Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Своих крыльев мало


26 августа 2014 года Дмитрий Толстенев, Российская газета


До 1 сентября власти должны разработать предложения по предотвращению ослабления позиций российских авиакомпаний в связи с введением санкций в отношении лоукостера "Добролет".

До 1 сентября власти должны разработать предложения по предотвращению ослабления позиций российских авиакомпаний в связи с введением санкций в отношении лоукостера "Добролет". Соответствующее поручение вице-премьер Дмитрий Рогозин дал трем ведомствам - Минтрансу, Минфину и Минпромторгу. Он также поручил руководителям профильных ведомств предоставить в правительство информацию, в какие сроки и за какие деньги возможно "обеспечить предложения современной продукции российского авиапрома российским компаниям".

Санкции со стороны запада и наши ответные действия показали самые слабые места в российской промышленности. Одно из них - авиационная отрасль. За примером далеко ходить не надо: европейская лизинговая компания аннулировала договор лизинга с отечественным лоукостером "Добролет", и компания тут же сообщила о прекращении полетов. Мы в ответ можем закрыть транссибирский воздушный коридор для "чужих" самолетов, но "Добролету" от этого легче не станет.

Впрочем, история с "Добролетом" - всего лишь показательный пример, ведь сама по себе новость не такая уж важная для отечественного рынка перевозок. Доля рынка у компании была небольшая (в парке всего два воздушных судна), рейсов выполнялось немного, и уход "Добролета" особо никто не заметит. В конце концов, государство может субсидировать направление Москва - Крым. 11 августа замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь сообщил о выделении помощи в размере 3 млрд руб. авиакомпаниям, которые летают в Крым на отечественных самолетах. Интересно другое - какая судьба уготовлена российским авиакомпаниям вообще?

Сейчас российские авиакомпании эксплуатируют чуть более 600 самолетов западного производства. И практически все занимаются обновлением и увеличением своего парка, выделяя на это существенные суммы. Так, еще в прошлом году акционерами "Аэрофлота" была одобрена сделка по покупке и лизингу в общей сложности 77 самолетов Airbus и Boeing. В меньшем количестве, но зато постоянно покупают воздушные суда и другие перевозчики. Совсем недавно "Трансаэро" заказала 20 самолетов у Airbus (каталожная стоимость - 5,3 млрд евро). S7, Utair и даже небольшие перевозчики приобретают или берут в лизинг лайнеры. Это логично: рынок растет, и самолетов требуется все больше. Плюс постоянно возникает вопрос безопасности - Росавиация, например, недавно сообщала, что хочет запретить эксплуатацию самолетов старше 15 лет (такое заявление было сделано после катастрофы Boeing 737 в Казани).

Необходимо на государственном уровне восстанавливать былую мощь отечественного авиапрома, летать на своих самолетах и не зависеть ни от каких санкций

А что будет, если Airbus и Boeing полностью прекратят сотрудничество с российскими компаниями? Такой вариант вполне возможен. В ближайшие пять лет на российский рынок запланированы поставки примерно 100 самолетов (50 от Airbus и немногим больше от Boeing). Стоимость одного среднемагистрального судна (возьмем, например, самое распространенное семейство Airbus 320) - около 50 млн долл. Таким образом, общая сумма контрактов на ближайшие 5 лет составляет около 5 млрд долл. Для Airbus и Boeing это капля в море.

Некоторые экономисты и эксперты говорят, что санкции Запада - шанс для отечественной промышленности: в условиях прекращения поставок мы будем вынуждены выпускать свою продукцию. Очень хочется надеяться, что так оно и будет. Ведь даже имеющиеся в эксплуатации самолеты нуждаются в обслуживании, а все расходные материалы и запчасти для своих лайнеров поставляют Airbus и Boeing. У них же действуют специальные программы техобслуживания своих воздушных судов. Что будет, если из-за санкций поставки запчастей прекратятся? Сейчас проблема решается просто: вместо вышедшего из строя ставят новый, взяв его на складе. В условиях "блокады" 70% парка лайнеров будут вынуждены остаться на земле примерно через 1,5-3 месяца.

Конечно, полный авиационный коллапс маловероятен, поставку тех же запчастей можно наладить через третьи страны. Но это полумеры. Однозначно необходимо на государственном уровне восстанавливать былую мощь и престиж отечественного авиапрома, летать на своих самолетах и не зависеть ни от каких санкций. А для этого надо наладить выпуск отечественных самолетов в объемах, сопоставимых с объемами их производства в СССР. Только в 1990 году в РСФСР было произведено 84 самолета. В прошлом году в России было произведено 34 самолета, из которых большинство - "отверточная" сборка Sukhoi Superjet 100. А в конце 1980-х в СССР выпускалось почти 200 самолетов в год. Несомненно, база для возрождения отечественного авиапрома у нас есть, и не поздно ее восстановить. Жаль только, что утеряны производственные мощности, квалифицированный персонал и т.д. А средства, которые могли поддержать все это, ушли в виде платежей в западные лизинговые компании, предоставившие нашим авиакомпаниям зарубежные самолеты.

Более того, у нас уже имеется вся линейка лайнеров, которые были спроектированы еще в Советском Союзе, но из-за развала СССР так и не дошли до массового производства. Это, во-первых, ближнемагистральные Ил-114 и Ту-334. В свое время от этих моделей отказались в пользу Sukhoi Superjet 100. Затем среднемагистральный Ту-204 - в новейшей модификации "СМ". Он полностью соответствует западным аналогам и может конкурировать с линейками Airbus 320 и Boeing 737. Уже сейчас эти самолеты выпускаются серийно, но объемы пока достаточно малы.

И, наконец, дальнемагистральный ИЛ-96 - надежная и сильная машина, которая, кстати, эксплуатируется в специальном летном отряде президента. При соответствующей доработке он тоже может составить конкуренцию дальнемагистральным Airbus и Boeing. К слову сказать, с начала выпуска в 1993 году с этим самолетом ни разу не случалось серьезных аварий.

Конечно, в авиационной промышленности, как, впрочем, и в других капиталоемких отраслях невозможно в одночасье наладить или резко повысить объемы производства своей отечественной продукции. Но если этим вообще не заниматься, мы так и будем сидеть "на крючке" у двух западных корпораций.

 




комментарии (0):












Материалы рубрики

Максим Талавринов
Известия
Ми больше не будем: на производстве вертолетов в Казани нашли поддельные детали
Анастасия Львова
РБК
Минпромторг актуализировал объем поставок дронов в госорганы

Деловой Петербург
Крылья суверенитета: Пулково защитили от санкционных рисков
Илья Словесный
Деловой Петербург
Обнадёживающий партнёр: Пулково национализировали особым образом
Анастасия Львова
РБК
Red Wings получила первый восстановленный самолет от ОАК
Андрей Коршунов
Известия
Космическая быль: какой будет лунная станция России и Китая
Анастасия Львова
РБК
Аудиторы нашли у «Авроры» нарушения в программе субсидируемых рейсов
Екатерина Хамова
Известия
Встать на рейсы: Куба подтвердила новые сообщения из Москвы и Петербурга



Юрий Гень,Тимур Алиев (Махачкала-Грозный-Минводы)
Российская газета
В аэропорту Махачкалы построят новую ВПП за 628 млн рублей
Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причину катастрофы Ан-2 в Нарьян-Маре
Алексей Рамм, Богдан Степовой, Роман Крецул
Известия
Повысят градус: в войска поступят дроны с огнеметами
Максим Талавринов, Евгения Перцева
Известия
Пхукетное предложение: чем грозит «Аэрофлоту» аннулирование дешевых билетов
Богдан Степовой, Роман Крецул, Юлия Леонова
Известия
Новая двушка: истребитель-невидимка Су-57 получит второго пилота
Максим Талавринов
Известия
Отчет такого: в расследовании посадки самолета в пшеничном поле нашли 15 нарушений
Анастасия Костина
Известия
Бали, рули: РФ и Индонезия договорились о прямых рейсах
Анастасия Костина
Известия
Маниловый звон: Филиппины готовы запустить рейсы с РФ в начале года
Анастасия Львова, Маргарита Овсянникова
РБК
Почему «Аэрофлот» аннулировал дешевые билеты на Пхукет
Сергей Мингазов
Forbes
Reuters узнал об отмене страхования рисков войны части авиакомпаний Израиля и Ливана
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
От винта. Россия и Китай создали фонд развития гражданского авиапрома
Мария Недюк, Ольга Коленцова
Известия
Всем «Наука»: почему аварии на МКС происходят всё чаще
Прохор Доренко
Известия
Восточное время: Бахрейн и Кувейт рассматривают отмену виз для россиян
Анастасия Львова
Известия
Персидский мотив: Иран может войти в состав участников МАК
Алена Нефедова
Известия
Ангольский характер: республика отменила визы для российских туристов
Анастасия Николаева
Интерфакс
Эхо санкций
Анастасия Львова
Известия
Летать как пицца: Москва хочет начать тестировать доставку дронами в 2024 году
Вячеслав Немиров
Российская газета
Как готовят уникальных авиационных специалистов
Алена Белая
Forbes
Мирный дрон: как аграрии пытаются использовать беспилотники при запрете на их полеты
Валерий Кодачигов, Анастасия Львова
Известия
Подавление в норме: в РФ готовят запрет на использование глушилок для дронов
Анастасия Львова
Известия
Воздушные виражи: на чем сфокусируется Росавиация после смены руководства
Денис Гриценко
Известия
На всех морях: многоразовые космические корабли будут садиться на воду
Анастасия Львова
Известия
Тариф неизвестный: в РФ хотят узаконить компенсацию за перенаправленные из-за БПЛА рейсы
Анастасия Антипова, Артём Кореняко, Анастасия Серова, Маргарита Овсянникова
РБК
Какие регионы запретили использовать дроны и что грозит нарушителям
Наталья Пономарева
Интерфакс
Сел в поле
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Власти Москвы определились с датой запуска станции метро в аэропорту
Андрей Коршунов
Известия
Лунная находка: что успела передать межпланетная станция до аварии
Анастасия Львова
Известия
Полетным курсом: в РФ предложили ввести плату за запуски промышленных дронов

Независимая газета
Расправляя крылья: как идет импортозамещение в российской авиации

Ростех
Команда «На взлет»: о статусе российской авиапрограммы
Наталья Пономарева
Интерфакс
Испытали в воздухе
Мария Лисицына, Артем Кореняко
РБК
Борьба с украинскими дронами изменила правила работы малой авиации
Анастасия Платонова
Известия
Крылатое ограждение: правительство увеличит дистанцию от свалок до аэропортов
Ольга Коленцова
Известия
Раздел кадров: Роскосмос планирует вдвое сократить штат центрального офиса
Андрей Коршунов
Известия
Пришел, увидел, прилунил: «Чандраян-3» начала исследовать спутник Земли
Виктория Полякова, Екатерина Костина
РБК
Индийская станция успешно прилунилась после «15 минут ужаса»
Виталий Егоров
Forbes
«Луна-Грунт»: почему России не дается межпланетный космос
Маргарита Овсянникова, Юлия Волкова
РБК
Ученые допустили пересмотр лунной программы из-за гибели «Луны-25»
Андрей Коршунов
Известия
Кадровый холод: потеря «Луны-25» может привести к перестановкам в «Роскосмосе»
Богдан Степовой, Алексей Рамм
Известия
На вылет: форум «Армия-2023» продемонстрировал достижения авиаотрасли
Илья Словесный
Деловой Петербург
Телега впереди дрона: власти хотят субсидировать производителей БПЛА
Василий Кучушев
ТАСС
От охранника до штурмовика: новейшие российские беспилотники на форуме "Армия-2023"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer