Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летуны


11 сентября 2014 года Анатолий Меньшиков, Российская газета


Сергей Шевчик слетал на самодельном самолете из Сургута в Крым и обратно. Дорога в один конец заняла 23 часа. Для такой техники - отечественный рекорд. Причем в кабине находился 8-летний Никита.

Жена Елена отпустить его согласилась лишь после долгих упрашиваний мужа. Во время перелета места себе не находила - звонила по несколько раз в день. Хотя мальчику не привыкать, он уже не раз поднимался с отцом в небо, но ненадолго. Здесь же предстояло преодолеть на одномоторном самолете 3,5 тыс. километров.
 
Самолет-самоделка весит 550 кг. Двигатель американский, "бэушный". Шевчик приспособил его под 95-й бензин. В итоге самолет заправляется на обыкновенной автозаправке (расход: 200 литров на 1200 км). Фюзеляж и бортовое управление куплены у авиаконструкторов Самары. Но немало сделано и своими руками. В общей сложности детали обошлись ему в 100 тыс. рублей и год потраченного времени. Теперь самолет стоит 5 млн. рублей. Но миллионером Сергей себя не чувствует - весь в долгах.
 
А не проще, спрашиваю, купить новенький, с заводской гарантией, борт?
 
- Не по карману. Мы тратим на самодельную модель сотни тысяч рублей, а за готовую надо выложить миллионы, - поясняет он.
 
Пять лет назад Шевчик наведался к "теще на блины" (она живет под курортным Ейском) на другой сертифицированной самоделке, с венгерским мотором и отдельными узлами из фанеры. А впервые взялся за штурвал в 1999-м.
 
Тогда выпускник нефтяного техникума, пренебрегший гарантированными заработками на промыслах, приехал в Самару, чтобы пройти летные курсы и уговорить местного авиаконструктора продать чертежи 2-местного самолетика. Последовал отказ, и тогда Сергей по дешевке купил старый гидросамолет. После реконструкции стал периодически приводняться на нем возле большого старинного села Локосово. Здесь был отчий дом, где зародилась мечта о полете.
 
Чуть ли не три века село было отрезано от большой земли. В ближайший город Сургут жители выбирались либо по реке, либо на вертолетах, либо по зимнику. В межсезонье и непогоду вообще никуда не вырваться. Родители Сергея, радиоинженеры, в Локосово смонтировали радиоузел для связи нефтяников, геологов, стали его обслуживать. Затем срубили дом, завели скотину. Техники хватало: моторная лодка, мотоцикл, самодельный трактор с сенокосилкой, мопед. Для двоих сыновей выписывали четыре журнала: "Наука и жизнь", "Юный техник", "Техника - молодежи", "Авиамоделист-конструктор".
 
- Меня еще в школе тяготило, что всепогодного тракта нет. Отец смеялся: вот смонтируем воздушную подушку, тогда и тайга с болотами не помеха. Я загорелся: сам сделаю - по рисункам, схемам! Давай, согласился он, и подарил авиамодельный двигатель, - рассказывает Шевчик. - Без чертежей, по наитию стал разрабатывать конструкцию. Распарывал болоньевые куртки, шил из них варианты "юбок" для моей модели. Как-то эта игрушечная подушка размером со столовый поднос понеслась над землей! С разгоном пошла на подъем, но, будучи неуправляемой, упала. Сколько горя было.
 
Любительская авиация 300-тысячного Сургута началась с того самого гидросамолета. Его обладателя сначала нередко спрашивали: неужели позволено управлять каждому, кому хочется? Да, подтверждал Сергей, вольную дал обновленный Воздушный кодекс. Соблюдай только правила да требования. В итоге в Сургуте сегодня десятки частных легких самолетов. Состоятельные горожане обычно покупают серийные изделия, а энтузиасты, объединившиеся вокруг Шевчика в авиаклубе "Полет", ищут "сыроватые" машины профессиональных конструкторов. А потом, сговорившись по цене, доводят их до ума, пропадая в ангарах после основной работы и в выходные.
 
Сергей - фанатик любительской авиации. Мне с ним удалось переговорить уже глубокой ночью, когда он со старшим братом Алексеем завершил дела на загородной территории клуба.
 
- Утром, когда закончится мое дежурство, иду на взлет. Каждые вторые сутки тут провожу. У ребят посменная работа, жены ругаются, для женщин наши самолеты - бесполезная забава. Я держусь как самый стойкий, как основатель и президент клуба. С Никитой в основном здесь видимся, - признается Сергей.
 
Шевчик не пользовался услугами аэропортов - за стоянку там просили по 3500 рублей, дорого. Всюду, с юга Тюменской области и до самого Крыма, он приземлялся на посадочных площадках аэроклубов.
 
- Перед полетом мы договорились, чтобы наш самолет встречали. Через каждые 300-400 км есть площадки, на которые можно приземлиться. Спасибо всем, кто нас приютил: ребятам из Увата, Ялуторовска, Челябинска, Сибая, Первомайска, Волгограда, Ейска, - благодарит Сергей.
 
Диспетчерское сопровождение удалось организовать благодаря напарнику, оперативно подававшему заявки наземным службам.
 
- На полет из Сургута в Евпаторию у меня ушло 500 литров 95-го бензина - у нас он стоил 30 рублей за литр, а в Крыму около 40 рублей. В итоге вышло 15-17 тыс. рублей в одну сторону, - подсчитал пилот. - В Крыму остановились у таких же любителей авиации, отдохнули два дня. А потом полетели в Ейск, к бабушке. От путешествия получили массу впечатлений. Это вам не на "Боинге" в заоблачных высях теряться. Помимо того, наша частная инициатива вылилась в социальный проект. Хотим показать, что некоммерческой авиации общего назначения надо давать дорогу.
 
- Не дают?
 
- Неохотно, мягко говоря. За мой самолет, который функционально можно сравнить с легковым автомобилем, надо ежегодно платить 20 тыс. рублей. За что? Инфраструктура для авиации общего назначения не создана. Хозяин автомобиля вправе его использовать в качестве такси. Мы - нет. Прежде оказывали услуги нефтегазодобывающей компании, но законодатели исключили нас из системы любого коммерческого сервиса.
 
Сергей подробно рассказывает о безуспешной попытке создания взлетно-посадочной полосы для пилотов-любителей. Проект, задуманный еще 10 лет назад, сначала муниципальные власти и подразделения федеральных структур отвергали, пока им не заинтересовалась пара местных влиятельных депутатов. Те убедили чиновников в необходимости полосы, нашлись инвесторы, но поразительным образом проект стал предусматривать уже две полосы, пересекающиеся... друг с другом. Авиаторам предложено перебазироваться в другой город - Нефтеюганск. "Полету" вообще грозит изъятие земельного участка, поскольку скорректированный генплан города предусматривает прокладку дороги по территории клуба.
 
Задаю погрустневшему летчику последний вопрос:
 
- Вы мечтаете через несколько лет слетать с сыном за тридевять земель - на Мальдивские острова? Признаться, слабо верится. Это ведь не Крым.
 
- Я же обещал Никите. Пока основная проблема - незнание английского языка. Но, думаю, справимся.
 
Кстати
 
Как сообщили "РГ" в Росавиации, все летательные аппараты, собранные умельцами, непременно должны быть поставлены на учет. То есть пройти регистрацию как единичные летательные экземпляры. Без этого полеты и на малых, и на больших высотах считаются незаконными. В заявке на регистрацию нужно указать все тактико-технические характеристики самолета.
 
Такие требования продиктованы требованием безопасности полетов. В небе неопознанный летательный объект, без регистрационных знаков, может создать аварийную ситуацию. Например, выбрав маршрут в зоне активных полетов гражданской авиации, такие "партизаны" обычно не уведомляют о своем полете и могут стать неожиданной помехой для взлета или посадки больших лайнеров. Но в данном случае, похоже, все было по закону.
 
Записала Татьяна Шадрина



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBpPeX
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/country/dlv/price/, описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer