Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Своих крыльев мало


26 августа 2014 года Дмитрий Толстенев, Российская газета


До 1 сентября власти должны разработать предложения по предотвращению ослабления позиций российских авиакомпаний в связи с введением санкций в отношении лоукостера "Добролет".

До 1 сентября власти должны разработать предложения по предотвращению ослабления позиций российских авиакомпаний в связи с введением санкций в отношении лоукостера "Добролет". Соответствующее поручение вице-премьер Дмитрий Рогозин дал трем ведомствам - Минтрансу, Минфину и Минпромторгу. Он также поручил руководителям профильных ведомств предоставить в правительство информацию, в какие сроки и за какие деньги возможно "обеспечить предложения современной продукции российского авиапрома российским компаниям".

Санкции со стороны запада и наши ответные действия показали самые слабые места в российской промышленности. Одно из них - авиационная отрасль. За примером далеко ходить не надо: европейская лизинговая компания аннулировала договор лизинга с отечественным лоукостером "Добролет", и компания тут же сообщила о прекращении полетов. Мы в ответ можем закрыть транссибирский воздушный коридор для "чужих" самолетов, но "Добролету" от этого легче не станет.

Впрочем, история с "Добролетом" - всего лишь показательный пример, ведь сама по себе новость не такая уж важная для отечественного рынка перевозок. Доля рынка у компании была небольшая (в парке всего два воздушных судна), рейсов выполнялось немного, и уход "Добролета" особо никто не заметит. В конце концов, государство может субсидировать направление Москва - Крым. 11 августа замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь сообщил о выделении помощи в размере 3 млрд руб. авиакомпаниям, которые летают в Крым на отечественных самолетах. Интересно другое - какая судьба уготовлена российским авиакомпаниям вообще?

Сейчас российские авиакомпании эксплуатируют чуть более 600 самолетов западного производства. И практически все занимаются обновлением и увеличением своего парка, выделяя на это существенные суммы. Так, еще в прошлом году акционерами "Аэрофлота" была одобрена сделка по покупке и лизингу в общей сложности 77 самолетов Airbus и Boeing. В меньшем количестве, но зато постоянно покупают воздушные суда и другие перевозчики. Совсем недавно "Трансаэро" заказала 20 самолетов у Airbus (каталожная стоимость - 5,3 млрд евро). S7, Utair и даже небольшие перевозчики приобретают или берут в лизинг лайнеры. Это логично: рынок растет, и самолетов требуется все больше. Плюс постоянно возникает вопрос безопасности - Росавиация, например, недавно сообщала, что хочет запретить эксплуатацию самолетов старше 15 лет (такое заявление было сделано после катастрофы Boeing 737 в Казани).

Необходимо на государственном уровне восстанавливать былую мощь отечественного авиапрома, летать на своих самолетах и не зависеть ни от каких санкций

А что будет, если Airbus и Boeing полностью прекратят сотрудничество с российскими компаниями? Такой вариант вполне возможен. В ближайшие пять лет на российский рынок запланированы поставки примерно 100 самолетов (50 от Airbus и немногим больше от Boeing). Стоимость одного среднемагистрального судна (возьмем, например, самое распространенное семейство Airbus 320) - около 50 млн долл. Таким образом, общая сумма контрактов на ближайшие 5 лет составляет около 5 млрд долл. Для Airbus и Boeing это капля в море.

Некоторые экономисты и эксперты говорят, что санкции Запада - шанс для отечественной промышленности: в условиях прекращения поставок мы будем вынуждены выпускать свою продукцию. Очень хочется надеяться, что так оно и будет. Ведь даже имеющиеся в эксплуатации самолеты нуждаются в обслуживании, а все расходные материалы и запчасти для своих лайнеров поставляют Airbus и Boeing. У них же действуют специальные программы техобслуживания своих воздушных судов. Что будет, если из-за санкций поставки запчастей прекратятся? Сейчас проблема решается просто: вместо вышедшего из строя ставят новый, взяв его на складе. В условиях "блокады" 70% парка лайнеров будут вынуждены остаться на земле примерно через 1,5-3 месяца.

Конечно, полный авиационный коллапс маловероятен, поставку тех же запчастей можно наладить через третьи страны. Но это полумеры. Однозначно необходимо на государственном уровне восстанавливать былую мощь и престиж отечественного авиапрома, летать на своих самолетах и не зависеть ни от каких санкций. А для этого надо наладить выпуск отечественных самолетов в объемах, сопоставимых с объемами их производства в СССР. Только в 1990 году в РСФСР было произведено 84 самолета. В прошлом году в России было произведено 34 самолета, из которых большинство - "отверточная" сборка Sukhoi Superjet 100. А в конце 1980-х в СССР выпускалось почти 200 самолетов в год. Несомненно, база для возрождения отечественного авиапрома у нас есть, и не поздно ее восстановить. Жаль только, что утеряны производственные мощности, квалифицированный персонал и т.д. А средства, которые могли поддержать все это, ушли в виде платежей в западные лизинговые компании, предоставившие нашим авиакомпаниям зарубежные самолеты.

Более того, у нас уже имеется вся линейка лайнеров, которые были спроектированы еще в Советском Союзе, но из-за развала СССР так и не дошли до массового производства. Это, во-первых, ближнемагистральные Ил-114 и Ту-334. В свое время от этих моделей отказались в пользу Sukhoi Superjet 100. Затем среднемагистральный Ту-204 - в новейшей модификации "СМ". Он полностью соответствует западным аналогам и может конкурировать с линейками Airbus 320 и Boeing 737. Уже сейчас эти самолеты выпускаются серийно, но объемы пока достаточно малы.

И, наконец, дальнемагистральный ИЛ-96 - надежная и сильная машина, которая, кстати, эксплуатируется в специальном летном отряде президента. При соответствующей доработке он тоже может составить конкуренцию дальнемагистральным Airbus и Boeing. К слову сказать, с начала выпуска в 1993 году с этим самолетом ни разу не случалось серьезных аварий.

Конечно, в авиационной промышленности, как, впрочем, и в других капиталоемких отраслях невозможно в одночасье наладить или резко повысить объемы производства своей отечественной продукции. Но если этим вообще не заниматься, мы так и будем сидеть "на крючке" у двух западных корпораций.

 




комментарии (0):











Материалы рубрики

Мария Рубникович
РИА "Новости"
"Это будет вершиной нашего двигателестроения". Как санкции сказались на авиации
Анастасия Львова
Известия
Запчастный случай: в РФ создадут мегакомплекс по выпуску деталей для авиадвигателей
Артём Кореняко
РБК
В России сократилось число аэропортов-миллионников
Анастасия Львова
Известия
Взлет и снижение: авиаперелеты подорожали максимальными за 14 лет темпами
Яна Штурма, Катерина Медведева
Известия
Зло употребили: топ-менеджеры космической отрасли погорели на поставках в США
Яна Штурма, Анастасия Львова
Известия
Положили на крыло: дело о коррупции в S7 дошло до суда
Ольга Коленцова
Известия
Между небом и Луной: чем болели астронавты во время миссии «Аполлон-12»
Мария Васильева
Известия
Свои документы: Мексика хочет ввести безвиз для граждан России



Василий Кучушев 
ТАСС
От тарана до гиперзвука. Ко Дню российской авиации ПВО
Илья Словесный
Деловой Петербург
Почва для тревоги: санкции заставили россиян переживать за безопасность полётов
Ольга Коленцова
Известия
Взлет свысока: разработан беспилотник для запуска сверхлегких ракет
Василий Кучушев, Роман Азанов
ТАСС
Царь-вертолет Ми-26. Где пригодится новая модификация самой грузоподъемной машины в мире
Анастасия Львова, Максим Талавринов
Известия
Западные части: в России узаконили каннибализацию самолетов
Артём Кореняко, Тимофей Дзядко
РБК
Власти раскрыли цену новых самолетов Superjet и МС-21 для «Аэрофлота»
Роман Азанов 
ТАСС
"Мастер простых решений". Самые известные самолеты Ильюшина
Михаил Котов
ТАСС
NASA пугает китайской лунной экспансией: кому это выгодно
Любовь Лежнева, Анастасия Львова
Известия
Полетное бремя: Путин раскритиковал Минпромторг за отсутствие авиаконтрактов
Анастасия Львова
Известия
Ну и путь: авиабилеты за границу на 2023 год подорожали вдвое
Игорь Маринин
Роскосмос, журнал "Русский космос"
Наедине с пространством

ОАК
Технологии новой генерации
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Взлёт разрешен. 90% самолетов-иномарок получили российские сертификаты
Анастасия Львова
Известия
Винт ушами: в РФ сертифицируют первый беспилотный вертолет
Ольга Самофалова
Взгляд
Новый авиадвигатель обеспечит технологический суверенитет России
Екатерина Москвич, Екатерина Адамова, Дмитрий Петелин 
ТАСС
Санкции, рекорды, разгерметизация и взаимовыручка: 2022 год для космической отрасли
Кирилл Комаров
Профиль
Открытие дракона: как снятие ограничений в КНР может повлиять на мировой туризм
Анастасия Львова
Известия
Махнулись крылом: иностранные перевозчики стали использовать самолеты РФ
Ольга Коленцова
Известия
Сверхвысокая кухня: что может быть на столе космонавтов в новогоднюю ночь
Анастасия Львова
Известия
Подставить на поток: всё больше авиакомпаний отменяют рейсы в Египет
Валерий Кодачигов
Известия
Залог частоты: для дронов могут выделить специальный диапазон
Михаил Котов
ТАСС
Зарождение ураганов, сбор урожая и экономия энергии. Зачем еще нужны данные из космоса?
Максим Талавринов, Анастасия Платонова, Анастасия Львова
Известия
Отменное качество: авиакомпания iFly может прекратить полеты в Египет
Антон Погорельский
РБК
Выше преград: новая веха развития беспилотной воздушной доставки в России
Игорь Маринин
Роскосмос
Каким он был парнем

Ростех
Есть только «МиГ»
Анастасия Львова, Максим Талавринов, Анастасия Платонова
Известия
Вал ожидания: авиабизнес просит заселять пассажиров в отели по загранпаспорту
Мохаммад Ахмад Аль-Джабер
Интерфакс
ОАЭ выступает за использование космического пространства исключительно в мирных целях
Евгений Гайва
Российская газета
Западные авиакомпании задумались о возобновлении полетов над Россией
Ольга Коленцова
Известия
Жар не сломит: новое покрытие повысит срок службы двигателей самолетов
Дмитрий Корнев
Известия
Призрак поколений: в США представили стратегический бомбардировщик B-21 Raider
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Французский полк в советском небе: как воевали летчики “Нормандии-Неман”
Максим Талавринов, Ксения Набаткина
Известия
Вирусная инспекция: Роспотребнадзор готовит авиакомпании к лихорадке Эбола
Анастасия Львова
Известия
Дронный номер: в РФ разрешат управлять беспилотниками без спецобучения
Кирилл Коротеев
Forbes
Незаконченная история: какими будут правовые последствия приговора по делу рейса MH17
Андрей Злобин
Forbes
Авиакомпании попросили разрешить полеты с одним пилотом для снижения расходов
Мария Перевощикова, Анастасия Львова
Известия
Задронировать место: в РФ хотят строить дома с площадками для беспилотников
Ольга Коленцова
Известия
Полная безударность: в РФ делают систему упреждения столкновения дронов
Вера Костамо 
ТАСС
Крыло с белой звездой. Как бомбардировщики Второй мировой снова оказались в небе
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Советская авиация над Сталинградом: как люфтваффе утратило господство в воздухе
Михаил Котов
ТАСС
Самые засекреченные космопланы: от советских истоков к американскому Boeing X-37B

Ростех
Летать по-русски: Ростех развивает систему бронирования авиабилетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer