Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космическая чистка


27 августа 2014 года Константин Гурдин, Аргументы Недели


Государство устроило крупнейшую встряску в ракетно-космической отрасли. В августе отставки среди ракетчиков стартуют одна за другой. Самые громкие: 1 августа с поста слетел глава РКК «Энергия» В. Лопота, 7 августа сняли директора центра им. Хруничева А. Селивёрстова. 12 августа лишились кресел «главный по космодромам», руководитель Центра космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) С. Лазарев, и замглавы Роскосмоса А. Шилов, с 2009 г. курировавший самые секретные военно-спутниковые проекты.

Расщепление «Протона»
 
Отставки идут с такой космической скоростью – не все в индустрии успевают понять, что происходит. Хруничев – это ракеты, «Протоны» и «Ангара». РКК «Энергия» ракетами в целом не занимается, за ней – пилотируемые корабли, грузовики «Прогресс» и спутники связи.Заодно сменилось руководство главного поставщика жидкостных ракетных двигателей для «Протонов» и «Зенитов» – группы «Энергомаш». Но тут не отставка, а повышение. Бывшего директора объединения В. Солнцева перекинули на управление «Энергией».
 
С учётом веса этих личностей и предприятий в космической индустрии новейшие перестановки для неё такой же шок, как для государства смена всех ключевых министров. Как и в советские времена, отправить в отставку ракетных зубров такого масштаба можно только по одной причине – если изделия не летают. Точнее, не долетают по назначению. Раньше снимали редко. Тому же центру Хруничева принадлежит кадровый рекорд: глава предприятия А. Киселёв продержался на посту 26 лет – с 1975 по 2001 год. Потому что разработанная его предприятием ракета тяжёлого класса «Протон» в модификации «К» выводила грузы на орбиту с 10 марта 1967 г. по 30 марта 2012 года. За эти 45 лет было более 90% успешных пусков.
 
В 2001 г. на орбиту начали выходить обновлённые хруничевские «Протоны» с литерой «М». Только в 2011–2013 гг. они не донесли по назначению спутник «Экспресс-АМ4» стоимостью 7,5 млрд. руб., связку «Экспресс‑МД2» и «Телком-3» за 5,7 млрд. руб. и часть группировки ГЛОНАСС стоимостью 6 миллиардов. Одной из самых громких космических неудач последних лет едва не стал запуск спутника «Ямал-402» ценой 16 млрд. рублей. Связка «Протона» и разгонного блока Бриз-М, предназначенного для усиления ракеты, вывела аппарат не на ту орбиту. В конечном счёте его загнали орбитальными маневрами куда надо. Но спутник потратил на это маневровое топливо, поэтому срок его службы сократился с 19 до 12 лет.
 
Очередная неприятность последовала почти день в день за летней цепочкой космических отставок. 22 августа 2014 г. российская ракета «Союз-СТ» стартовала с космодрома во Французской Гвиане с грузом из двух спутников европейской системы глобального позиционирования «Галилео». Аппараты в космос вышли, да орбита не та. На сей раз опять подвела не ракета, а разгонные блоки «Фрегат-МТ» производства НПО им. Лавочкина. Разумеется, в Роскосмосе вновь рвали на себе волосы, собирали экстренные ночные совещания. Что толку: спутники потеряны, поскольку не смогут работать на нештатной орбите.
 
Что касается новейшей «Ангары» – тут собирать статистику рано. Пока ясно одно: стоимость пуска «Ангары», которую вместо гептила заправляют безопасным топливом, при том же грузе, скорее всего, будет выше, чем у «Протона». Грустный момент, учитывая, что мир движется в сторону заметного удешевления пусков.
 
Золотой килограмм
 
Вообще относительно невысокая стоимость выведения на орбиту много лет была основным преимуществом российских ракетчиков. Это позволило нашей стране занять 40% мирового рынка космических пусков. Правда, в целом позиции не так хороши. Общий мировой рынок космических услуг с учётом строительства спутников и т.д. – 180 млрд. долл. в год. По данным вице-премьера Дм. Рогозина, доля РФ – 5,4 млрд. долларов. Это жалкие 3%.
 
Так мало, что даже поражает. Скажем, правительство США платит за каждый старт тяжёлых носителей «Атлас-5» по  180–200 млн. долларов. Старт многоразового Спейс Шаттла грузоподъёмностью 25 т обходился в рекордные полмиллиарда. Тяжёлый французский «Ариан» доставляет 10,5 т за 150 млн. долл., правда – на более высокие, геопереходные, орбиты. Тогда как русские ракеты поднимают 20–30 т за 80–100 миллионов. Мало того, в начале 1990-х гг. резко обедневшая отечественная космонавтика с перепугу выкатила невиданное предложение. 7,5 млн. долл. за пуск «Союза» с нагрузкой 4,7 тонны. Правда, ценовая сказка длилась недолго, программу быстро свернули. Сейчас рекордной дешевизной считаются 60 млн. долл. за 13 т груза на низкой или 4,8 т на геопереходной орбите. Такие расценки обещает частная компания «Спейс Икс» – разработчик ракет «Фалькон» и многоразового корабля «Дракон». Вдобавок компания грозит выкатить в 2014 г. тяжёлый «Фалькон», который вытянет более 50 т на низкую или 21 т на геопереходную орбиту. Стоимость пуска заявлена – 130 млн. долларов.
 
На деле цифры близки к российским, но звоночек серьёзный. Вот почему так важно, чтобы «Ангара», на которую после всех колебаний сделана основная ставка, была по крайней мере не дороже «Протонов». В принципе носитель выглядит неплохо. Точнее, «Ангара» – модульная система. Новое семейство задумали, чтобы махом закрыть весь спектр пусков – от лёгкого, 1,5-тонного, до тяжёлого, до 35 тонн. Всего приготовили семь версий носителя. Часть нацелена на вытеснение конкурентов. Например, «Ангара‑3» должна заменить украинский «Зенит‑2», рассчитанный на груз до 13,7 тонны. Между прочим, «Зениты» завернули не по политическим, а по экономическим соображениям. За последние пять лет Украина нарастила отпускную цену ракет ровно в три раза. Когда они подорожали до 1,4 млрд. руб., Роскосмос отказался от закупок. Потому что столько же стоит более мощный «Протон».
 
Даровая жемчужина
 
Вторая ключевая проблема после цены – надёжность ракет. «Анализ показывает: с начала 2000-х годов до середины 2009 года аварийность была на общемировом уровне. Порядка 5% нештатных ситуаций. Потом стало больше 10%. Ухудшение очевидно», – объясняет эксперт Роскосмоса. При этом анализ дефектов после аварий показал – нет одного слабого звена. Поломки лезут чаще, но в разных узлах. Значит, проблемы на производстве системные. Что только не делали пострадавшие стороны – Роскосмос и Минобороны. Военные даже прислали в ракетные цеха спецконтролёров. Они буквально стояли за плечами рабочих, проверяя качество узлов на каждом этапе производства.
 
Понятно, долго работать в таком режиме невозможно. Так можно дойти до знаменитых сталинских телеграмм: отец народов рассылал проштрафившимся авиационным предприятиям короткие послания. «Подвели армию и страну. Последнее предупреждение». После этого трудовые показатели и качество резко шли в гору. Начинались производственные чудеса, например: выпуск первых нескольких десятков советских реактивных истребителей занял всего четыре месяца.
 
Сейчас ситуация в ракетной отрасли близка к критической. В том же центре им. Хруничева дошло до того, что в качестве основной версии прокуратура рассматривала саботаж на производстве. Огромные вопросы вызывает работа Энергомаша. Особенно американский контракт на поставку в США жемчужины российского ракетного двигателестроения – РД-180. Их ставили на ракетоносители «Атлас-5». Проверка Счётной палаты показала: завод продавал двигатели ниже себестоимости. За три года убыток превысил 1,38 млрд. рублей! Только в 2010 г. на поставках РД-180 Энергомаш потерял 508 миллионов.
 
В общем, понятно, почему понадобились жёсткие меры в виде тотальной чистки голов. Снос руководства на ключевых предприятиях – только начало. Первоочередная задача – навести порядок в головах. Последние годы Роскосмос мечется, меняет ориентиры на ходу. То главной целью объявляют доставку человека к Луне. Причём требуют на это у правительства дополнительные 214 миллиардов. То лунную программу внезапно отодвигают на задний план, приоритетом становится поддержка работы МКС после 2020 года.
 
Такая же свистопляска с выбором перспективных носителей и спускаемых аппаратов. Генеральный план: стянуть ракетную индустрию в обруч Объединённой ракетно-космической корпорации. На неё замкнут крупнейшие предприятия отрасли. Правда, задача не из простых: компании часто не дружат, потому что – прямые конкуренты в борьбе за госзаказы. Сколько всегда поднимается шума на тему «Чей проект лучше и почему у соперников всё не так». С другой стороны, кому как не ракетчикам выполнять работы на грани невозможного. И не с таким справлялись.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBgo2d
Здесь http://perevozki.youdo.com/country/dlv/nedorogo/ по этой ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer