Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Охота за "кабаном"


16 сентября 2014 года Олег Фаличев, Военно-промышленный курьер


Под руководством главкома с 25 августа по 5 сентября на территории нашей страны впервые в истории российско-индийских отношений проведено совместное учение ВВС и ПВО «Авиаиндра-2014». В качестве наблюдателей в нем приняли участие делегации Сербии, Иордании, Бразилии и Египта. Что показали совместные боевые стрельбы?

Старт боевой работе дали сразу в нескольких местах. В Липецком авиацентре индийские пилоты изучили районы предстоящих полетов и отшлифовали приемы пилотирования на современных тренажерах, самолетах Су-30СМ, вертолетах Ми-35, Ми-8МТВ5. Экипажи Су-30СМ отработали элементы дозаправки в воздухе от самолета-танкера Ил-78 (аэродром Дягилево, Рязань) и боевое применение по наземным целям на полигоне Погоново (Воронежская область). А специалисты ПВО ознакомились с зенитными ракетными системами в учебном центре зенитных ракетных войск в Гатчине. Но основные боевые действия развернулись на полигоне Ашулук (Астраханская область).
 
Чувство локтя
 
Здесь совместным российско-индийским расчетам и экипажам пришлось условно отражать удар воздушного противника с реальными боевыми пусками ракет ЗРС С-400, С-300ПМУ2, ЗРК «Бук-М1», ЗРПК «Панцирь», а также участвовать в нанесении бомбоштурмовых ударов по противнику.
 
Руководство учения создало крайне сложную обстановку, чтобы летчикам и расчетам ПВО представилась возможность раскрыть весь потенциал боевой техники, к которой индийцы, судя по всему, очень внимательно присматриваются. Системы ПВО у них наши, хотя и очень старые, закупленные еще в советские времена. А вот Су-30МКИ, развитием которого стал Су-30СМ, они освоили несколько лет назад. Поэтому учение изначально имело вполне предметный характер.
 
Наблюдать за боевыми действиями экипажей и расчетов довелось с КП «Ясень», куда стекалась вся информация от средств объективного контроля. Отсюда же довольно удобно было следить за траекториями полета как мишеней ПВО, так и зенитных управляемых ракет.
 
Первым отрабатывался эпизод отражения удара воздушного противника по обороняемым объектам. Для этого была создана противовоздушная группировка в составе:
 
зенитный ракетный полк ЗРС С-400;
зенитный ракетный полк ЗРС С-300ПМУ2;
полк ЗРК «Бук-М1»;
дивизион «Панцирь».
 
При этом дивизион «Панцирь» действовал в составе полка С-400, а полк «Бук-М1» был оперативно подчинен командиру дивизии.
 
Наряд сил противника включал эшелон подавления сил и средств ПВО, имитировавшихся мишенью Е-95 и ракетой-мишенью 95Я6.
 
Вскоре обстановка стала усложняться. Противник нанес удар тактическими баллистическими ракетами (в их числе были нелюбимые ракетчиками мишени «Кабан») и эшелоном ударной авиации (подыгрывала ракета-мишень «Пищаль-Б»). Так что совместным расчетам пришлось прикрывать объект от ударов как тактических баллистических ракет, так и авиации.
 
С индийскими коллегами было выработано решение по построению системы ПВО таким образом, чтобы на полк С-400 возложить задачу уничтожения тактических баллистических ракет. На системы С-300ПМУ2 и «Бук-М1» – уничтожение аэробаллистических и аэродинамических целей. Дивизион ЗРПК «Панцирь» выполнял функцию прикрытия полков С-300 и С-400 от ударов высокоточного оружия на марше.
 
Сначала в воздухе появилась мишень Е-95, имитировавшая удар крылатой ракеты. Боевой расчет ЗРПК «Панцирь» обнаружил ее и уничтожил при входе в зону поражения, в чем руководство индийской делегации смогло убедиться воочию с КП «Ясень». В небе остались огненно-дымная траектория и облачко подрыва. По докладу КП цель уничтожена на дальности 10 километров и высоте один километр. Но с пуском другой ракеты, как потом выяснилось, что-то пошло не так. Что – об этом мы узнаем позже при профессиональном разборе стрельб.
 
Командир дивизии по данным разведки установил, что в налете противник будет применять:
 
ракеты-мишени 95Я6-2М, имитирующие высокоточное оружие, – 2;
ракеты-мишени «Кабан», имитирующие удар тактических баллистических ракет, – 4;
ракеты-мишени «Пищаль-Б», имитирующие удар аэробаллистических и аэродинамических средств, – 7.
 
Мишень «Кабан» запускалась с дальности 90 километров, «Пищаль-Б» – 75 километров, 95Я6-2М – 20 километров. Все они имеют очень малую отражающую поверхность и действовали с интервалом примерно 20 секунд.
 
После доклада командиров полков о готовности к работе для отражения удара командир дивизии задействовал по баллистическим ракетам ЗРС С-400, аэробаллистическим – ЗРС С-300ПМУ2 и «Бук-М1». Зенитная ракетная система С-400 «Триумф» взяла на себя, пожалуй, основную нагрузку по сопровождению и уничтожению трех «Кабанов». Но вскоре в помощь ей руководство вынуждено было подключить еще и ЗРС С-300ПМУ2, поскольку обстановка резко обострилась после старта сразу двух «Пищалей-Б». К тому же четвертый «Кабан» атаковал охраняемый объект одновременно с мишенью «Пищаль-Б».
 
«Четырехсотка» прекрасно справилась с массированным налетом, как, впрочем, и другие системы. Не зря индийцы попросили продемонстрировать ее работу (наряду с другими), хотя Россия до сих пор не поставляет за рубеж эти комплексы. А хотели бы закупить? Этот вопрос я задам в конце учения.
 
В перерыве удалось пообщаться с первым заместителем исполнительного директора Тульского конструкторского бюро приборостроения Юрием Савенковым. Он рассказал, что в новом ЗРПК «Панцирь-С1», поступающем в войска, значительно усовершенствованы РЛС и тепловизор, который теперь убирается в башню транспортной установки. В результате ЗРПК стал удобнее для переброски по воздуху. В нем появилось много других новшеств, что позволяет лучше видеть, точнее стрелять, быстрее двигаться по пересеченной местности на камазовском шасси (хотя некоторые импортные образцы выполняются по просьбе заказчиков на шасси МАН). В стадии испытаний – новая, более совершенная высокоскоростная ракета.
 
Полвека на службе
 
После стрельб удалось пообщаться с возглавлявшим индийскую делегацию вице-маршалом ВВС Индии Рагхунатом Арнамбиаром. Он командует ПВО северной части Индии (штаты Джамму и Кашмир, Пенджаб, Раджистан, Харьяна, а также столица – Нью-Дели). Под его командованием около 50 процентов сил и средств ПВО страны.
 
Вице-маршал не сразу ответил на вопрос, какие системы они хотели бы закупить, но сказал, что у них на вооружении уже 40–50 лет стоят комплексы советского и российского производства – С-75 «Двина», С-125, а также ЗРК «Печора», «Оса», «Игла». Его отец, офицер ПВО, много раз очень хорошо о них отзывался как о самых надежных, что, конечно, запомнилось.
 
«Ваше вооружение успешно выдержало у нас тест временем, чем мы очень довольны, – сказал Арнамбиар. – Поэтому сейчас хотим наладить более тесное сотрудничество с Россией на взаимовыгодной основе».
 
Перед индийской стороной, судя по всему, стоит выбор: закупить такое вооружение в США или в России. Как говорят наши специалисты, именно поэтому потенциальные покупатели захотели составить собственное мнение о работе наших современных ЗРС. Причем не со слов дипломатов, а через личное общение с российскими офицерами в войсках, которые ежедневно эксплуатируют эти системы в сложных условиях.
 
В целом индийцы остались довольны увиденным и услышанным, получили большой объем информации. А главное – встретили радушное отношение и поддержку с российской стороны. Вице-маршал Арнамбиар на боевой позиции вспомнил и о других примерах успешного взаимодействия России с Индией. Отметил: уровень заказов на сверхзвуковую крылатую ракету «БраМос» совместной разработки сейчас превышает 15 миллиардов долларов, что является очень хорошим результатом. С Россией идет тесная работа над среднемагистральным транспортным самолетом МТА (Multirole Transport Aircraft). «Хиндустан аэронотикс лимитед» (ХАЛ) и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) объявили о намерениях военных ведомств двух стран заказать 205 многофункциональных военно-транспортных самолетов (ВТС) MTA грузоподъемностью 20 тонн. Они предназначены для вооружения ВВС Индии и России, но будут поставляться и на экспорт. Производством займется совместное российско-индийское предприятие MTAL (Multirole Transport Aircraft Ltd). Как ожидается, заказ российских ВВС может составить 100 самолетов. Потребность в них индийской военной авиации оценивается в 45 единиц. 60 машин пойдут на экспорт. Базовое соглашение о производстве МТА партнеры подписали еще в сентябре 2010 года. По его условиям стороны обязуются инвестировать в проект по 300 миллионов долларов. Первый полет MTA должен совершить в 2017 году, серийное производство начнется в 2019-м.
 
Истребитель пятого поколения ПАК ФА разрабатывается также совместно.
 
За последние шесть десятилетий мы поставили в Индию вооружений и военной техники на сумму более 57 миллиардов долларов. Объем ВТС между нашими странами только по линии Рособоронэкспорта в 2013 году превысил 3,6 миллиарда долларов.
 
«Сейчас мы пока смотрим, сравниваем, слушаем, читаем, оцениваем, анализируем, – ответил вице-маршал на вопрос о планах и намерениях. – И только после этого примем решение о тех или иных закупках. Но ждем хорошей сделки». В конечном итоге, намекнул, Индия присматривается ко всем нашим ВВТ – ЗРС, РЛС, авиатехнике. Не прочь были бы закупить и ЗРС С-300ПМУ2, и ЗРС С-400 «Триумф». Изучают возможности наших РЛС 39Н6, 96Л6-1.
 
Еще в Липецке поинтересовался впечатлениями индийских летчиков об истребителе Су-30СМ, который обладает сверхманевренностью, оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Индия успешно эксплуатирует предшественника Су-30СМ – многоцелевой истребитель Су-30МКИ. Показательна реакция индийцев, которую сразу после полета скрыть трудно. Впрочем, майор индийских ВВС Сачин Арора и не стал этого делать. В Липецком авиацентре он отрабатывал элементы пилотирования в кабине спарки вместе с нашим майором Аланом Датиевым. И хотя за плечами у индийского летчика, как выяснилось, 14 лет службы, 1700 часов в небе, признался: «Су-30СМ – лучший самолет в мире, с американским F-16 не идет ни в какое сравнение».
 
Новая страница
 
Борьба с тактическими баллистическими целями была поручена ЗРС С-400, с аэродинамическими – ЗРС С-300ПМУ2 и ЗРК «Бук-М1». Расход ракет оказался ограничен, поскольку стоимость даже одного боеприпаса достаточно высока. Но назначенного количества хватило для результативной стрельбы.
 
Одна из серьезных целей пошла по крайне сложной траектории. Пропустить ее означало перечеркнуть всю работу. Поэтому командир дивизии принял решение подкрепить работу ЗРС С-400 огнем ЗРС С-300ПМУ2. Прозвучала команда на уничтожение мишени огнем сразу двух систем, что себя оправдало. После этого задача на уничтожение четырех аэробаллистических ракет была поставлена только ЗРС С-300ПМУ2. С расходом по две ракеты на каждую мишень они были успешно поражены.
 
Очередные цели в количестве трех ракет имитировали второй ударный эшелон авиации. Основная роль в противоборстве с ними отводилась комплексу «Бук-М1». Мишени, как оказалось, шли на скорости и высоте за пределами возможностей данного ЗРК. Так, максимум, доступный для «Бук-М1», – 730 метров в секунду. А мишени летели со скоростью 800 метров в секунду. Было принято решение нарастить усилия «Бук-М1» стрельбой ЗРС С-300ПМУ2. В результате и эти три мишени оказались уничтожены сосредоточением огня двух зенитных ракетных полков.
 
Как положительный момент надо отметить тот факт, что при анализе результатов руководство главкомата ВВС дало объективную оценку работе наших ВВТ, не стало скрывать и некоторые шероховатости. Начальник зенитных ракетных войск ВВС РФ генерал-майор Сергей Бабаков сказал, что на совместном учении ВВС Индии и России «Авиаиндра-2014» ставилась задача отработки совместных действий по боевому применению авиации и средств ПВО. В частности, последние решали задачу прикрытия объекта от массированного удара воздушного противника, который наносился высокоточным оружием, тактическими баллистическими и аэродинамическими ракетами. Все воздушные цели, которые вошли в зону поражения, уничтожены.
 
Индийские расчеты действовали четко и слаженно в новой противовоздушной обстановке, на незнакомом для них ТВД. «Делаю вывод, что они являются подготовленными специалистами, судя по их реальной работе, тематике бесед и вопросам, – сказал Сергей Бабаков. – А также по их участию в построении группировки противовоздушной обороны».
 
Генерал подчеркнул, что необходимо еще доработать тактические приемы стрельбы ЗРПК «Панцирь» в движении.
 
«По двум ракетам-мишеням произведено три пуска, но один оказался неудачным, – отметил Бабаков. – Ракета ушла в землю недалеко от позиции, а мишени были уничтожены другой ПУ. В этой ситуации мы будем тщательно разбираться, на полигон вызваны представители промышленности».
 
Очень хороший результат показал ЗРК «Бук-М1», от которого этого даже не ожидали. «Мы не думали, что он сможет успешно отработать на таких дальностях и по такому классу мишеней, – объяснил генерал. – Видимо, сегодня к мастерству расчетов добавилось везение».
 
Общий вывод таков. Группировка, построенная совместно с индийскими специалистами, и принятое решение по распределению усилий принесли положительный результат, позволили полностью прикрыть объект. Как в заключение заявил заместитель начальника Главного штаба ВВС генерал-майор Александр Ляпкин, на учении «Авиаиндра-2014» были решены практически все поставленные задачи. Отработаны задачи поражения наземных целей, огневой поддержки войск, вопросы применения авиации при поисково-спасательном обеспечении и тушении пожаров. Каждый экипаж выполнил по шесть полетов, среди которых были ночные.
 
«Нам интересно было услышать мнение индийских коллег, обменяться опытом эксплуатации техники, тактическими новинками, – с удовлетворением подвел окончательные итоги Александр Ляпкин. – По общему мнению, на учении была открыта новая страница в истории военного сотрудничества ВВС Российской Федерации и Республики Индия».
 
В ноябре пройдет следующий этап учения «Авиаиндра-2014», которое (есть такой прогноз) станет проводиться регулярно.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBgTd7
Здесь https://youdo.com/lawyer/civillaw/building/, в Москве.
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/cars/truckmanipulator/, смотреть тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer