Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Только прилетели - сразу сели


5 августа 2014 года Анатолий Журин, Труд


Вчера прекратила полеты российская авиакомпания «Добролет». ЕС ввел санкции против лоукостера, который «облегчал интеграцию Крыма в РФ». Европейские партнеры расторгли контракты на лизинг самолетов Boeing-737, их техобслуживание и страховку. Эксперты уже расценили этот инцидент как черную метку крупным авиакомпаниям, которые совершают рейсы в Симферополь и тоже летают на самолетах Boeing и Airbus.

А ведь с «Добролетом» все совсем неплохо начиналось. Низкобюджетный авиаперевозчик с 27 мая предоставил пассажирам фантастическую возможность слетать из Москвы в Крым и обратно всего за 3 тысячи рублей. Недавно добавилось еще одно направление — Волгоград. И вот все перечеркнуто. Как проинформировала пресс-служба авиакомпании, «в условиях беспрецедентного давления со стороны европейских контрагентов перевозчик вынужден приостановить полеты и продажу билетов».
 
Как тут не вспомнить, что почти 10 лет назад была принята «Стратегия развития авиационной промышленности», которая предусматривала закупку отечественных самолетов отечественными перевозчиками. Там главной целью ставилось «активное продвижение на рынок готовых к серийному производству самолетов Ил-96, Ту-214, Ту-204-100/120/300». Но где они, эти обещанные машины? Сегодня их место уже занято западными лайнерами, которые составляют более 80% парка. Даже уже имеющаяся отечественная техника выводится из эксплуатации — к примеру, уже в этом году «Аэрофлот» поставил на прикол шесть Ил-96. К счастью, их не распилили на металлолом. И, как нам сказали в Шереметьевском профсоюзе летного состава, члены экипажей Ил-96 еще не успели уволиться и теперь рассчитывают, что их услуги понадобятся. Ходят слухи, что всю эскадрилью Ил-96 могут перегнать для базирования в Симферополь.
 
— В последнее время наш авиапром строил не больше 20 самолетов разного класса, — говорит ведущий специалист Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков Валерий Постников. — Для сравнения: Boeing и Airbus поднимают в небо до 500 гражданских машин каждый. Поэтому заменить зарубежный парк своими лайнерами быстро никак не получится.
 
Хотя овчинка стоит выделки. Достаточно подсчитать, каков был бы экономический эффект от отказа наших авиакомпаний от зарубежной техники. Каждое рабочее место на самолетостроительном предприятии трудоустроит четыре-шесть рабочих, занятых на поставках комплектующих изделий (двигатели, авиационные агрегаты, авионика и т. д.), еще столько же занимаются поставками исходных ресурсов (металлургия, химия, энергетика и т. д.), плюс два-четыре специалиста в сфере услуг (транспорт, здравоохранение и т. д.).
 
Причем ведь это все те самые высокотехнологичные рабочие места, которые ищет и все никак не найдет правительство.
 
А версии относительно того, почему под удар поставлен именно лоукостер, разные. Одни эксперты считают, что приостанавливать деятельность «Добролета» выйдет учредителю — «Аэрофлоту» — намного дороже, чем попытаться оставить компанию на плаву. Ведь столько средств уже потрачено на формирование бренда, наем персонала, лизинг самолетов. Кстати, у «Аэрофлота» есть необходимые средства на спасение дочернего предприятия. В Шереметьевском профсоюзе нам говорили о возможности замены боингов самолетами Sukhoi Superjet 100.
 
Скептики возражают, что «Аэрофлоту» создание лоукостера было просто навязано, он создает головную боль по причине убыточности — какую прибыль может приносить компания, состоящая из двух машин? Да еще и расширение географии полетов «Добролета» на внутренние или международные направления могло привести к тому, что «дочка» отобрала бы часть прибыли у самого «Аэрофлота».
 
В любом случае отрасль поставлена перед труднейшим выбором: либо продолжать надеяться на авось, либо все же сделать ставку на реанимацию отечественного авиапрома — хотя бы на технику, уже сертифицированную, но так и не поставленную на конвейер. К примеру, на Ил-114, еще в конце прошлого века готовившийся заменить незаменимый региональный Ан-24.
 
— Ах, какой это был самолет! — говорил нам бывший замминистра гражданской авиации Олег Смирнов, налетавший 15 тысяч километров. — Одна из лучших в своем классе машин. Рассчитанный на 50 пассажиров Ан-24 имел два турбовинтовых двигателя, отличную авионику, садился на грунт и даже на лед — что нам еще было надо? Ил-114 вполне мог бы ее сегодня заменить.
 
Стоит подумать и о более активном использовании парка самолетов авиакомпании «Ред Вингс», ориентирующейся исключительно на отечественную технику — Ту-204. Сейчас в ее парке восемь таких машин, оснащенных пермскими двигателями ПС-90А. В планах авиакомпании было наращивание парка Ту-204 до 28 единиц, в том числе модернизированных Ту-204СМ. Так почему бы ей в этом не помочь?
 
Наконец, застоялся в ангаре Ту-334, безусловно, конкурентоспособный самолет. О перспективах его серийного выпуска мы поговорили с исполнительным директором Фонда поддержки реализации проектов по производству и эксплуатации самолетов Ту-334-100, гендиректором авиакомпании «Русал» Борисом Лихачевым.
 
— Семь лет я — а вместе со мной и члены Фонда, известные в стране люди Петр Дейнекин, Игорь Волк, Жорж Шишкин, Генрих Новожилов и другие — пытаемся пробить в серию эту машину. Главный вопрос — открытие финансирования проекта, где натыкаемся на непрофессионализм, бюрократизм, коррупцию тех, от кого это зависит. По этому самолету приняты четыре постановления правительства, два указа президента — и ни одно решение не выполнено. Кто в этом заинтересован? Кстати, на фоне популяризации этими же людьми самолета Sukhoi Superjet 100. Интересно, как будет выглядеть его серийный выпуск, если санкции поступят от зарубежных изготовителей деталей этой машины, на долю которых приходится до 80%? То, что сегодня 36 авиакомпаний страны летают на 650 зарубежных самолетов, — серьезный звоночек. Надо просто вспомнить о том, что наша конструкторская мысль ни в чем не уступает западной. И делать это без раскачки — очень быстро! Не ждали? Теперь торопитесь?
 
Особый разговор об Ан-2. Как известно, ответственные чиновники Минпромторга строили планы относительно модернизации этой удивительной, не имеющей аналогов машины, которая поднялась в воздух без малого 70 лет назад. Она отлично себя зарекомендовала в эксплуатации и стала незаменимой в региональных перевозках пассажиров, в санитарной авиации, в сельскохозяйственных работах. Но вот закавыка: не договорившись с украинцами, готовыми нам поставить современные двигатели, авиационные чиновники обратили свой взор куда? Конечно, в США, где и договорились о поставке 200 моторов. Теперь, похоже, вопрос сам собой отпал. Интересно, как на фоне санкций мы будем решать эту задачу?
 
А в это время
 
Вчера Владимир Путин прямо спросил у главы Минпромторга Дениса Мантурова, что конкретно делается для налаживания производства отечественных гражданских самолетов. В ответ министр привел в пример новый региональный самолет «Рысачок», производство которого планировалось начать в 2015 году. Хотя изначально для него хотели закупать чешские двигатели, что в связи с санкциями звучит почти как приговор. Про перспективные дальне- и среднемагистральные самолеты, которые уже прошли испытания и получили сертификаты летной годности, глава промышленного ведомства не вспомнил. Может быть, потому, что тогда пришлось бы держать ответ, почему не эти машины, а Airbus и Boeing летают в российском небе?



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer