и тепловизионные изображения местности в радиусе до 15 километров от наземной станции управления. Более тяжелый «Беркут-2» обеспечивает работу на дальностях до 35 километров в течение максимум двух часов. Любопытно, что оба комплекса представляют собой модернизированные версии российских систем «Иркут-3» и «Иркут-10», разработанных одноименной корпорацией.
 
Нельзя не отметить разработки Военной академии Республики Беларусь. Здесь достаточно давно занимаются созданием мини-БЛА, систем управления ими и комплексами в целом. Соответствующие разработки можно было видеть на предыдущих салонах «МИЛЕКС». В этом году академия представила общественности две системы: «НТЛёт» и «Москит».
 
Комплекс с БЛА «Москит» демонстрировался еще три года назад. Выполненный по схеме «летающее крыло» небольшой аппарат массой порядка двух килограммов может находиться в воздухе до 35 минут. Комплекс предназначен для дистанционного слежения за выбранным оператором участком местности, автоматизированного обнаружения объектов наблюдения, определения их географических координат и последующей передачи полученной информации потребителям. Ожидается, что уже осенью этот комплекс будет принят на вооружение сил специальных операций ВС РБ.
 
«НТЛёт» несколько крупнее, его взлетная масса – более девяти килограммов. В воздухе он может находиться до 1,5 часа, выполняя полет на удалениях до 25 километров от наземной станции управления. Созданный совместно с компанией «НТЛаб-ИС» комплекс, как отмечается в материалах, представленных на стенде Военной академии, предназначен для мониторинга земной и водной поверхности. Он может использоваться для продолжительного скрытного наблюдения за подвижными и стационарными объектами в режиме реального времени, обнаружения объектов наблюдения, определения их географических координат с последующей передачей полученной информации потребителям и тестирования (отладки) бортовых радиоэлектронных компонентов.
 
Разработкой и созданием комплексов с БЛА для гражданского применения в Белоруссии на протяжении нескольких лет занимается Физико-технический институт Национальной академии наук (ФТИ НАН). На «МИЛЕКС-2014» были показаны три системы мини-класса семейства «Бусел», созданные в рамках соответствующей госпрограммы. Аппараты выполнены по классической самолетной схеме с двумя двигателями с тянущими винтами и различаются только взлетной массой, варьирующейся от 6 до 12 килограммов в зависимости от модели, габаритами, хвостовым оперением и составом полезной нагрузки, которая может включать различные ТВ- и ИК-камеры. Системы предназначены для видеомониторинга местности и объектов, для выполнения сопровождения и охраны, обнаружения возгораний, мониторинга сельхоз-угодий, ландшафтной съемки и т. п.
 
По словам разработчиков, комплексы с БЛА «Бусел» и «Бусел М» уже производятся серийно в интересах белорусского Министерства по чрезвычайным ситуациям, а также на экспорт. Госиспытания третьего из комплексов – «Бусел М50», как ожидается, будут завершены в этом году.
 
Тактический класс
 
Системы так называемого Shadow-класса являются одними из самых востребованных в мире. К их преимуществам относятся достаточная грузоподъемность, позволяющая установить аппаратуру для ведения разведки и наблюдения в хорошем разрешении, сочетающаяся с разумной стоимостью. На выставке в Минске демонстрировались сразу две системы тактического класса – одна для военного применения, вторая для гражданского и специального.
 
На статической экспозиции компании «Агат – Системы управления» можно было наблюдать комплекс с БЛА тактического класса «Гриф 1». Разработка велась более трех лет по осуществляемой в Белоруссии госпрограмме развития систем БЛА. В ней помимо «Агата» принимали участие национальные компании: INDELA, KVAND, ЛЭМТ, «НТЛаб-ИС». Производство БЛА развернуто на базе 558-го авиаремонтного завода в Барановичах.
 
«Гриф 1» с максимальной взлетной массой около 150 килограммов может выполнять полеты продолжительностью до пяти часов, неся на борту аппаратуру общей массой до 20 килограммов. В состав полезной нагрузки входят сменные модули для видовой и радиоэлектронной разведки, а также для РЭБ. По словам генерального директора компании «Агат – Системы управления» Юрия Мосиенко, на данный момент комплекс прошел испытания по линии Министерства обороны Белоруссии и с 2015 года будет производиться в интересах ведомства серийно.
 
Упоминавшийся ФТИ НАН на «МИЛЕКС-2014» впервые продемонстрировал общественности комплекс «Буревестник» с БЛА самодельного типа взлетной массой 250 килограммов. По заявлениям разработчиков, он способен выполнять полеты на дальность до 290 километров, продолжительностью до шести часов. На его борту располагается целевая нагрузка, включая гиростабилизированный модуль оптико-электронного мониторинга в составе ТВ-, фото- и ИК-камер, а также лазерный дальномер и средства радиационного контроля.
 
Комплекс создавался в интересах республиканского Министерства по чрезвычайным ситуациям. Однако разработчики наряду с МЧС называют и другие гражданские и специальные области применения, в том числе контроль общественного правопорядка, границы и прилегающих территорий, охрану окружающей среды, выполнение мониторинговых задач в лесном и сельском хозяйстве и т. п.
 
Вертолеты под заказ
 
Беспилотные вертолеты достаточно редки по сравнению с БЛА самолетного типа, что связано с большими техническими сложностями, а также существенными финансовыми затратами. Тем не менее на «МИЛЕКС» можно было увидеть сразу две подобные системы с БЛА различных классов. Первая из них уже на слуху. Это система INSKY минской компании INDELA, известной своими разработками в области беспилотный авиационной техники.
 
Комплекс с БЛА INSKY уже демонстрировался ранее, в частности на «МИЛЕКС-2011» и «МАКС-2013». Однако в этом году разработчики привезли на выставку, как заявил генеральный конструктор компании Владимир Чудаков, значительно обновленную версию.
 
Многофункциональный комплекс с БЛА INSKY среднего радиуса действия может использоваться в интересах как военных, так и гражданских заказчиков. Легкий вертолет взлетной массой около 125 килограммов может выполнять полеты продолжительностью до пяти часов. С установленной на борту аппаратурой разведки и наблюдения на наземную станцию управления в режиме реального времени передается информация в видимом и тепловом диапазонах волн. Радиус действия комплекса БЛА достигает 100 километров.
 
Начато серийное производство комплекса. Компания INDELA не раскрывает покупателей, указывая лишь то, что заказчики – иностранцы.
 
Второй из упомянутых беспилотных комплексов вертолетного типа выполнен компанией «Кванд ИС». На стенде фирмы выставлялся комплекс Surveyor Н с вертолетом UVH-29E. Этот аппарат значительно меньше БЛА INSKY, имеет взлетную массу всего 25 килограммов. По словам представителей фирмы, он оснащен собственной системой управления, позволяющей выполнять автоматические взлет, посадку и перемещение по маршруту. Комплекс позиционируется разработчиками как система видеонаблюдения и мониторинга, доставки нагрузки, постановки помех, ретрансляции, определения координат целей и их подсветки, а также как научно-исследовательская летающая лаборатория.
 
Аэростатные системы
 
Беспилотный дирижабль БАК ЭМ относится к малогабаритным аппаратам воздухоплавательного типа. Его длина – всего 8,7 метра, диаметр оболочки – около 2,5 метра. Дирижабль поднимает на высоту до 500 метров аппаратуру наблюдения массой до трех килограммов. По информации разработчиков, комплекс может применяться при ветровой нагрузке до 8 м/с. При этом в штиль дирижабль может находиться в воздухе до 11 часов, обеспечивая передачу данных на расстояния до 50 километров.
 
В 2013 году БАК ЭМ прошел этап государственных испытаний, после чего был доработан для возможности применения при скорости ветра до 14 м/с. Испытания нового варианта уже начались. Ожидается, что в текущем году беспилотный дирижабль получит литеру серийного образца. По словам разработчиков, на сегодня имеется действующий контракт на поставку одного комплекса зарубежному заказчику.
 
Своими силами
 
Мировой тренд на оснащение военных и специальных структур различными беспилотными и роботизированными системами не прошел мимо Белоруссии. Вместе с тем очевидно, что заказчики из силовых ведомств страны вынуждены действовать с оглядкой на ограниченность в финансах.
 
В результате специфика белорусского рынка соответствующих систем вооружений и военной техники состоит главным образом в ориентации на собственные силы. Иностранные разработчики систем БЛА, присутствовавшие на «МИЛЕКС», были представлены исключительно Китаем, который в последние годы участвует практически везде. Впрочем, у Поднебесной скорее получится поставить белорусским заказчикам определенные подсистемы и элементную базу, чем конечные изделия.
 
Государственная программа создания и производства комплексов БЛА включает в себя две большие подпрограммы. Одна нацелена на многофункциональные БЛА, компоненты и технологии производства. Вторая предусматривает создание комплексов военного назначения. Процесс создания современных систем БЛА в Белоруссии идет небыстро, однако некоторые положительные сдвиги в этой части можно видеть уже сейчас, что, собственно, и продемонстрировал «МИЛЕКС».



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer