Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космическая чистка


27 августа 2014 года Константин Гурдин, Аргументы Недели


Государство устроило крупнейшую встряску в ракетно-космической отрасли. В августе отставки среди ракетчиков стартуют одна за другой. Самые громкие: 1 августа с поста слетел глава РКК «Энергия» В. Лопота, 7 августа сняли директора центра им. Хруничева А. Селивёрстова. 12 августа лишились кресел «главный по космодромам», руководитель Центра космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) С. Лазарев, и замглавы Роскосмоса А. Шилов, с 2009 г. курировавший самые секретные военно-спутниковые проекты.

Расщепление «Протона»
 
Отставки идут с такой космической скоростью – не все в индустрии успевают понять, что происходит. Хруничев – это ракеты, «Протоны» и «Ангара». РКК «Энергия» ракетами в целом не занимается, за ней – пилотируемые корабли, грузовики «Прогресс» и спутники связи.Заодно сменилось руководство главного поставщика жидкостных ракетных двигателей для «Протонов» и «Зенитов» – группы «Энергомаш». Но тут не отставка, а повышение. Бывшего директора объединения В. Солнцева перекинули на управление «Энергией».
 
С учётом веса этих личностей и предприятий в космической индустрии новейшие перестановки для неё такой же шок, как для государства смена всех ключевых министров. Как и в советские времена, отправить в отставку ракетных зубров такого масштаба можно только по одной причине – если изделия не летают. Точнее, не долетают по назначению. Раньше снимали редко. Тому же центру Хруничева принадлежит кадровый рекорд: глава предприятия А. Киселёв продержался на посту 26 лет – с 1975 по 2001 год. Потому что разработанная его предприятием ракета тяжёлого класса «Протон» в модификации «К» выводила грузы на орбиту с 10 марта 1967 г. по 30 марта 2012 года. За эти 45 лет было более 90% успешных пусков.
 
В 2001 г. на орбиту начали выходить обновлённые хруничевские «Протоны» с литерой «М». Только в 2011–2013 гг. они не донесли по назначению спутник «Экспресс-АМ4» стоимостью 7,5 млрд. руб., связку «Экспресс‑МД2» и «Телком-3» за 5,7 млрд. руб. и часть группировки ГЛОНАСС стоимостью 6 миллиардов. Одной из самых громких космических неудач последних лет едва не стал запуск спутника «Ямал-402» ценой 16 млрд. рублей. Связка «Протона» и разгонного блока Бриз-М, предназначенного для усиления ракеты, вывела аппарат не на ту орбиту. В конечном счёте его загнали орбитальными маневрами куда надо. Но спутник потратил на это маневровое топливо, поэтому срок его службы сократился с 19 до 12 лет.
 
Очередная неприятность последовала почти день в день за летней цепочкой космических отставок. 22 августа 2014 г. российская ракета «Союз-СТ» стартовала с космодрома во Французской Гвиане с грузом из двух спутников европейской системы глобального позиционирования «Галилео». Аппараты в космос вышли, да орбита не та. На сей раз опять подвела не ракета, а разгонные блоки «Фрегат-МТ» производства НПО им. Лавочкина. Разумеется, в Роскосмосе вновь рвали на себе волосы, собирали экстренные ночные совещания. Что толку: спутники потеряны, поскольку не смогут работать на нештатной орбите.
 
Что касается новейшей «Ангары» – тут собирать статистику рано. Пока ясно одно: стоимость пуска «Ангары», которую вместо гептила заправляют безопасным топливом, при том же грузе, скорее всего, будет выше, чем у «Протона». Грустный момент, учитывая, что мир движется в сторону заметного удешевления пусков.
 
Золотой килограмм
 
Вообще относительно невысокая стоимость выведения на орбиту много лет была основным преимуществом российских ракетчиков. Это позволило нашей стране занять 40% мирового рынка космических пусков. Правда, в целом позиции не так хороши. Общий мировой рынок космических услуг с учётом строительства спутников и т.д. – 180 млрд. долл. в год. По данным вице-премьера Дм. Рогозина, доля РФ – 5,4 млрд. долларов. Это жалкие 3%.
 
Так мало, что даже поражает. Скажем, правительство США платит за каждый старт тяжёлых носителей «Атлас-5» по  180–200 млн. долларов. Старт многоразового Спейс Шаттла грузоподъёмностью 25 т обходился в рекордные полмиллиарда. Тяжёлый французский «Ариан» доставляет 10,5 т за 150 млн. долл., правда – на более высокие, геопереходные, орбиты. Тогда как русские ракеты поднимают 20–30 т за 80–100 миллионов. Мало того, в начале 1990-х гг. резко обедневшая отечественная космонавтика с перепугу выкатила невиданное предложение. 7,5 млн. долл. за пуск «Союза» с нагрузкой 4,7 тонны. Правда, ценовая сказка длилась недолго, программу быстро свернули. Сейчас рекордной дешевизной считаются 60 млн. долл. за 13 т груза на низкой или 4,8 т на геопереходной орбите. Такие расценки обещает частная компания «Спейс Икс» – разработчик ракет «Фалькон» и многоразового корабля «Дракон». Вдобавок компания грозит выкатить в 2014 г. тяжёлый «Фалькон», который вытянет более 50 т на низкую или 21 т на геопереходную орбиту. Стоимость пуска заявлена – 130 млн. долларов.
 
На деле цифры близки к российским, но звоночек серьёзный. Вот почему так важно, чтобы «Ангара», на которую после всех колебаний сделана основная ставка, была по крайней мере не дороже «Протонов». В принципе носитель выглядит неплохо. Точнее, «Ангара» – модульная система. Новое семейство задумали, чтобы махом закрыть весь спектр пусков – от лёгкого, 1,5-тонного, до тяжёлого, до 35 тонн. Всего приготовили семь версий носителя. Часть нацелена на вытеснение конкурентов. Например, «Ангара‑3» должна заменить украинский «Зенит‑2», рассчитанный на груз до 13,7 тонны. Между прочим, «Зениты» завернули не по политическим, а по экономическим соображениям. За последние пять лет Украина нарастила отпускную цену ракет ровно в три раза. Когда они подорожали до 1,4 млрд. руб., Роскосмос отказался от закупок. Потому что столько же стоит более мощный «Протон».
 
Даровая жемчужина
 
Вторая ключевая проблема после цены – надёжность ракет. «Анализ показывает: с начала 2000-х годов до середины 2009 года аварийность была на общемировом уровне. Порядка 5% нештатных ситуаций. Потом стало больше 10%. Ухудшение очевидно», – объясняет эксперт Роскосмоса. При этом анализ дефектов после аварий показал – нет одного слабого звена. Поломки лезут чаще, но в разных узлах. Значит, проблемы на производстве системные. Что только не делали пострадавшие стороны – Роскосмос и Минобороны. Военные даже прислали в ракетные цеха спецконтролёров. Они буквально стояли за плечами рабочих, проверяя качество узлов на каждом этапе производства.
 
Понятно, долго работать в таком режиме невозможно. Так можно дойти до знаменитых сталинских телеграмм: отец народов рассылал проштрафившимся авиационным предприятиям короткие послания. «Подвели армию и страну. Последнее предупреждение». После этого трудовые показатели и качество резко шли в гору. Начинались производственные чудеса, например: выпуск первых нескольких десятков советских реактивных истребителей занял всего четыре месяца.
 
Сейчас ситуация в ракетной отрасли близка к критической. В том же центре им. Хруничева дошло до того, что в качестве основной версии прокуратура рассматривала саботаж на производстве. Огромные вопросы вызывает работа Энергомаша. Особенно американский контракт на поставку в США жемчужины российского ракетного двигателестроения – РД-180. Их ставили на ракетоносители «Атлас-5». Проверка Счётной палаты показала: завод продавал двигатели ниже себестоимости. За три года убыток превысил 1,38 млрд. рублей! Только в 2010 г. на поставках РД-180 Энергомаш потерял 508 миллионов.
 
В общем, понятно, почему понадобились жёсткие меры в виде тотальной чистки голов. Снос руководства на ключевых предприятиях – только начало. Первоочередная задача – навести порядок в головах. Последние годы Роскосмос мечется, меняет ориентиры на ходу. То главной целью объявляют доставку человека к Луне. Причём требуют на это у правительства дополнительные 214 миллиардов. То лунную программу внезапно отодвигают на задний план, приоритетом становится поддержка работы МКС после 2020 года.
 
Такая же свистопляска с выбором перспективных носителей и спускаемых аппаратов. Генеральный план: стянуть ракетную индустрию в обруч Объединённой ракетно-космической корпорации. На неё замкнут крупнейшие предприятия отрасли. Правда, задача не из простых: компании часто не дружат, потому что – прямые конкуренты в борьбе за госзаказы. Сколько всегда поднимается шума на тему «Чей проект лучше и почему у соперников всё не так». С другой стороны, кому как не ракетчикам выполнять работы на грани невозможного. И не с таким справлялись.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBgo2d
Здесь http://perevozki.youdo.com/country/dlv/nedorogo/ по этой ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer