Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Военными летчиками будут управлять девушки-офицеры


28 августа 2014 года Владимир Аносов, Российская газета


В краснодарском авиационном училище готовится к выпуску необычный курс: молоденькими лейтенантами отсюда выпорхнут 20 девушек - офицеров боевого управления.

Корреспонденты "РГ" познакомились с ними пять лет назад. Тогда 36 девчонок, только окончивших школы и колледжи, приехали в Краснодар, чтобы стать офицерами. Треть из них отсеялась во время отбора. И тогда автор этих строк была уверена, что еще как минимум половина не справится с тяготами хоть и учебных, но все же армейских будней, и бросит училище, выбрав традиционные гражданские вузы. Но из поступивших только одна девушка ушла в декретный отпуск, а 20 ее боевых подруг уже не дождутся, когда узнают, какие части им предложат для прохождения службы.
 
Спустя пять лет мы снова приехали в краснодарский филиал Военного учебно-научного центра "Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина", чтобы встретиться, безусловно, с самым прекрасным военным выпуском нынешнего года. От былой детской неуверенности и растерянности у девчонок не осталось и следа. В глазах - решительность не сомневающихся в себе специалистов. Стройные выпускницы звонко чеканят шаг каблучками черных "лодочек". Особое отношение к этим курсантам чувствуется во всем. "Здравствуйте, девочки", - приветствуют их на улице преподаватели. "Здравствуйте", - хором отвечают барышни. Мальчишки обязательно рявкнули бы в ответ: "Здравие желаем, товарищ преподаватель".
 
Да и в бытовом плане девушкам, конечно, обеспечили больший комфорт, в настоящих казармах они прожили совсем немного, затем их перевели в общежитие, где разместили в комнате по два человека. Мебели минимум - небольшой шкаф, две кровати, тумбочки, но есть столик с зеркалом, а значит, духи и косметика. Сувениры и мягкие медвежата создают почти домашний уют. В прихожей полки с настоящей девичьей обувью - туфельками, босоножками. Но это, как говорится, "на выход", когда армейские берцы в сторону и бегом в увольнение, где хотя бы денек можно побыть не рядовой Петруня или Шибецкой, а обычной девчонкой. Хотя в 9 вечера гражданка заканчивается, и барышня снова становится курсантом. Не жалеют ли?
 
- Конечно, когда стоишь в строю в форме и в берцах, а мимо идут девушки в платьях, на каблуках, смотришь на них и немного жалко, что это не ты, но ничего, ведь осталось немного, - улыбается краснодарка Полина Петруня.
 
- Мы знали, куда поступали, - продолжает Кристина Шибецкая из Кущевского района  Кубани. - Это не студенческая свободная жизнь, нас, конечно, поставили в жесткие рамки,  но мы чувствуем, как нас уважают.
 
Краснодарский филиал - единственный в стране, где на офицеров боевого правления готовили девушек, правда, всего два года. По сути, они штурманы пилотов, только на земле, их работа схожа с работой гражданского авиадиспетчера, со своими нюансами, естественно.  Девушки будут следить за воздушной обстановкой в зоне полетов, управлять экипажами СУ, ЯКов и МиГов на маршруте - на индикаторе кругового обзора отслеживать их положение относительно линии заданного пути, контролировать, чтобы не было опасных сближений самолетов, давать команды на выполнение разворотов, изменение курса, высоты полета, а также команды наведения. Их задача, чтобы самолет во время, скажем так, условного боя находился в тактически выгодном положении.
 
Этот выпуск офицеров боевого управления среди представительниц слабого пола последний, хотя в армии не принято произносить "последний", военные говорят "крайний". Да и слабыми этих девчонок вряд ли назовешь. Физкультуру в отличие от гражданского вуза они сдавали каждые полгода, и нормативы были достаточно серьезные - километр пробежать минимум за 4 минуты 36 секунд (это на хиленькую "троечку"), отжаться от 12 до 32 раз. Был и прыжок с парашютом с высоты тысяча метров с вертолета, испугаться, говорят, даже не успели. А еще пришлось пережить однодневный полевой выход, еще до того, как стали курсантами, чтобы уж окончательно понять, готовы ли связать свою жизнь с армией.
 
- Нас подняли в четыре часа утра, мы позавтракали, надели обмундирование, - смеется Клавдия Чекменева. - В тот день прошли восемь километров, рыли окопы. Но больше всего запомнилась гречневая каша с тушенкой, которой кормили в обед. Это было так вкусно!
 
С восхищением вспоминают, как во время стажировки удалось посидеть за штурвалом настоящего самолета, не в небе, конечно, однако эти ощущения для них оказались очень важными.
 
- Летчик отвечает за экипаж и пассажиров. А ты находишься на земле, и понимаешь, что там наверху ему тяжелее, чем тебе, и ты должен сделать так, чтобы ему стало легче и комфортнее, - рассказывает Кристина.
 
- Мне кажется, даже голосом можно поддержать летчика, - добавляет Клавдия. - Когда ведешь радиообмен, он должен чувствовать твою уверенность, если будешь говорить четко, ему станет проще. Было очень интересно проходить стажировку в полку. В реальной обстановке больше ответственности, не можешь лишний раз отвлечься, летчик должен чувствовать, что я гарантирую его безопасность и смогу довести до аэродрома.
 
Хотя первой реакцией офицеров, когда они слышали девичий голос в эфире, было удивление и некоторое смущением, но девчонки быстро смогли завоевать расположение опытных пилотов, те даже старались чаще с ними переговариваться.
 
Москвичка Клавдия из семьи потомственных военных летчиков - в воздушных силах служат ее дед и отец. Династию продолжила внучка, 12-летний брат, слушая рассказы сестры о жизни в училище, наотрез отказывается идти по стопам старших родственников, считая, что это слишком сложно. О том, что в краснодарское училище набирают девушек, Клавдия узнала от деда. А до этого были рассказа отца о службе. Школьница не раздумывала, как только получила результаты ЕГЭ, поехала в Краснодар. Мужчины выбор поддержали, мама, конечно, переживала, постоянно звонила и повторяла, что если дочке не понравится, ее сразу же заберут. Признается, что сомнения появились на втором курсе:
 
- Вроде и прижилась, но дни однообразные, со школой начала сравнивать, с обычной жизнью, там все другим было. А здесь постоянные ограничения, многого нельзя, со всех сторон рамки. Тогда я действительно поняла, как много зависит от поддержки родных людей. Отец говорил, что тяжело только первые два года, потом станет легче. Мол, ты уже на втором курсе, куда уходить, учись до конца. И я смогла пережить это время. По дому, само собой, скучала, особенно, в большой промежуток - после зимнего 15-дневного отпуска до летнего 30-дневного. Звонила: "Мама, я домой хочу". Она отвечала, потерпи, еще немного осталось. У меня есть фотографии с присяги, где я стою, такая маленькая. Мама плакала: куда я ее отдала. А теперь все гордятся, на выпуск соберется чуть ли не вся семья -  мама, папа, брат, двоюродная сестра, бабушки и дедушки, дядя.
 
Выпускной Кристины Шибецкой ждут не только родные, в училище в ее жизни появился еще один близкий человек. Девушка вышла замуж за курсанта Сергея (тоже офицера боевого управления) старше ее на два года. Познакомились во время универсиады, оба играли в футбольных студенческих командах. Встречались год, а затем после своего выпускного он сделал ей предложение. Хотя на самом деле не все так просто. Курсанты - не студенты, под окнами любимой вечером не постоишь, до общежития не проводишь, на лавочке не посидишь и свидания в беседке не назначишь. Даже по телефону в любой момент не поговоришь, звонки в учебное время (а это все дни, кроме увольнительных и отпускных) не приветствуются. Увидеться удавалось на тренировках, да во время тех самых увольнений.
 
- Я не планировала выходить замуж до выпускного, но он настоял. Хотели быть вместе, чувствовать себя настоящей семьей, - рассказывает Кристина. -  Сейчас он в Чите, за год один раз приезжал в отпуск. Но стараемся почаще созваниваться, когда выхожу в город, общаемся по скайпу. Конечно, расстояние дает о себе знать, бывают и ссоры. Но я надеюсь, что он ко мне переведется потом, когда я узнаю, в какой полк попала.
 
Кстати, Кристина - первый военный в семье, ее родители никак с армией не связаны, поэтому выбором дочери поначалу были шокированы и старались отговорить дочку. Девушка попала в училище в 16 лет, но ни разу не пожалела о своем решении:
 
- С детства мечтала стать военным человеком, носить форму. Еще любила копаться в истории. Пока училась, поняла, что это моя профессия. А на гражданке скучища полнейшая. Когда приезжаю домой, общаюсь со сверстниками, одноклассниками, понимаю, что мне и поговорить с ними не о чем. Я для них - диковинка.
 
Половина сокурсниц Кристины также замужние дамы - выходили за курсантов, многие из которых уже стали офицерами. Как рассказывают в училище, есть такая традиция - отправляться на место службы уже женатым, хотя, конечно, следует ей не все. Однако счастливых молодоженов заранее предупреждают, что может пройти немало времени, прежде чем они воссоединяться в одной части. Повезет, если сразу попадут служить в один округ или командование, а затем постепенно будут переводиться поближе друг к другу. Одной паре из прошлогоднего выпуска уже удалось таким образом соединиться в одном гарнизоне. Так что трудности и расстояния никого не пугают. Кстати, у женатых курсантов есть одна привилегия - увольнение им дают до утра.
 
В какой полк попадут, девушки узнают через месяц, но сейчас они уже не те, что были пять лет назад. Они уверены в себе офицеры боевого управления, и новая жизнь их не пугает. Удачи вам, девчонки!
 
Комментарий
 
Алексей Кругликов, временно исполняющий обязанности начальника второго факультета боевого управления авиацией краснодарского филиала ВУНЦ "ВВА имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина":
 
- Различия между курсантами-девочками и мальчиками, конечно, есть. Да и мужчинам-преподавателям нужно было психологически подготовиться, чтобы знать как вести себя с ними. Если на обычного курсанта можно прикрикнуть, даже иногда крепкое слово сказать, то к девушками совсем другое отношение. Они могли расстроиться, что им поставили не ту оценку, даже поплакать, но со временем это прошло. В мужском коллективе их характер начал закаляться. Девушек отличает четкая мотивация, скрупулезность во всех вопросах. Для девочки, в отличие от парня-курсанта, двойки и тройки в учебе - это исключение.
 
Уровнем их подготовки я доволен на 99 процентов, кончено, всегда хочется, чтобы было где-то чуть лучше. Всегда говорю им, что надо научиться быть военным, иметь поставленный командный голос. Летчик должен быть уверен в том, что им управляют профессионалы. А девушки иногда говорят так ласково, спокойно, не всегда офицер в воздухе высоких званий готов воспринять команду. В голосе должна появиться жесткость, хотя это больше мужские черты. Но и превращаться в мужчин девушкам тоже не хорошо, надо сохранить себя.
 
Когда они были на стажировке в полках, к ним относились с некоторой настороженностью. Но они показали, что прекрасно подготовлены, поэтому благодаря высокому профессионализму, который они, надеюсь, проявят в войсках, к ним будут хорошо относиться.  О прошлогоднем женском выпуске у нас замечательные отзывы.
 
В основном, нынешние выпускницы попадут в военно-воздушные силы, возможно, даже в Крым, где сейчас формируются новые части, а значит, появится много вакансий. Служить им придется на различных должностях в пунктах управления авиацией, группе руководства полетами, на командных пунктах в качестве помощника оперативного дежурного, придется выполнять задачи по плану боевой подготовки. Это серьезная работа, с которой и мужчина не всегда сразу справится.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBmkTX
https://youdo.com/auto/tinted/electronic/ - подробное описание.
Юридическая помощь: https://youdo.com/lawyer/taxlaw/, лучшие цены здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer