Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Битва за воздух


11 сентября 2014 года Владимир Моисеев, Lenta.ru


В ответ на возможный очередной пакет санкций ЕС в отношении России, премьер-министр Дмитрий Медведев уже пригрозил запретить иностранным авиакомпаниям летать над Сибирью. Речь идет о беспосадочных перелетах из Европы в Юго-Восточную Азию. С одной стороны, такая мера может привести к банкротству некоторых европейских авиаперевозчиков. Но с другой, негативно скажется и на российских авиакомпаниях.

Удар по карману
 
«Мы исходим из того, что у нас дружественные отношения с нашими партнерами, и поэтому небо над Россией открыто для пролета. Но если нас ограничивают, нам придется отвечать. Просто хотелось бы, чтобы наши партнеры в какой-то момент это осознали», — заявил Дмитрий Медведев.
 
Летают иностранные авиакомпании над территорией России, надо сказать, не бесплатно. По разным оценкам, ежегодная выручка от таких перелетов составляет порядка 300 миллионов долларов. Часть ее достается «Аэрофлоту», остальное передается Росавиации и Государственная корпорация по организации воздушного движения.
 
Кстати, именно наличие этих платежей в начале 2000-х и позволили крупнейшему российскому авиаперевозчику приступить к обновлению своего авиапарка. Да и сейчас бравурные заявления о том, что их отсутствие никак не скажется на российской отрасли гражданских авиаперевозок, звучат слишком оптимистично.
 
Отсутствие роялти вряд ли удастся компенсировать и путем увеличения продаж невозвратных билетов, отмены бесплатного питания на борту, найма иностранных пилотов и другими мерами. Ведь если запрет летать над Сибирью иностранцам вдруг станет реальностью, он будет введен на фоне начинающейся стагнации отрасли.
 
«Мы видим, что глубина продаж упала: пассажир перестал покупать билеты глубиной от трех до шести месяцев. Люди не понимают до конца развития ситуации в политике, экономике. И прежде всего, начинают ограничивать себя в путешествиях. На этом фоне "Аэрофлот" рассматривает возможность переноса некоторых поставок новых самолетов на более поздний срок», — говорит генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Впрочем, по его словам, прибыль авиакомпании покрывает потенциальные потери от закрытия транссибирских маршрутов. Но при этом он выразил надежду, что до запрета на перелеты для авиакомпаний из ЕС дело не дойдет. Как отметил Савельев, это может привести к остановке авиасообщения в принципе. «Ни нам, ни Европе этого не надо. Нельзя бизнес втягивать в политику», — подчеркнул он.
 
Раскручивая маховик санкций и контрсанкций, политикам нужно отдавать отчет в том, что проблема будет состоять не только и не сколько в том, что «Аэрофлот» лишится части своих доходов, получаемых в виде роялти за использование транссибирских маршрутов, а в том, что данная мера, безусловно, не будет оставлена властями ЕС без ответа.
 
Первые намеки на это прозвучали еще в начале августа. Официальный представитель Еврокомиссии в Германии Рихард Кюнель в интервью изданию Deutsche Welle заявил о том, что Евросоюз готов запретить самолетам российских авиакомпаний пролетать над Европой
 
И хотя сам по себе европейский транзит для российских авиакомпаний достаточно малозначим, данное заявление вполне отражает вектор настроений чиновников Европейского союза: сегодня мы закроем транзит, а завтра, возможно, закроем европейское небо.
 
Покорение Сибири
 
Над Сибирью иностранные авиакомпании, кстати, летают не так давно, с начала 70-х годов прошлого века. Тогда еще советский «Аэрофлот» только пытался выходить на рынок международных авиационных перевозок. Но такие полеты требовали подписания международных соглашений о взаимном использовании воздушного пространства.
 
Заинтересованы в таком сотрудничестве были и западноевропейские авиакомпании. Разница в расстоянии между транссибирским коридором и трассами в обход СССР достигала 3,5-4 тысяч километров. Таким образом, предоставление возможности пролета над Сибирью могло бы сократить время рейса на несколько часов, дать ощутимую экономию топлива и уменьшить расход ресурса авиалайнеров.
 
Пионером освоения транссибирских воздушных трасс можно считать японскую авиакомпанию JAL. В 1967 году она арендовала у СССР самолеты Ту-114 с экипажем и использовала их под своим логотипом на рейсах Москва  — Токио — Москва. Этому предшествовало подписание 21 января 1966 года межправительственного соглашения о прямом воздушном сообщении между СССР и Японией. Вскоре двухсторонние соглашения по использованию транссибирских маршрутов были подписаны с Данией, Францией, Великобританией и ФРГ.
 
А в 1968 году вышло постановление Совета министров СССР «Об открытии на территории СССР международной воздушной трассы через Сибирь». Его можно считать первым нормативным актом, допустившим иностранные суда для пролета над восточными регионами страны.
 
Изначально рейсы через воздушное пространство СССР в Азиатско-Тихоокеанский регион осуществлялись с посадкой в Москве. Однако с ростом технического совершенства и дальности полета воздушных судов, авиакомпании были заинтересованы в беспосадочных перелетах по транссибирским маршрутам.
 
К этому моменту «Аэрофлот» уже активно пользовался выгодами совместной эксплуатации транссибирских маршрутов на условиях пула с иностранными компаниями. 3 октября 1983 года было принято еще одно постановление Совмина СССР «Об открытии на территории СССР международных воздушных трасс для беспосадочных полетов иностранных воздушных судов через Сибирь». Однако реализация этого постановления затянулась почти на 5 лет.
 
Издание этого документа практически совпало по времени с инцидентом с южнокорейским «Боингом-747» в сентябре 1983 года и последовавшими за ним санкциями со стороны США и некоторых европейских стран. В частности «Аэрофлоту» были запрещены коммерческие полеты в США.
 
Но основным камнем преткновения был вопрос сохранения баланса экономических интересов зарубежных перевозчиков и «Аэрофлота». Допуск западных авиакомпаний к беспосадочным перелетам должен был отрицательно сказаться на коммерческой эффективности использования аналогичного маршрута советской авиакомпанией. К тому же отказ от взлетно-посадочных операций и обслуживания самолетов в Москве приводил к выпадению валютных доходов аэропорта Шереметьево. Попытка найти баланс путем предоставления рейсов с посадками и без таковых, в равных долях, не увенчалась успехом и к середине 80-х большинство западных перевозчиков отказались летать над Сибирью.
 
И тут опять на сцену вышла японская JAL. В 1987 году она вновь обратилась с просьбой предоставить ей право беспосадочных перелетов. Затем по просьбе властей США такие права были предоставлены компании Pan American в обмен на возвращение «Аэрофлоту» права летать в Соединенные Штаты. Тот год и стал прорывным. За этими двумя авиакомпаниями потянулись и другие.
 
По воспоминаниям Владимира Саморукова, участвовавшего в переговорах со стороны «Аэрофлота», именно тогда предложение одной из западных авиакомпаний покупать у советского перевозчика неиспользованные им и предусмотренные соглашениями частоты и таким путем увеличивать количество своих беспосадочных рейсов способствовало появлению тех самых «компенсационных платежей» — роялти.
 
Впрочем, теперь прогнозировать повторение ситуации конца 80-х все равно не стоит. За прошедшие тридцать лет на берегах Персидского залива выросли новые игроки дальнемагистральных авиаперевозок. Они-то с большим удовлетворением воспримут череду взаимных санкций Европы и России и воспользуются своим конкурентным преимуществом, чтобы перехватить пассажиров на линиях, связывающих Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион. А суперсовременные и комфортные хабы в Дубае, Дохе и Абу-Даби предоставят быстрые и удобные стыковки людям, которые не хотят вникать в тонкости текущего политического момента. Так что палка все равно получается о двух концах.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBkhRh
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer