Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Налоговый маневр опасен для авиации


3 сентября 2014 года Сергей Семенов, Свободная Пресса — Юг


Госдума рассмотрит предложение об отмене НДС на внутренних авиарейсах с тем, чтобы перелеты по России стали заметно дешевле. А вот международные рейсы могут подорожать, если предложение об обложении их НДС по ставке 18% будет принято. Соответствующий законопроект подал заместитель руководителя фракции «Справедливой России» в Госдуме Олег Нилов. Сегодня ставка НДС для полетов внутри страны составляет 18%, а за границу – 0%.

Эксперты, впрочем, полагают, что эти предложения являются не более чем популистским шагом. На деле переложение НДС с внутренних линий на международные направления убьет наши авиакомпании.
 
- Подобные предложения уже не один год обсуждает комиссия по транспорту, которую возглавляет Якунин. Но они до сих пор не были приняты, поскольку в реальности этот налоговый маневр ничего не изменит, - говорит гл. редактор портала avia.ru, эксперт Комитета по транспорту Государственной Думы Российской Федерации Роман Гусаров - По самой оптимистичной оценке, НДС составляет в себестоимости авиабилета менее 6-7%...
 
Подавляющую долю составляет не НДС, а расходы на услуги, включая аэропортовые сборы, топливо, оплату кредитов. Ни одна авиакомпания в мире не живет без кредитов. Но если за рубежом ставки по кредитам составляют 2-3% годовых, то у нас минимум 8% в валюте, а в рублях - вдвое больше. И эти ставки еще растут! У нас все стоит дороже, чем в Европе или Америке: и керосин для самолетов, и аэропортовые сборы. Прибавьте к этому общую налоговую политику, проблемы с подготовкой пилотов, и станет понятно, почему при такой высокой стоимости авиабилетов в России наши крупнейшие авиакомпании имеют в целом либо близкую к нулю рентабельность, либо отрицательную…
 
Даже в тучные годы, когда пассажиропоток в России рос на 15% и более в год, у нас медленно банкротились перевозчики, фактически ушли все, кто не работал на международных рейсах, потому что внутренние перевозки безнадежно убыточны. За прошедшие годы таким путем были выбиты с рынка средние авиакомпании, остались лишь крупные, которые выживают только за счет международных рейсов.
 
Только что обанкротилась «Московия». При этом уже ближайшей осенью, по окончании высокого сезона, я ожидаю банкротство еще как минимум двух отечественных крупнейших авиакомпаний, они фактически уже банкроты, стараются лишь немного улучшить балансы перед закрытием…
 
«СП»: - На ваш взгляд, насколько вероятно, что предложение депутата Нилова будет принято?
- Я не верю, что государство реально пойдет даже на эти скудные меры, вроде отмены НДС на внутренних рейсах. В попытке сбалансировать госбюджет правительство, напротив, лишь ищет возможности увеличить налоги: повысить ставку НДС, ввести налог с продаж...
 
В любом случае, я категорически против введения НДС на международных рейсах, так как только этот сегмент позволяет оставаться на плаву нашим авиаперевозчикам. За счет этих денег они закупают самолеты, обслуживают их, платят по кредитам. Только этот сегмент у компаний имеет положительную рентабельность, в среднем около 7%. Введение НДС съест и ее.
 
Получится, наши компании гарантированно потеряют и рентабельность, и конкурентоспособность на фоне западных компаний, которые НДС нам в любом случае не платят. Мы попросту убьем своих перевозчиков! Поэтому я не советовал бы нашей авиации прописывать такие лекарства – больной умрет от лечения, а не от болезни…
 
Эту позицию поддержал и президент Общественной организации «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов:
 
- Формально предложение Нилова очень демократично и правильно, поскольку оно является заботой о стоимости передвижения граждан по России. Однако внутри этой темы скрываются целые пласты нерешенных проблем, среди которых взимание НДС с авиаперевозчиков, – по сути, мелочь.
 
Из чего складывается себестоимость пассажироперевозок? 30% уходит на закупку авиакеросина, около 30% составляет оплата аэропортовых сборов, и примерно те же 30% тратятся на поддержание летной годности воздушных судов, то есть средства вкладываются в безопасность полетов и обслуживание самолетов. И менее 10% приходится на все остальные составляющие, которые не дают ощутимого влияния на ценообразование.
Каким образом государство может реально снизить цены на авиабилеты внутри страны? Понижение на 10% стоимости керосина нашему добывающему нефть государству вполне по силам, и это дало бы ощутимое влияние на выживание отрасли и стоимость перелетов для наших граждан. Но в реальности об этом никто во властных структурах даже не заикается!
 
Второй серьезный ресурс – снижение размера аэропортовых сборов, которые целиком являются назначаемым государством тарифом, ведь по закону все аэропорты в России принадлежат государству. Об этом в реальности также никто не говорит!
 
Поскольку 95% полетов наши авиаперевозчики осуществляют на самолетах западного производства, то мы не можем повлиять на цену закупки и обслуживания самолетов – ее нам диктуют западные производители. Это прямое следствие того, что наше собственное производство гражданских лайнеров на данный момент загублено.
 
И это объясняет, почему мы до сих пор в каменном веке по сравнению с Евросоюзом и США, которые до 50% своих внутренних перевозок осуществляют на лоукостерах. По данным за 2013 год, в Российской Федерации было перевезено 85 миллионов пассажиров, а в Соединенных Штатах – 800 миллионов, из которых порядка 400 миллионов – на лоукостерах. При этом средняя стоимость билета для перелета по США составила в пределах 50-100 долларов с человека.
 
Таким образом, при перелете внутри России цена билета примерно в два раза выше, чем при полетах внутри Соединенных Штатов на равное расстояние. И это при том, что средняя зарплата в Америке в разы выше, чем в России. Такое положе дел - прямое следствие дорогих аэропортовых сборов и стоимости топлива.
 
Если мы хотим развивать в стране авиацию, нам следует внедрять лоукостеры, ставя задачу хотя бы 20% пассажиропотока перевести в этот сегмент. Только тогда человек со средней зарплатой сможет хотя бы иногда летать самолетом. Только так при географических размерах нашей страны можно гарантировать конституционное право на свободу передвижения, поскольку сегодня оно фактически нарушается.
 
«СП»: - Таким образом, вы считаете, что нет смысла принимать выдвинутый «Справедливой Россией» законопроект?
- Этот документ не только не решает проблему внутренних перевозок, но может создать отрицательные моменты для всей отрасли. Во времена СССР только 5% авиаперевозок осуществлялись нами по международным линиям, а все остальные – на внутренних рейсах. Кстати, в Америке до сих пор сохраняется примерно такая же пропорция: лишь 5-7% билетов продается для полетов за рубеж.
 
А вот в современной России все 60% перевозок – это международные полеты! И только 40% - внутренние. Так получается потому, что мы полностью разрушили местные авиалинии после отказа от всеобщей аэрофикации в начале 1990-х годов.
 
Что даст отмена НДС на внутренних рейсах? Ну, подешевеют билеты внутри страны на 100 рублей, может быть, на 200… Но при этом подорожает стоимость международных перелетов. А на тех направлениях и без того сегодня очень плотная конкуренция, которую мы уже проигрываем зарубежным авиакомпаниям, в том числе, по ценам…
 
Посмотрите, у нас второй перевозчик по объемам перевозок россиян, сразу после «Аэрофлота», - Lufthansa, следом идет Brittish Airways, далее – французская компания… Иностранцы стараются у нас захватить изначально и сегмент лоукост-перевозок.
 
Поэтому надо хорошо подсчитать эту математику нашим государственным мужам, прежде чем принимать решение по этому законопроекту. Ведь тот рынок – 60% от 85 миллионов пассажиров в год, который держит на плаву наших перевозчиков, тоже станет одномоментно убыточным! А наши авиакомпании сразу станут неконкурентоспособными по сравнению с западными! То есть сразу за самолетостроением мы сами угробим и свои авиакомпании…
 
Поэтому я считаю, что предложение «Справедливой России» ничего хорошего ни нашей экономике, ни гражданам России не принесет.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer