Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Время вспомнить о моторах


14 августа 2014 года Владимир Леонов, Аргументы Недели


Во вторник на совещании в ОКБ имени А. Люльки вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин заявил: – Россия перенесёт производство газотурбинных двигателей для фрегатов ВМФ из украинского Николаева в Рыбинск. За этими словами стоит очень многое. Паники нет, но за два-три года даже скопировать агрегаты такого уровня невероятно сложно. Вице-премьер подчёркивает: – Сроки, которые были объявлены президентом по импортозамещению, должны быть выполнены.

Сделать, ответить или уйти
 
Значит, надо рвать жилы и вспоминать, как работать на результат. Те люди, которые сегодня возглавляют Минпромторг и Объединённую двигателестроительную корпорацию, этого не знают и не умеют. Тут нужны интеграторы и организаторы производства иного уровня, со специальным образованием, отличающие форсажную камеру от газогенератора. Благодаря сегодняшним «эффективным» менеджерам (их расплодилось так много, что список получится слишком длинным) страна оказалась в патовой ситуации. Газотурбинными энергетическими установками украинского предприятия «Зоря-Машпроект» оснащены практически все, за малым исключением, боевые надводные корабли российского флота. Строящиеся на калининградском заводе «Янтарь» и санкт-петербургской «Северной верфи» фрегаты дальней морской зоны проектов 11356 и 22350 тоже. Минобороны планирует закупить, как минимум, 14 кораблей этих типов – Военно-морскому флоту России срочно требуется обновление матчасти. Само собой, с Украины двигатели для них мы уже не получим.
 
Значит, теперь НПО «Сатурн» должно обеспечить российский ВМФ силовыми газотурбинными установками. Ничего нового в этом нет – ещё полтора десятка лет назад Рыбинск назначили головным предприятием по этой теме. Только по факту ничего не сделано, зависимость от украинских двигателестроителей как была, так и осталась. Не существует пока ни одного корабля с силовой установкой из Рыбинска. Можно предположить, что, вместо того чтобы работать по этой крайне болезненной теме, все силы бросили на освоение отвёрточной сборки двигателя SaM-146 для самолёта «Сухой Суперджет 100». Следует отметить, что все наиболее важные части этого двигателя делают во Франции, нас к ним не подпускают. В свете санкций это поистине мина замедленного действия – газогенератор, сердце двигателя, французы производят по американской лицензии.
 
Перспективный авиадвигатель НК-93
 
Надо ставить точку и вводить персональную ответственность за любое порученное дело. На всех уровнях – так, как это было накануне и во время Великой Отечественной войны. Расстреливать за проваленные планы совсем не обязательно, но и отпускать негодяев и бездельников с «золотыми парашютами» на вольные хлеба преступно. Страна сейчас попала в ситуацию, мало чем отличающуюся от событий 75-летней давности.
 
На флот, на космос, на авиацию…
 
Исполнительный директор частного самарского предприятия ОАО «Металлист-Самара», которое организационно не входит в ОДК, Юрий Елисеев категоричен:
 
– Люди, которые в своё время «сдали» отечественную авиацию и отправились закупать всё на Западе, сейчас пытаются от этой практики отойти. Это «неберущийся интеграл», этих людей надо менять.
Можно, конечно, продолжать пускать пыль в глаза руководству страны, показывать им светлые цеха финишной сборки. Телевизионщиков с камерами – туда же. А Юрий Елисеев поступает иначе:
 
– Пройдитесь по цехам, познакомьтесь с производством, потом поговорим.
 
В 2012 г., когда он возглавлял ОАО «Кузнецов», новый губернатор Самарской области Николай Меркушкин приехал знакомиться с одним из крупнейших предприятий двигателестроительной отрасли страны. Елисеев, вместо того чтобы показать «товар лицом», пригласил губернатора в литейный цех, который не видел модернизации и ремонта с 1942 года. По реакции Меркушкина, рассказывает Елисеев, понял, что поступил верно – узнать реальное положение дел для того оказалось важнее формального прохода по чистеньким производствам.
 
Легко сказать «пройдитесь» – территория завода более 40 гектаров. Из корпуса в корпус переезжали на микроавтобусе. Повезло на «Металлисте» увидеть раритет – стотонный механический пресс фирмы «Толедо» 1926 года выпуска. Мастер-наладчик поставил начальству условие: «Продадите этот пресс – уволюсь». Не продали, раритет исправно работает на благо аэрокосмического комплекса России. Тут же громады станков полувековой (в лучшем случае) давности, закопчённые стены литейки, темноватый гальванический цех. Во многих цехах кипит работа по вывозу старого оборудования, готовят площади для нового. Уже видны просветы: работают несколько почти новых металлообрабатывающих центров с числовым программным управлением (ЧПУ). Молодой парень присматривает за техникой. Знакомимся. Оператору Сергею здесь нравится, планы на будущее простые:
 
– Учиться дальше, на инженера, не собираюсь, меня и так всё устраивает. Руководство предприятия нормальное, с приходом Елисеева повернулось лицом к рабочим, зарплату выдают вовремя. Работа интересная.
 
Технический контроль на высоте, жесточайший, осуществляется самыми современными методами. В газотурбостроении вообще много любопытных особенностей. На испытаниях форсажных камер сжигают до 45 тонн керосина. КПД форсажной камеры – 95%. Соответственно, около 2,5 тонн керосина мелкой взвесью оседают на специалистах. Говорят, к обеденному перерыву волосы уже так «набриолинены», что сверкают на свету.
 
Задачка «на вырост»
 
Недавно привезли два корабельных газотурбинных движка. Огромные! Мощность – около 15 тыс. киловатт каждый. В жутком состоянии – три десятка лет за плечами, сделаны на Украине. Где лежали, что с ними делали – доподлинно неизвестно. Надо восстанавливать, ещё пара на очереди. Без них сразу два корабля никогда не вернутся в боевой состав Военно-морского флота России. Первый двигатель уже разобрали, изучают. Документации, паспортов на них нет. Скептики издеваются – без документации и украинских спецов до конца века не отремонтировать. Но к маю следующего года надо постараться сдать заказчику. Слава богу, на «Металлисте» есть настоящие специалисты, реальный генеральный конструктор Дмитрий Федорченко и истинный профессионал-двигателестроитель, организатор производства Юрий Елисеев:
 
– Если бы всё было просто, то к нам бы не обращались. Есть трудности – будем решать. Для завода это толчок к развитию. Подтянем технологии, специалистов. Интрига одна – сейчас «Металлист» предприятие-комплектатор 2-го уровня. Мне это никогда не нравилось. Сейчас у нас есть шанс выйти на собственное производство двигателей. И для самолёта «Рысачок», я надеюсь, будем делать двигатель на нашем заводе. Говорят, реклама – двигатель торговли, а я считаю – конкуренция двигатель прогресса. Будем конкурировать со всеми – с Рыбинском в том числе.
 
30% далеко немаловажных частей двигателей, камеры сгорания, форсажные камеры, сопла для стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-22М3 сделаны именно здесь. ОАО «Металлист-Самара» является единственным в России изготовителем металлических звукопоглощающих конструкций (ЗПК) для авиационных двигателей, в том числе и для перспективного ПД-14. Звукопоглощающие корпусы и оболочки входят в силовую схему двигателя, выполняя и несущие функции, изготавливаются из титановых сплавов и нержавеющей стали. Особая гордость – камеры сгорания жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) для ракет-носителей «Ангара», «Зенит», «Протон» и американских «Атласов». Стало сразу ясно, почему в фойе главной проходной висит написанное фломастером от руки, немного коряво, поздравление с успешным испытательным пуском ракеты «Ангара».
 
Но это всё комплектующие для других, «братских» предприятий. На «Металлисте» замахнулись делать собственный конечный продукт. Как сказал генеральный конструктор Дмитрий Федорченко, «начало положено. Надо работать».
 
Требуются…
 
Самарский метрополитен пестрит объявлениями «Требуются…» Присмотрелся – это не привычные для москвичей приглашения стать машинистом, милиционером или, на крайний случай, водителем легковушки. Завод авиационных подшипников (ныне совершенно неблагозвучное ОАО «ЕПК Самара») ищет специалистов сразу 11 рабочих специальностей: термист, травильщик, наладчик станков… В связи с «увеличением объёмов производства». Говорят, дела на этом критично важном для всего авиапрома заводе постепенно налаживаются. Но развал профессионального образования налицо. Интересно, откуда вдруг возникнет наладчик станков? Из воздуха? Или по наследству от отца получит профессию? Как на Востоке существовали и существуют династии сапожников, медников, портных. Дед сапожник, отец сапожник, сын… Но наладчик станков – это уже не из той области. И не с улицы. И Украина нам своими «трудовыми резервами» не поможет. Десятки, сотни, тысячи предприятий, попавших под извращённое управление «эффективных» рыночников, сегодня беспомощно барахтаются на поверхности, но выплыть из омута никак не могут. Даже если дать за обычный болтик для авиапрома не рубль, а сто. Или сто тысяч… Сделать спецболтик – уметь надо. Сегодня государство готово платить за эти «болтики», вот только делать их почти некому.
 
Пока почти некому...


комментарии (2):

Sany      15/08/2014 [15:03:50]#1
Спасибо за статью. Актуально и точно подмечено.Кадры решают всё. Но могу отметить что есть ещё специалисты в самарской области. Так что будем жить.

Сашочек      19/08/2014 [16:55:20]#2
Хочется обратиться к Верховным Правителям России. Ваши величества! Ваши благородия! Господа! Товарищи!
Не верьте в то, что Вам докладывают господа из ВПК, Минпромторга о том, что к ноябрю текущего года они смогут представить Вам настоящую программу импортозамещения изделий, позволяющих выполнить программы создания кораблей для военно-морского флота, самолетов, двигателейи, систем управления для ВВС, а также всех средств для Космических сил!
Ни в том, ни в другом ведомстве нет специалистов по двигателям, самолетам, системам управления. Там нет специалистов по материалам, технологиям, организации освоения даже простых изделий. В Минпромторге министр, его заместитель и начальник департамента не являются специалистами ни в одной производственной и технологических сферах. Ни один из них ни дня не работал ни в одном НИИ или ОКБ. Они уничтожили многие из этих организаций. Да они просто не смогут отличить один двигатель от другого, они не представляют какие специалисты нужны для решения хотя бы одного раздела будущей программы. Они боятся разговаривать с профессионалами!
Более того, они все сделали, чтобы в отрасли, на предприятиях, в НИИ и ОКБ не осталось профессионалов, ибо в угаре "интеграции" в мировое авиа_, судо- и приборостроение они оставили все предприятия без заказов на новые разработки, даже на простое сопровождение выпуска старых изделий. Они с "передовиком" интеграции Погосяном, в свое исчадие ада, названный не много ни мало СУПЕРджетом, воткнули 95 процентов зарубежных комплектующих. Другой ОАКовец - Федоров, сегодня вообще хочет все 100 процентов делать из зарубежного. Он впихивает канадский Бомбардье в российское авиастроение.
Где же воспитываться российским специалистам? Эти вопросы примерно десять лет тому назад задавались здесь же Совету безопасности России: куда вы смотрите, почему не остановите тех, кто уничтожает российских ученых и специалистов, создателей комплектующих для авиастроения и других отраслей, оставляя их без заказов, и отдающих 95 процентов комплектации американцам и европейцам.
Верховные правители! Перестаньте слушать о отчеты, обещания минпромовцев и иже с ними об их красивых намерениях, о "светлом будущем"! Судите по уже сделанному ими, освоенному в производстве, переданному в эксплуатацию. Судите по оценкам сделанному, которые дают эксплуатационщики, ученые. Прекратите соглашаться с планами на десятилетия вперед. Требуйте планы освоения на следующий год, максимум через полтора года. В прежнее время планов более чем на пять лет вообще не было, а основная их масса должна была выполняться за год-полтора, максимум за два. Если будете так поступать, то самолеты Ту-330, Ил-114, Ту-334, Ту-324 появятся в 2015-2016 годах, Ту-204СМ к 2016 году можно будет выпускать по 15 единиц. Авиационные и судовые двигатели - в 2016 году. Но Минпромторг при попустительстве ВПК не сделают этого и через десять лет. Обещанного ими просто никогда не будет.













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer