Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Щит для Тегерана


21 января 2015 года Илья Крамник, Lenta.ru


Визит министра обороны России Сергея Шойгу в Иран и подписание договора о военном сотрудничестве между Москвой и Тегераном не могли не породить волну слухов о готовящихся крупных контрактах на поставки вооружения. Больше всего разговоров о зенитно-ракетной системе С-300, контракт на поставку которой в Иран был расторгнут в 2010 году. Вместе с тем, интересы Тегерана этим не исчерпываются.

Как обойти указ президента и резолюцию Совбеза?
 
Тема «С-300 для Ирана» неизменно вызывает всплеск интереса как в России, так и за рубежом: учитывая достаточно острые противоречия Ирана с США и их союзниками, наличие подобной системы ПВО может серьезно помешать оппонентам Тегерана в случае принятия ими решения о военной операции. В современной англоязычной военной литературе используется термин anti-access/area-denial (A2/AD) («системы воспрещения доступа») для обозначения вооружений, способных серьезно ограничить, или даже исключить проникновение в определенные районы. К таким системам относится в том числе и С-300, в наиболее современных вариантах поражающая воздушные цели на расстоянии до 200 километров (С-300ПМ) и до 400 (поздние версии системы С-300В). Продолжение С-300ПМ, система С-400 поражает цели на дистанции 250 километров с имеющейся ракетой 48Н6ДМ и до 400 — с перспективной «большой ракетой» 40Н6.
 
Контракт на поставку Ирану пяти дивизионов системы С-300ПМУ-1 производства концерна ПВО «Алмаз-Антей» ценой в 800 миллионов долларов был подписан в 2007 году. Тегеран намеревался получить пять дивизионов С-300 (не менее сорока пусковых установок). В сентябре 2010 года сделка была расторгнута по решению занимавшего в то время президентский пост Дмитрия Медведева, подписавшего указ о запрете поставок в Иран ряда вооружений, включая системы С-300. Указ был подписан во исполнение резолюции Совбеза ООН номер 1929 от 9 июня 2010 года об ужесточении санкций против Ирана в связи с продолжением развития иранской ядерной программы. При этом со строго формальной точки зрения резолюция Совбеза не препятствовала поставкам в Иран систем ПВО, что потребовало включить С-300 в указ отдельной строкой. После расторжения договора Россия вернула Ирану внесенный им залог в сумме около 167 миллионов долларов.
 
После этого Тегеран несколько раз пытался договориться с Москвой о возможном исполнении ранее заключенного соглашения, у том числе и подав иск в суд. Представители Ирана неоднократно заявляли, что по-прежнему заинтересованы в получении С-300 «или более современных систем».
 
В настоящее время, однако, исполнение контракта в его первоначальном виде невозможно: сообщалось, что изготовленные по иранскому контракту системы утилизированы, а их оборудование частично использовано на других заказах (ряд специалистов выдвинул предположение, что какая-то часть оборудования была использована при производстве С-300 для Азербайджана, который приобрел два дивизиона (16 пусковых установок) С-300ПМУ-2 в 2011 году. При этом производство зенитных ракетных систем семейства С-300П в России прекращено, а соответствующие мощности переориентированы на растущий выпуск систем С-400.
 
С-400, однако, до сих пор не поставлялся на экспорт: первоочередной задачей промышленности является производство этой системы по гособоронзаказу: в рамках действующей Госпрограммы вооружений на 2010-2020 годы Минобороны России планирует приобрести 56 дивизионов С-400. За период с 2007 года 19 дивизионов, развернутых в составе девяти полков. Темпы выпуска при этом растут — до 2010 года военные получили только два дивизиона, еще два — в 2011 году, в 2012 и 2013 году было развернуто по четыре дивизиона, а в 2014 году в войска ушли семь дивизионов С-400 по восемь пусковых установок в каждом.
 
Несмотря на расширение производства Иран вряд ли станет стартовым зарубежным заказчиком новой системы: скорее всего, эта роль достанется КНР. Однако, Исламской республике может прийтись ко двору альтернатива в виде системы семейства С-300В, экспортная версия которой известна как С-300ВМ «Антей-2500».
 
С-300В, произведение научно-исследовательского электро-механического института (НИЭМИ), будущего НПО «Антей», влившегося затем в концерн ПВО «Алмаз-Антей», все постсоветское время находилось в тени детища «Алмаза» — семейства С-300П. Единственным на сегодняшний день подтвержденным приобретателем систем семейства С-300В стала Венесуэла. После 2011 года, когда производство С-300П было прекращено, концерн ПВО и «Рособоронэкспорт» активизировали продвижение модернизированной С-300ВМ «Антей-2500» на рынке. В 2014 году появились сообщения о возможной поставке С-300ВМ в Египет, однако их подтверждения не последовало.
 
Между тем, для Ирана система С-300ВМ «Антей-2500» может оказаться весьма полезным приобретением: помимо рекордной для современных систем ПВО дальности действия по аэродинамическим целям, достигающей 400 километров, системы этого семейства имеют хорошие возможности по перехвату баллистических ракет, борьба с которыми является их исходным предназначением. Фактически, сегодня это единственная доступная для стран, не являющихся союзниками США, многофункциональная система, способная выполнять как задачи ПВО, так и задачи ПРО на театре военных действий. Ранее проведенные переговоры с Ираном о поставках этой системы не дал результата, однако в сегодняшних условиях ситуация может измениться.
 
Учитывая наличие в регионе значительного количества стран, имеющих на вооружении баллистические ракеты, «Антей-2500» может оказаться вполне востребованным приобретением, особенно если в паре к нему будут поставлены зенитные ракетно-пушечные комплексы ближнего боя «Панцирь-С1», в дополнение к тем, которые Иран уже получил в 2012 году. Подобное сочетание, уже используемое в российской ПВО, позволит резко повысить эффективность системы: комплексы дальнего действия прикрывают район, «Панцири» зачищают прорвавшиеся ракеты и прикрывают своих «тяжелых» соседей от прямых атак на подавление ПВО.
 
В дополнение ко всему, формальный запрет на поставку систем С-300 в сочетании с отсутствием формального запрета на поставку систем ПВО в принципе может быть обойдем использованием обозначения «Антей-2500», не упомянутого в указе.
 
Замена антиквариата
 
Одной из самых больших проблем стоящих перед Ираном сегодня, является обновление парка ВВС, которые до сих пор в значительной мере укомплектованы машинами, закупленными до исламской революции 1979 года. Наиболее современными машинами на вооружении Ирана являются истребители МиГ-29, частично полученные из СССР в 1990 году, частично — реквизированные машины иракских ВВС, перелетевшие в Иран в 1991 году, того же происхождения бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25. В наследство от ВВС Саддама Хусейна Ирану досталось также некоторое количество истребителей Mirage F1 французского производства, с покупкой запчастей и вооружения для которых Тегеран испытывает серьезные проблемы.
 
Основу боевой мощи ВВС Ирана по-прежнему составляют истребители американского производства 1960-70-х годов: тяжелые F-4 Phantom II в версиях F-4D, E, и разведывательной модификации RF-4E, легкие F-5E/F-5F Tiger II и специально закупленные в свое время для борьбы с советской воздушной угрозой перехватчики F-14 Tomcat. Иран прикладывает все усилия для сохранения боеспособности этого парка, несмотря на препятствия: так, США после снятия с вооружения F-14 в середине 2000-х годов полностью ликвидировали весь парк этих самолетов, кроме нескольких музейных машин, и уничтожили комплект запчастей для них во избежание попадания в Иран через черный рынок. Добыть комплектующие к F-4 и F-5 несколько проще в силу широкой распространенности этих машин, однако их физический износ серьезно ограничивает численность парка.
 
Наличие, в дополнение к перечисленному, некоторого количества китайских F-7M (экспортная версия китайского истребителя J-7, являющегося копией советского МиГ-21), и собственных изделий по мотивам F-5, известных как Saegheh и Azaraksh, не меняет картины: ВВС Ирана, номинально насчитывающие более 350 боевых самолетов, на деле могут располагать примерно 150-170 машинами, большинство из которых безнадежно устарели. Из того, что Москва может предложить Тегерану в части обновления военной авиации, стоит отметить истребители семейства Су-27/Су-30 и МиГ-29СМТ, бомбардировщики Су-34, учебно-тренировочные самолеты Як-130, и «джентльменский набор» вертолетов разных классов: от Ми-17 до Ка-52.
 
Впрочем, надо иметь в виду, что поставки самолетов или даже ремонт и модернизация имеющихся у ВВС Ирана машин потребуют отмены упомянутого указа от 22 сентября 2010 года, и по факту будут означать окончательный выход России из режима санкций. Очевидно, что на сегодняшний момент присоединение России к этому режиму рассматривается Москвой как ошибка, однако сам по себе этот шаг должен обсуждаться отдельно, в том числе и с точки зрения бонусов, которые могла бы Москва получить от Тегерана за изменение своей позиции в этом вопросе.
 
В случае, если выход состоится, это будет означать возможность коренной модернизации вооруженных сил Ирана, при этом несмотря на продолжающийся кризис на нефтяном рынке, Тегеран располагает значительными ресурсами: его военные расходы приближаются к 10 миллиардам долларов ежегодно, и в теории пакет контрактов с Москвой на поставку различных вооружений, от танков до систем ПВО большой дальности мог бы достичь 15-20 миллиардов долларов на следующие 10-12 лет.
 
Системы ПВО, впрочем, неизбежно будут занимать в перечне закупок лидирующие позиции: как признают в ряде работ сами американские авторы, весь опыт войн США в последние десятилетия построен на неограниченном использовании воздушного пространства. Задачу взлома современной ПВО, основанной на использовании многоканальных мобильных систем большой дальности США, равно как и кому-либо еще, решать пока не приходилось.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer