Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космос застрахуют из госбюджета


5 августа 2014 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", Федеральное космическое агентство (Роскосмос) разработало проект концепции имущественного страхования рисков при осуществлении запусков всех космических аппаратов, финансируемых за счет федерального бюджета. В ведомстве отмечают, что у страхователей отсутствуют мотивация и обязанность брать на себя возникающие риски в полном объеме, поэтому предлагают ввести процедуру обязательного страхования ракетно-космической техники. Соответствующий законопроект в правительство должен поступить уже в ноябре.

О том, что Роскосмос разработал проект концепции, "Ъ" рассказал высокопоставленный источник в агентстве. По его словам, 27 июля документ за подписью заместителя руководителя ведомства Сергея Пономарева был отправлен на согласование в Министерство экономического развития. "Сама разработка концепции проводилась в рамках поручений президента Владимира Путина и вице-премьера Дмитрия Рогозина от 14 января и 18 января 2014 года соответственно",— уточнил собеседник "Ъ".
 
Концепция (копией которой располагает "Ъ") призвана определить правовые, экономические и организационные основы страхования в космической сфере. В документе говорится, что "создание института имущественного страхования запусков, летных испытаний и орбитальной эксплуатации позволит значительно снизить финансовые потери, которые могут возникнуть в результате утраты, частичной утраты или невыведения аппарата на космическую орбиту". Согласно концепции, имущественное страхование распространяется на страховые организации, а также на иностранных физических и юридических лиц, осуществляющих космическую деятельность под юрисдикцией РФ. Третьими лицами, согласно документу, могут являться физические лица, жизни, здоровью или имуществу которых был причинен вред; муниципальные образования, субъекты РФ, юридические лица, а также иностранные государства или международные правительственные организации, ущерб которым был нанесен в результате космической деятельности. "Физические и юридические лица, осуществляющие запуск, проведение летных испытаний, орбитальную эксплуатацию космических аппаратов, приобретают возможность защиты имущественных интересов, связанных с гибелью или повреждением объектов космической техники",— отмечается в концепции.
 
При разработке авторы документа опирались на Конвенцию от 1972 года о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, законы "Об организации страхового дела" от 1992 года и "О космической деятельности" от 1993 года, а также на Гражданский и Налоговый кодексы РФ. В концепции прямо говорится, что в настоящее время не урегулирован механизм компенсации затрат страхователей на страхование рисков, возникающих при проведении запусков, летных испытаний и орбитальной эксплуатации спутников. "В результате у страхователей отсутствует мотивация и обязанность страховать возникающие риски в деятельности в полном объеме,— говорится в документе.— С целью обеспечения гарантированного покрытия ущерба целесообразно ввести имущественное страхование рисков утраты, частичной утраты или повреждения ракеты, разгонного блока, головного обтекателя и космического аппарата в обязательном порядке". Учитывая ограниченные объемы финансовых средств страховщиков, авторы предлагают определить возможность последующего возмещения затрат на имущественное страхование из федерального бюджета. "Страхование имущественных интересов является экономически целесообразным, поскольку имеет положительный аспект в своевременном и единоразовом возмещении денежных средств в случае аварийного пуска, что фактически полностью снижает риск финансовых потерь",— отмечается в концепции. Никаких точных сумм, которые ведомство предлагает выделить на решение задач, в документе не указано.
 
Требование обеспечить страхование пусков не только по полной стоимости, но и по рыночным ценам, излагалось тогдашним вице-премьером Сергеем Ивановым еще в марте 2011 года. Говоря об утоплении спутников ГЛОНАСС в Тихом океане в 2010 году, он отмечал, что отрасль "остро нуждается в действенном механизме страхования". Практику полной страховки коммерческих запусков и лишь минимальной страховки бюджетных он подверг жесткой критике, потребовав от Роскосмоса "незамедлительно начать работу по нормальному страхованию любых пусков" (см. "Ъ" от 11 марта 2011 года).
 
Однако до сих пор в отрасли в обязательном порядке страхуются лишь единичные космические аппараты, такие как научная станция "Фобос-грунт" (сумма страховки составила 1,2 млрд руб.) или телекоммуникационный спутник "Экспресс-АМ4" (был застрахован на 7,5 млрд руб.). Серийные же аппараты, например ГЛОНАСС-М, страховкой по-прежнему не обеспечивали. В этом году ситуация наконец изменилась: по словам источника "Ъ" в Роскосмосе, было принято политическое решение обеспечивать страховкой практически все аппараты.
 
Вместе с тем к ноябрю 2014 года в правительство должен поступить законопроект об обязательном страховании в сфере космической деятельности: этот срок назван в плане законопроектной деятельности на 2014 год, подписанный в январе премьером Дмитрием Медведевым. По сведениям "Ъ", разработанная Роскосмосом концепция должна пройти согласование в ряде заинтересованных ведомств, после чего она также будет направлена в Белый дом.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer