Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Щит для Тегерана


21 января 2015 года Илья Крамник, Lenta.ru


Визит министра обороны России Сергея Шойгу в Иран и подписание договора о военном сотрудничестве между Москвой и Тегераном не могли не породить волну слухов о готовящихся крупных контрактах на поставки вооружения. Больше всего разговоров о зенитно-ракетной системе С-300, контракт на поставку которой в Иран был расторгнут в 2010 году. Вместе с тем, интересы Тегерана этим не исчерпываются.

Как обойти указ президента и резолюцию Совбеза?
 
Тема «С-300 для Ирана» неизменно вызывает всплеск интереса как в России, так и за рубежом: учитывая достаточно острые противоречия Ирана с США и их союзниками, наличие подобной системы ПВО может серьезно помешать оппонентам Тегерана в случае принятия ими решения о военной операции. В современной англоязычной военной литературе используется термин anti-access/area-denial (A2/AD) («системы воспрещения доступа») для обозначения вооружений, способных серьезно ограничить, или даже исключить проникновение в определенные районы. К таким системам относится в том числе и С-300, в наиболее современных вариантах поражающая воздушные цели на расстоянии до 200 километров (С-300ПМ) и до 400 (поздние версии системы С-300В). Продолжение С-300ПМ, система С-400 поражает цели на дистанции 250 километров с имеющейся ракетой 48Н6ДМ и до 400 — с перспективной «большой ракетой» 40Н6.
 
Контракт на поставку Ирану пяти дивизионов системы С-300ПМУ-1 производства концерна ПВО «Алмаз-Антей» ценой в 800 миллионов долларов был подписан в 2007 году. Тегеран намеревался получить пять дивизионов С-300 (не менее сорока пусковых установок). В сентябре 2010 года сделка была расторгнута по решению занимавшего в то время президентский пост Дмитрия Медведева, подписавшего указ о запрете поставок в Иран ряда вооружений, включая системы С-300. Указ был подписан во исполнение резолюции Совбеза ООН номер 1929 от 9 июня 2010 года об ужесточении санкций против Ирана в связи с продолжением развития иранской ядерной программы. При этом со строго формальной точки зрения резолюция Совбеза не препятствовала поставкам в Иран систем ПВО, что потребовало включить С-300 в указ отдельной строкой. После расторжения договора Россия вернула Ирану внесенный им залог в сумме около 167 миллионов долларов.
 
После этого Тегеран несколько раз пытался договориться с Москвой о возможном исполнении ранее заключенного соглашения, у том числе и подав иск в суд. Представители Ирана неоднократно заявляли, что по-прежнему заинтересованы в получении С-300 «или более современных систем».
 
В настоящее время, однако, исполнение контракта в его первоначальном виде невозможно: сообщалось, что изготовленные по иранскому контракту системы утилизированы, а их оборудование частично использовано на других заказах (ряд специалистов выдвинул предположение, что какая-то часть оборудования была использована при производстве С-300 для Азербайджана, который приобрел два дивизиона (16 пусковых установок) С-300ПМУ-2 в 2011 году. При этом производство зенитных ракетных систем семейства С-300П в России прекращено, а соответствующие мощности переориентированы на растущий выпуск систем С-400.
 
С-400, однако, до сих пор не поставлялся на экспорт: первоочередной задачей промышленности является производство этой системы по гособоронзаказу: в рамках действующей Госпрограммы вооружений на 2010-2020 годы Минобороны России планирует приобрести 56 дивизионов С-400. За период с 2007 года 19 дивизионов, развернутых в составе девяти полков. Темпы выпуска при этом растут — до 2010 года военные получили только два дивизиона, еще два — в 2011 году, в 2012 и 2013 году было развернуто по четыре дивизиона, а в 2014 году в войска ушли семь дивизионов С-400 по восемь пусковых установок в каждом.
 
Несмотря на расширение производства Иран вряд ли станет стартовым зарубежным заказчиком новой системы: скорее всего, эта роль достанется КНР. Однако, Исламской республике может прийтись ко двору альтернатива в виде системы семейства С-300В, экспортная версия которой известна как С-300ВМ «Антей-2500».
 
С-300В, произведение научно-исследовательского электро-механического института (НИЭМИ), будущего НПО «Антей», влившегося затем в концерн ПВО «Алмаз-Антей», все постсоветское время находилось в тени детища «Алмаза» — семейства С-300П. Единственным на сегодняшний день подтвержденным приобретателем систем семейства С-300В стала Венесуэла. После 2011 года, когда производство С-300П было прекращено, концерн ПВО и «Рособоронэкспорт» активизировали продвижение модернизированной С-300ВМ «Антей-2500» на рынке. В 2014 году появились сообщения о возможной поставке С-300ВМ в Египет, однако их подтверждения не последовало.
 
Между тем, для Ирана система С-300ВМ «Антей-2500» может оказаться весьма полезным приобретением: помимо рекордной для современных систем ПВО дальности действия по аэродинамическим целям, достигающей 400 километров, системы этого семейства имеют хорошие возможности по перехвату баллистических ракет, борьба с которыми является их исходным предназначением. Фактически, сегодня это единственная доступная для стран, не являющихся союзниками США, многофункциональная система, способная выполнять как задачи ПВО, так и задачи ПРО на театре военных действий. Ранее проведенные переговоры с Ираном о поставках этой системы не дал результата, однако в сегодняшних условиях ситуация может измениться.
 
Учитывая наличие в регионе значительного количества стран, имеющих на вооружении баллистические ракеты, «Антей-2500» может оказаться вполне востребованным приобретением, особенно если в паре к нему будут поставлены зенитные ракетно-пушечные комплексы ближнего боя «Панцирь-С1», в дополнение к тем, которые Иран уже получил в 2012 году. Подобное сочетание, уже используемое в российской ПВО, позволит резко повысить эффективность системы: комплексы дальнего действия прикрывают район, «Панцири» зачищают прорвавшиеся ракеты и прикрывают своих «тяжелых» соседей от прямых атак на подавление ПВО.
 
В дополнение ко всему, формальный запрет на поставку систем С-300 в сочетании с отсутствием формального запрета на поставку систем ПВО в принципе может быть обойдем использованием обозначения «Антей-2500», не упомянутого в указе.
 
Замена антиквариата
 
Одной из самых больших проблем стоящих перед Ираном сегодня, является обновление парка ВВС, которые до сих пор в значительной мере укомплектованы машинами, закупленными до исламской революции 1979 года. Наиболее современными машинами на вооружении Ирана являются истребители МиГ-29, частично полученные из СССР в 1990 году, частично — реквизированные машины иракских ВВС, перелетевшие в Иран в 1991 году, того же происхождения бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25. В наследство от ВВС Саддама Хусейна Ирану досталось также некоторое количество истребителей Mirage F1 французского производства, с покупкой запчастей и вооружения для которых Тегеран испытывает серьезные проблемы.
 
Основу боевой мощи ВВС Ирана по-прежнему составляют истребители американского производства 1960-70-х годов: тяжелые F-4 Phantom II в версиях F-4D, E, и разведывательной модификации RF-4E, легкие F-5E/F-5F Tiger II и специально закупленные в свое время для борьбы с советской воздушной угрозой перехватчики F-14 Tomcat. Иран прикладывает все усилия для сохранения боеспособности этого парка, несмотря на препятствия: так, США после снятия с вооружения F-14 в середине 2000-х годов полностью ликвидировали весь парк этих самолетов, кроме нескольких музейных машин, и уничтожили комплект запчастей для них во избежание попадания в Иран через черный рынок. Добыть комплектующие к F-4 и F-5 несколько проще в силу широкой распространенности этих машин, однако их физический износ серьезно ограничивает численность парка.
 
Наличие, в дополнение к перечисленному, некоторого количества китайских F-7M (экспортная версия китайского истребителя J-7, являющегося копией советского МиГ-21), и собственных изделий по мотивам F-5, известных как Saegheh и Azaraksh, не меняет картины: ВВС Ирана, номинально насчитывающие более 350 боевых самолетов, на деле могут располагать примерно 150-170 машинами, большинство из которых безнадежно устарели. Из того, что Москва может предложить Тегерану в части обновления военной авиации, стоит отметить истребители семейства Су-27/Су-30 и МиГ-29СМТ, бомбардировщики Су-34, учебно-тренировочные самолеты Як-130, и «джентльменский набор» вертолетов разных классов: от Ми-17 до Ка-52.
 
Впрочем, надо иметь в виду, что поставки самолетов или даже ремонт и модернизация имеющихся у ВВС Ирана машин потребуют отмены упомянутого указа от 22 сентября 2010 года, и по факту будут означать окончательный выход России из режима санкций. Очевидно, что на сегодняшний момент присоединение России к этому режиму рассматривается Москвой как ошибка, однако сам по себе этот шаг должен обсуждаться отдельно, в том числе и с точки зрения бонусов, которые могла бы Москва получить от Тегерана за изменение своей позиции в этом вопросе.
 
В случае, если выход состоится, это будет означать возможность коренной модернизации вооруженных сил Ирана, при этом несмотря на продолжающийся кризис на нефтяном рынке, Тегеран располагает значительными ресурсами: его военные расходы приближаются к 10 миллиардам долларов ежегодно, и в теории пакет контрактов с Москвой на поставку различных вооружений, от танков до систем ПВО большой дальности мог бы достичь 15-20 миллиардов долларов на следующие 10-12 лет.
 
Системы ПВО, впрочем, неизбежно будут занимать в перечне закупок лидирующие позиции: как признают в ряде работ сами американские авторы, весь опыт войн США в последние десятилетия построен на неограниченном использовании воздушного пространства. Задачу взлома современной ПВО, основанной на использовании многоканальных мобильных систем большой дальности США, равно как и кому-либо еще, решать пока не приходилось.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer