Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Своих крыльев мало


26 августа 2014 года Дмитрий Толстенев, Российская газета


До 1 сентября власти должны разработать предложения по предотвращению ослабления позиций российских авиакомпаний в связи с введением санкций в отношении лоукостера "Добролет".

До 1 сентября власти должны разработать предложения по предотвращению ослабления позиций российских авиакомпаний в связи с введением санкций в отношении лоукостера "Добролет". Соответствующее поручение вице-премьер Дмитрий Рогозин дал трем ведомствам - Минтрансу, Минфину и Минпромторгу. Он также поручил руководителям профильных ведомств предоставить в правительство информацию, в какие сроки и за какие деньги возможно "обеспечить предложения современной продукции российского авиапрома российским компаниям".

Санкции со стороны запада и наши ответные действия показали самые слабые места в российской промышленности. Одно из них - авиационная отрасль. За примером далеко ходить не надо: европейская лизинговая компания аннулировала договор лизинга с отечественным лоукостером "Добролет", и компания тут же сообщила о прекращении полетов. Мы в ответ можем закрыть транссибирский воздушный коридор для "чужих" самолетов, но "Добролету" от этого легче не станет.

Впрочем, история с "Добролетом" - всего лишь показательный пример, ведь сама по себе новость не такая уж важная для отечественного рынка перевозок. Доля рынка у компании была небольшая (в парке всего два воздушных судна), рейсов выполнялось немного, и уход "Добролета" особо никто не заметит. В конце концов, государство может субсидировать направление Москва - Крым. 11 августа замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь сообщил о выделении помощи в размере 3 млрд руб. авиакомпаниям, которые летают в Крым на отечественных самолетах. Интересно другое - какая судьба уготовлена российским авиакомпаниям вообще?

Сейчас российские авиакомпании эксплуатируют чуть более 600 самолетов западного производства. И практически все занимаются обновлением и увеличением своего парка, выделяя на это существенные суммы. Так, еще в прошлом году акционерами "Аэрофлота" была одобрена сделка по покупке и лизингу в общей сложности 77 самолетов Airbus и Boeing. В меньшем количестве, но зато постоянно покупают воздушные суда и другие перевозчики. Совсем недавно "Трансаэро" заказала 20 самолетов у Airbus (каталожная стоимость - 5,3 млрд евро). S7, Utair и даже небольшие перевозчики приобретают или берут в лизинг лайнеры. Это логично: рынок растет, и самолетов требуется все больше. Плюс постоянно возникает вопрос безопасности - Росавиация, например, недавно сообщала, что хочет запретить эксплуатацию самолетов старше 15 лет (такое заявление было сделано после катастрофы Boeing 737 в Казани).

Необходимо на государственном уровне восстанавливать былую мощь отечественного авиапрома, летать на своих самолетах и не зависеть ни от каких санкций

А что будет, если Airbus и Boeing полностью прекратят сотрудничество с российскими компаниями? Такой вариант вполне возможен. В ближайшие пять лет на российский рынок запланированы поставки примерно 100 самолетов (50 от Airbus и немногим больше от Boeing). Стоимость одного среднемагистрального судна (возьмем, например, самое распространенное семейство Airbus 320) - около 50 млн долл. Таким образом, общая сумма контрактов на ближайшие 5 лет составляет около 5 млрд долл. Для Airbus и Boeing это капля в море.

Некоторые экономисты и эксперты говорят, что санкции Запада - шанс для отечественной промышленности: в условиях прекращения поставок мы будем вынуждены выпускать свою продукцию. Очень хочется надеяться, что так оно и будет. Ведь даже имеющиеся в эксплуатации самолеты нуждаются в обслуживании, а все расходные материалы и запчасти для своих лайнеров поставляют Airbus и Boeing. У них же действуют специальные программы техобслуживания своих воздушных судов. Что будет, если из-за санкций поставки запчастей прекратятся? Сейчас проблема решается просто: вместо вышедшего из строя ставят новый, взяв его на складе. В условиях "блокады" 70% парка лайнеров будут вынуждены остаться на земле примерно через 1,5-3 месяца.

Конечно, полный авиационный коллапс маловероятен, поставку тех же запчастей можно наладить через третьи страны. Но это полумеры. Однозначно необходимо на государственном уровне восстанавливать былую мощь и престиж отечественного авиапрома, летать на своих самолетах и не зависеть ни от каких санкций. А для этого надо наладить выпуск отечественных самолетов в объемах, сопоставимых с объемами их производства в СССР. Только в 1990 году в РСФСР было произведено 84 самолета. В прошлом году в России было произведено 34 самолета, из которых большинство - "отверточная" сборка Sukhoi Superjet 100. А в конце 1980-х в СССР выпускалось почти 200 самолетов в год. Несомненно, база для возрождения отечественного авиапрома у нас есть, и не поздно ее восстановить. Жаль только, что утеряны производственные мощности, квалифицированный персонал и т.д. А средства, которые могли поддержать все это, ушли в виде платежей в западные лизинговые компании, предоставившие нашим авиакомпаниям зарубежные самолеты.

Более того, у нас уже имеется вся линейка лайнеров, которые были спроектированы еще в Советском Союзе, но из-за развала СССР так и не дошли до массового производства. Это, во-первых, ближнемагистральные Ил-114 и Ту-334. В свое время от этих моделей отказались в пользу Sukhoi Superjet 100. Затем среднемагистральный Ту-204 - в новейшей модификации "СМ". Он полностью соответствует западным аналогам и может конкурировать с линейками Airbus 320 и Boeing 737. Уже сейчас эти самолеты выпускаются серийно, но объемы пока достаточно малы.

И, наконец, дальнемагистральный ИЛ-96 - надежная и сильная машина, которая, кстати, эксплуатируется в специальном летном отряде президента. При соответствующей доработке он тоже может составить конкуренцию дальнемагистральным Airbus и Boeing. К слову сказать, с начала выпуска в 1993 году с этим самолетом ни разу не случалось серьезных аварий.

Конечно, в авиационной промышленности, как, впрочем, и в других капиталоемких отраслях невозможно в одночасье наладить или резко повысить объемы производства своей отечественной продукции. Но если этим вообще не заниматься, мы так и будем сидеть "на крючке" у двух западных корпораций.

 




комментарии (0):











Материалы рубрики

Сергей Кетонов
Военно-промышленный курьер
Германию подставляют за ее же деньги
Александр Храмчихин
Военно-промышленный курьер
Игрушки за два миллиарда
Александр Широкорад
Военно-промышленный курьер
Бе-10 в роли хозяина океанов
Максим Талавринов
Известия
Минутное дело: выплаты за задержки рейсов хотят сделать автоматическими
Александр Тимохин
Взгляд
Морскую авиацию ВМФ срочно усиливают и обновляют
Василиса Андреева, Максим Зинкин
360
Россиянам объяснили, как сети 5G могут повлиять на безопасность полета на самолете

Радио Sputnik
Авиакомпании изучат влияние 5G на самолеты

Москва FM
Росавиация призвала перевозчиков изучить влияние 5G на самолеты




Информационное Агентство «Хакасия»
Мишустин запустил создание российского конкурента Boeing
Артём Кореняко
РБК
«Аврора» предложила летать в аэропорты Дальнего Востока без диспетчеров

Эксперт
«Байкал» идет на взлет
Дмитрий Литовкин
ТАСС
Самолеты оперативного реагирования: как за сутки развернуть ударную армию
Александр Храмчихин
Военно-промышленный курьер
Ставка на истребители
Владимир Ераносян
Военно-промышленный курьер
«Утята» летят на север
Максим Талавринов, Вера Кузьмина, Ирина Цырулева
Известия
Пробковый спор: авиаколлапс в Нижнем Новгороде обернулся пятью делами
Ирина Альшаева
Газета.ru
«Американцы проявили мужество, признав ошибки в проекте F-35»
Дмитрий Петроченко
Forbes
Почему вырос спрос на частные самолеты и как это изменит рынок авиаперевозок

Ростех
Ка-62: из военных в гражданские
Михаил Котов
Известия
Степной полк: почему России по-прежнему не обойтись без Байконура
Максим Талавринов, Вероника Кулакова
Известия
Бес опозданий: в России удвоилось число задержанных авиарейсов
Михаил Короткевич
АвиаСоюз
Использование цифровых технологий в разработке вертолетной техники
Вероника Ваганова, Татьяна Леонтьева
Бизнес ONLINE
«После полета на «Победе» хочется отмыться»: как Ирада Аюпова билась с лоукостером
Иван Афанасьев
Вгудок
Авиаперевозки облетели РЖД
Арсений Замостьянов
Известия
Тот, кто делал ракеты: каким был первый главный конструктор космических кораблей
Михаил Котов
ТАСС
Гений, которого не хватает: как Сергей Королев реализовывал в железе мечты о космосе
Максим Талавринов
Известия
Не на высоте: авиадиспетчеры сообщили об угрозе безопасности полетов из-за сокращений
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
«Кинжал» в ножнах: для гиперзвуковых ракет готовят инфраструктуру
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Свободный пилот: Минобороны приняло программу развития ударных дронов
Александр Тимохин
Взгляд
Тысячи беспилотников изменят облик российской армии
Константин Липавский
ПолитРоссия
Первый полностью украинский самолет оказался наполовину состоящим из российских комплектующих
Михаил Кувырко
Взгляд
Крупнейший проект решит хроническую проблему Дальнего Востока
Анастасия Платонова, Мария Перевощикова, Ирина Цырулева, Максим Талавринов, Валерий Кодачигов
Известия
Табло невылета: что происходит в аэропортах из-за беспорядков в Казахстане
Андрей Ельчанинов
АвиаСоюз
Об актуальных вопросах развития беспилотной авиации в Российской Федерации
Максим Борисов
Газета.ru
«Они нас превзойдут»: китайский спутник назвали кошмаром для США
Роман Крецул, Антон Лавров
Известия
Авиа толк: оборону Калининграда усилят морскими «Супер-Сухими»
Александр Храмчихин
Военно-промышленный курьер
Первым делом вертолеты
Максим Кустов
Военно-промышленный курьер
«Ахиллесова пята» истребителя И-15 и способ ее защиты
Дмитрий Хоанг
Военно-промышленный курьер
«Барсук» вооружен и опасен
Виталий Виконт
Военно-промышленный курьер
Ты наш шедевральный
Николай Новичков
Военно-промышленный курьер
«Рафали» полетят в Эмираты
Федор Булашов
MK.ru
Эксперт подвел итоги неудачного для российской авиации года: «Человеческие ошибки»
Александр Нерадько
АвиаСоюз
Качество подготовки авиаспециалистов – основа обеспечения безопасности полетов и развития отрасли
Ольга Коленцова
Известия
Отходы отсюда: космический мусор уберёт с орбиты российский спутник-буксир

Business FM
МС-21 с крылом из российских композитов совершил первый полет
Андрей Резчиков
Взгляд
Уникальное крыло выводит Россию из-под давления Запада
Максим Талавринов
Известия
Отлетные цены: авиакомпании могут отказаться от повышения тарифов в 2022 году
Ольга Коленцова
Известия
Эпоха возрождения: 2021 год стал прорывным для российского космоса
Евгений Гайва
Российская Газета
Появилась еще одна причина для роста цен на авиабилеты
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Наш ответ американским стратегам: почему Ту-160 остается уникальным боевым самолетом

Business FM
Компания "Ростеха" сообщила о пропаже десяти самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer