Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Роcкосмос запросил 358,6 млрд на спутниковый контроль Земли


19 августа 2014 года Иван Чеберко, Известия


Cоздание новейшей орбитальной группировки спутников дистанционного зондирования Земли обойдется дорого.

Более 350 млрд рублей просит выделить Роскосмос на создание в 2016–2025 годах сверхсовременной национальной группировки спутников, обеспечивающих наблюдение за земной поверхностью, океанами и состоянием атмосферы.
 
«Состав орбитальной группировки по направлению «Дистанционное зондирование Земли» (ДЗЗ) будет увеличен до 26 космических аппаратов нового поколения, которые в полной мере будут соответствовать требованиям к объемам и качеству решаемых задач», — говорится в проекте Федеральной космической программы на 2016–2025 годы (ФКП), копия которого есть в «Известиях».
 
Группировка ДЗЗ нового поколения позволит решить несколько задач. Так, спутниковый флот природоресурсного назначения позволит обеспечить периодичность наблюдения любого района Российской Федерации не менее двух раз в сутки. «На космических аппаратах природоресурсного назначения будет установлена целевая аппаратура наблюдения в диапазоне от 0,35 до 16 мкм с предельным пространственным разрешением в панхроматическом диапазоне от 0,4 м и полосой захвата 19 км, что обеспечит гарантированный доступ России на международный рынок космической техники и услуг и рынки развивающихся стран в сегменте дистанционного зондирования Земли», — говорится в проекте.
 
В части гидрометеорологии задачи будут решать две системы. Первая (шифр «Метео-Глоб»; три аппарата на геостационарной орбите и два на высокой эллиптической) будет вести глобальные метеорологические наблюдения в видимом и инфракрасном диапазонах, обеспечивая глобальный контроль крупномасштабных атмосферных процессов и опасных погодных явлений с интервалом 0,25–0,5 часа. На создание, запуск и управление этой системой Роскосмос просит выделить 86,9 млрд рублей.
 
Также в космическом агентстве предлагают создать систему гидрометеорологического и гелиофизического назначения с аппаратами нового поколения на солнечно-синхронных орбитах (шифр «Метео-ССО»). Четыре спутника обеспечат раз в 4 часа получение изображений облачности, поверхности Земли, мирового океана, ледового покрова, получение изображений атмосферы и подстилающей поверхности в видимом диапазоне. Эта же система позволит получать изображения в различных диапазонах спектра для «картирования, оценки характера распространений, а также слежения за эволюцией процессов на океане, в шельфовой зоне и на суше и получение количественных данных о широком спектре характеристик Мирового океана», — говорится в проекте программы. Смета проекта — 66 млрд рублей.
 
В 2016–2025 годах Роскосмос также собирается решить задачу получения из космоса снимков Земли высокого и сверхвысокого разрешения. В проекте ФКП говорится об «информации сверхвысокого (менее 0,5 м [на 1 точку]), детального (0,5–1 м), высокого (1–5 м), среднего (5–10 м) и обзорного (10,0–50,0 м) разрешения в спектральных диапазонах 0,35–16 мкм с периодичностью не реже одного раза в несколько суток». Эту задачу будет решать система из трех космических аппаратов, оснащенных оптико-электронной аппаратурой «высокого и сверхвысокого пространственного разрешения 0,4 м в видимом и 1,6 м в спектрозональных каналах с высоты 700 км на солнечно-синхронной орбите с точностью определения координат не более 5–10 м и с оперативностью предоставления космических снимков заказчикам не более 1 суток» (шифр «Ресурс»). На этот проект Роскосмос запросил 55 млрд рублей.
 
Самой дорогой и объемной работой, прописанной Роскосмосом в разделе ДЗЗ, стал проект космической системы оперативного наблюдения локальных чрезвычайных ситуаций в составе 10 спутников на солнечно-синхронных орбитах, «обеспечивающей всепогодное круглосуточное наблюдение локальных чрезвычайных ситуаций на территории РФ с периодичностью обзора не реже двух раз в сутки» (шифр «ЧС-ССО»). Смета этого проекта — 106,3 млрд рублей.
 
Еще 44,3 млрд рублей Роскосмос просит на создание «Космической системы глобального высокооперативного наблюдения в оптическом и радиолокационном диапазонах крупномасштабных чрезвычайных ситуаций с аппаратов на геостационарной орбите» (шифр «ЧС-ГСО»). Речь идет о создании двух космических аппаратов, «обеспечивающих наблюдение земной поверхности с пространственным разрешением 5–100 м в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах и передачу данных на Землю в режиме, близком к реальному масштабу времени».
 
Всего на проекты в области ДЗЗ Роскосмос планирует получить 358,6 млрд рублей. Сегодня ДЗЗ наряду со спутниками связи и вещания остаются «слабым местом» российской космической промышленности. Минимально необходимая группировка функционирующих гидрометеоспутников должна состоять из девяти аппаратов, заявляют в Минприроды. Но сейчас на орбите штатно функционируют только три космических аппарата, запущенных в интересах Росгидромета. Основную часть информации российские метеорологи сейчас вынуждены получать от зарубежных партнеров.
 
Раздел ДЗЗ в проекте новой ФКП в Минприроды уже оценили.
 
— Мы в целом проект поддержали, отправив в Роскосмос ряд своих замечаний, — говорит Лариса Корепанова, директор департамента госполитики и регулирования в области гидрометеорологии Минприроды РФ.
 
У научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева возникли сомнения в возможности реализации программы в заявленном виде.
 
— Боюсь, что разработчики обещают по максимуму, а там будет как всегда — скорректируют программу в соответствии с реалиями, — считает эксперт. — Разработчики ФКП попали в незавидную ситуацию — мы не знаем, что будет завтра с тем же режимом санкций, а у них задача — сделать программу на 10 лет. Из всего этого я вижу единственный выход: сделать программу публичной и обсуждаемой. Это в первую очередь в интересах самого Роскосмоса.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer