Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самара и два "Ила"


25 сентября 2014 года Владимир Леонов, Аргументы Недели


За трескотнёй экономических и финансовых правительственных «гуру» о будущем российской промышленности в «санкционный» период прячется истовое желание как можно скорее вернуться к благостному «сбору и делёжке» нефтегазовых доходов. Как было прежде. А дальше снова по Гайдару: «Нужны будут самолёты – купим «Боинги». Поэтому одни энтузиасты, в назидание потомкам, пытаясь сохранить память о былом величии, вытаскивают из болот останки штурмовиков Ил-2 и яростно вкалывают над реставрацией самолётов. Другие бьются за производство своих собственных, российских, авиалайнеров. Так вышло, что в Самаре к 70-летию Победы занимаются восстановлением «летающего танка» Великой Отечественной, а на авиазаводе «Авиакор» надеются запустить программу производства регионального Ил-114, наследника знаменитого «Полярного лайнера» Ил-14.

Из прошлого в будущее
 
Старый друг «АН» Владимир Пташинский, который руководил лётными испытаниями двигателя НК-93 (уверены, на этом техническом шедевре российских конструкторов точка ещё не поставлена), сегодня поглощён другим проектом – восстановить до лётного состояния самолёт-легенду Ил-2,символ Самары. Мечта – продемонстрировать штурмовик на параде в честь 75-летия Великой Победы. Под крыло фонда «Патриоты Поволжья» Пташинский собрал всех, кто способен загореться идеей: бывших и действующих лётчиков, ветеранов ВДВ, бизнесменов, инженеров, технологов, конструкторов, учёных и студентов Самарского аэрокосмического университета, политиков и даже губернских депутатов. Наша газета тоже оказалась в этой почётной компании. А Михалыч носится по Самаре и окрестностям на древней «Ниве» в неизменной тёмно-синей куртке техсостава ВВС, убеждает, просит, достаёт.
 
Владимир Пташинский готовит Ил-2 к Параду Победы
 
Уже состоялись несколько экспедиций в северные регионы страны, со дна болот, из тундры, извлекли и привезли в Самару бронекабины, двигатели, агрегаты и элементы фюзеляжа нескольких самолётов. Задача – из разбитых машин построить одну исправную. Связались с музейщиками и любителями восстанавливать старинную авиатехнику, в Авиационном комплексе им. С.В. Ильюшина получили под честное слово комплект чертежей и конструкторскую документацию на самолёт. Выиграли грант и в Красногорске купили специальную фанеру, подходящую для обшивки фюзеляжа. В авиационном городе многое возможно – завод «Авиа­агрегат» взялся изготовить по чертежам 40-х годов детали шасси. Уже оцифровали, к декабрю передадут в «сборочный цех». Генерального директора Андрея Петричко долго уговаривать не пришлось.
 
Но вот проблема – для полной аутентичности надо восстанавливать штурмовик с использованием технологий и материалов почти 80-летней давности, что ох как непросто. Даже когда помогает генеральный директор Государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» Александр Кирилин, проще и быстрее не выходит. В годы войны Ил-2 производило именно это предприятие. Да, на стеллажах, рядом с изувеченными частями боевых штурмовиков, уже лежат новенькие детали, изготовленные в ЦСКБ, но есть вещи, за которыми надо опять лезть в болота.
 
Недодали по ленд-лизу
 
В начале войны катастрофически не хватало авиационного алюминия – заводы остались на оккупированном немцами западе страны. Поэтому пришлось обратиться за помощью к союзникам. В то время американская компания «Алкоа» была на этом рынке монополистом. По ленд-лизу она поставляла сплавы и прокат в Советский Союз. На Ил-2 однозначно применялся фирменный сплав «алклад», утверждает Евгений Смирнов, руководитель научно-технического экспертного совета проекта, инженер и лётчик-инструктор:
– На обшивке одного из самолётов мы обнаружили заводскую маркировку ALCLAD24ST. Соответственно обратились на наш самарский металлургический завод, который сегодня является одним из подразделений «Алкоа». Родилась шутка: «Недодали по ленд-лизу металл на один самолёт, давайте-ка помогать». Там шутку оценили, пошли навстречу – престиж дороже. Составили спецификацию, часть деталей уже отгрузили.
 
Сегодня единственный летающий экземпляр Ил-2 находится в США. Восстановили самолёт в Новосибирске – 7 ноября 2011 года он даже участвовал в воздушном Параде Памяти над Самарой, откуда родом. А потом отправлен заказчику в музей Flying Heritage Collection, который находится по соседству с заводом «Боинг» в Сиэтле. Его владелец – соучредитель компании Майкрософт миллиардер Пол Аллен. Говорят, вместо штатного мотора АМ‑38Ф в штурмовик впихнули американский двигатель подходящей мощности и конфигурации, их в США на складах хранятся сотни. Но для «Патриотов Поволжья» этот путь неприемлем – мотор будет родной. И самолёт останется на Родине.
 
65 лет ответственного хранения
 
Приведу в качестве примера историю лишь одной (но крайне необходимой!) детали штурмовика. Рассказывает Владислав Финк:
 
– Бронелист защиты масляной системы двигателя штурмовика Ил-2 оказался в семье случайно, но хранился с 1948 года осознанно, как реликвия. Родители с 1941 года строили Моторостроительный завод имени Фрунзе и работали на нём. В то время работникам на бытовые нужды часто выписывали отходы производства и ремонта. Нашим стройматериалом стал старый профнастил, окантовки и другие части крыши одного из цехов. Среди ржавого и дырявого «материала» был испачканного вида плоский тяжёлый лист размером порядка 90х30 сантиметров со сложным контуром. Отец, Эмиль Михайлович, объяснил, что это броня Ил‑2. Из металла построили сарай, а бронелист положили на хранение. Через 20 лет частный сектор застроили многоэтажками, и семья перевезла бронелист на дачу. К 1974 году получили распространение «жигули» и гаражи. Так бронелист переехал с родительской дачи в гараж.
 
Бронелист штурмовика Ил-2 хранился в семье Владислава Финка с 1948 года
 
В этом году В. Финк из газет узнал о патриотическом и гражданском движении по восстановлению легендарного штурмовика, что идёт поиск оригинальных частей самолёта. Бронелист дождался своего часа – подлинная деталь передана в распоряжение инициативной группы научно-технического экспертного совета проекта «Штурмовик Победы». Поражает одно – ни у кого из членов семьи за 65 лет не поднялась рука выкинуть на свалку «бесполезную и неподъёмную железяку». Это же частица истории! Вот бы такую сознательность нашим чиновникам.
 
Ил-114 – сольют или построят?
 
Ещё один «Ил» жаждет получить самарскую прописку – региональный турбовинтовой лайнер Ил-114. Напомню, 9 сентября после совещания под председательством Дмитрия Рогозина губернатор Самарской области Николай Меркушкин уверенно заявил, что Ил-114 будет серийно строиться на «Авиакоре». То есть решение принято. Но в прошлую пятницу сумел удивить замминистра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь. В беседе с корреспондентом РИА Новости он заявил:
 
– Ил-114 не то что замена Ан-140, но он в той же нише. И даже лучше по некоторым показателям. Если на машину будет спрос, этот проект будет реализован. Развёртывание серийного производства Ил-114 – это один из способов обеспечить рынок самолётом размерности Ан‑140, а российское самолётостроение при возможном разрыве отношений с «Антоновым» не утратит производство таких самолётов.
 
И тут же уточнил: «Сейчас проект Ан‑140 реализуется без каких-либо особых сложностей, и нет необходимости производить все комплектующие и агрегаты на территории РФ, но если начнутся какие-то проблемы, то будут приняты соответствующие решения».
 
Ну дела! Реанимация программы выпуска Ил-114 в России началась ещё 21 июля на совещании под председательством В. Путина. Тогда генеральный директор ОАО «Авиакор – авиационный завод» Алексей Гусев доложил президенту, что программа производства Ан-140 трещит по швам:
 
– Известная ситуация на Украине ставит на грань остановки этот проект, потому что у нас более 30 заводов-поставщиков на Украине, и головное КБ там в том числе. И Министерство обороны уже вышло с инициативой расторжения контракта с нами. У нас есть заделы, чтобы достроить три самолёта. Но дальше мы не представляем, как быть.
 
Гусев вышел с предложением освоить самолёт Ил-114, который ранее производился в Узбекистане. КБ – в России, все комплектующие тоже. Президенту идея понравилась, он выдал поручение профильным ведомствам её проработать, посчитать и доложить.
 
Послушать замминистра Ю. Слюсаря, возникает полное ощущение, что Ил-114 «сливают». Тёмная история. Дм. Рогозин уверен, что производству Ил-114 быть, но тогда почему на уровне бесконечных совещаний в Минпромторге постоянно ставится вопрос о его целесообразности? И откуда сплошные «если» в словах замминистра? При «решённом» вопросе обсуждать «целесообразность» – не правда ли странно? То есть позиция вице-премьера правительства РФ и зампреда Военно-промышленной комиссии кардинально расходится с деятельностью чиновников министерства.
 
А времени на обсуждение совсем не остаётся – до конца сентября надо отчитаться перед В. Путиным. Тогда в министерстве должны не рассуждать о «целесообразности» или «нецелесообразности», а думать, как в кратчайшие сроки организовать производство Ил-114. Но, видимо, в команде министра Дениса Мантурова и примкнувшего к ней главы ОАК Михаила Погосяна царят другие настроения.
 
Набираю номер Алексея Гусева, генерального директора «Авиакора»:
 
– Алексей Викторович, вице-премьер говорит – делать, а рабочая группа в Минпромторге изучает целесообразность. Что дальше?
– Продолжаем изучать, копаться в деталях.
– Удастся приступить к производству Ил-114?
– Инициативу проявили именно мы. Определённую подготовительную работу начали и заканчивать не собираемся – есть поручение президента России.
 
Гусев краток, напряжён, предлагает переговорить через пару недель.
 
Можно предположить одно: команда из Минпромторга и ОАК тянет резину и явно надеется на ослабление санкций против России. Тогда вопрос с производством Ил-114 отпадёт сам собой. Отечественные лайнеры опять окажутся не нужными государственным мужам – от них одна головная боль, надо помогать предприятиям «вставать с колен» и отвечать за конечный результат. Им и Ан-140 – обуза. Гораздо проще вернуться к проектам отверточной сборки канадских самолётов «Бомбардье» или франко-итальянских ATR. Или вообще с производством не заморачиваться, убрать навечно ввозные пошлины – и пусть авиакомпании через офшоры тащат в Россию всю необходимую авиатехнику. И никаких проблем! И чёрт с ним, с гражданским авиапромом. Нам и одного «Суперджета» на всех хватит. Само собой, «АН» так не считают.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBUh5o
Курьер на час: http://courier.youdo.com/courier-services/driver/, смотрите ссылку.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer