Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Фигура низшего пилотажа


12 октября 2015 года Наталья Чернова, Новая Газета


29 сентября в Московском авиационном институте — известном на всю страну МАИ — произошла смена власти. В институт поступил приказ из Минобрнауки о назначении нового исполняющего обязанности ректора вуза.

Им вместо спешно уволенного Анатолия Геращенко стал Александр Рождественский — бывший ректор расформированного Московского авиационного технологического института (МАТИ). Идея о слиянии двух вузов — авторитетного и известного на всю страну МАИ и признанного неэффективным МАТИ — была оглашена министерством еще в марте. Было решено объединить два института в один. Предполагалось, что студенты от этого слияния только выиграют и смогут получать более широкий спектр профессий. Но то, что смена формата будет проходить так жестко, не ожидал никто.
 
МАИ заштормило нешуточно, ведь, по сути, руководителем крупнейшего авиационного вуза страны в одночасье назначался человек, во‑первых, не имеющий в своем послужном списке ни намека на профессиональное знание предмета (то есть авиакосмоса), во‑вторых, так или иначе не сумевший уберечь вуз, которым управлял, от краха.
 
Всех, с кем удалось поговорить на эту тему и чьи мнения звучали в кулуарах МАИ, поражал даже не сам факт смены власти в институте. Термин «оптимизация» давно и прочно ассоциируется с закамуфлированным разрушением какой бы то ни было отрасли, и ничего хорошего от реформ люди не ждут. Поражали «манеры» новой власти. Манеры, продемонстрированные этой властью, иллюзий относительно методов, которыми будет укрепляться и, видимо, «прирастать славой» МАИ, у сотрудников и студентов вуза не оставляют.
 
А манеры такие. Уведомление об увольнении было вручено Геращенко без каких-либо предварительных переговоров, без ритуальных процедур, которые хоть и не меняют ситуацию, но все же смягчают удар. С главной страницы сайта института спешно удалили фамилию ректора, вписав на его место фамилию Рождественского. Табличка с именем Геращенко над ректорским кабинетом была сбита уже на следующий день после его насильственной отставки. Я видела эту зияющую пустоту у двери с отскочившей штукатуркой — сбивали наспех и грубо. Собственно, эта дыра от таблички и без всяких иных поведенческих ужимок нового хозяина вуза дала понять сотрудникам МАИ, по каким принципам будут строиться отношения с коллективом у ставленника Минобрнауки.
 
Процедура слияния двух вузов, а по сути, смена руководства в одном, видимо, готовилась давно, но как спецоперация. По трудовому контракту, полномочия ректора Геращенко, а продлять ректорство он не собирался (предельный возраст нахождения в этой должности 65 лет), заканчивались 2 декабря. И даже если решения наверху уже были приняты, почему нельзя было потерпеть 2 месяца и сменить руководство вуза в более или менее приличествующей манере — понять невозможно. А ведь совсем недавно, в начале августа, в МАИ из министерства пришло письмо, в котором сообщалось о начале процедуры выбора нового ректора. Все желающие могли подать в комиссию заявки. То есть в институте спокойно собирались выбирать нового руководителя из известных кандидатов. Однако 20 августа из «образовательного» ведомства пришло новое письмо, в котором грядущие выборы отменялись без объяснения причин.
 
Причина в лице г‑на Рождественского появилась в вузе 29 сентября.
 
В первые два дня своей работы в МАИ Рождественский, по свидетельству сотрудников вуза, расторг контракты практически всех проректоров, изъял печать института и приостановил все банковские операции МАИ.
 
Практически в эти же дни на сайте Change.org появилась петиция, собирающая подписи против назначения Рождественского на пост ректора МАИ. На 6 октября было собрано более 7 тысяч подписей.
 
Вот некоторые, самые распространенные аргументы подписантов.
 
Орхан Яшин: «Считаю, что выбор ректора института должен происходить не по назначению, а путем честных и справедливых выборов. Также считаю, что ректором авиационного института не должен и не может быть человек, который не имеет никакого образования, касающегося авиационно-космической промышленности».
 
Юрий Черёмушкин: «Считаю, что как минимум до опровержения информации о плагиате в диссертации на ресурсе Диссернет рассматривать Рождественского на должность ректора МАИ крайне неэтично и оскорбительно по отношению к студентам и преподавательскому составу».
 
Ольга Алёшина: «Ректор должен быть избран на конкурсной основе — по его заслугам, а не по беспределу чиновников, которые усердно гробят лучшую в мире систему высшего образования».
 
Кстати, о Диссернете. На сайте этого ресурса можно найти ссылку на работу Александра Рождественского, защищенную им в 2009 году. Диссертация называется «Формирование системы инвестирования социальной сферы региона: теория, методология и практика». По мнению экспертов, в работе активно использованы заимствования из работ четырех авторов — только на 40 страницах из 309 не было обнаружено плагиата.
 
Фактически, прислав на должность ректора известнейшего вуза страны специалиста без профильного образования и с репутационными издержками, министр образования Ливанов закрыл возможность диалога между чиновниками и учеными, приравняв последних не к интеллектуальной элите, а к обслуживающему персоналу.
 
Бывший ректор МАИ, академик РАН Юрий Рыжов, более 30 лет проработавший в институте, так оценивает произошедшее: «Это не экстраординарная ситуация, это продолжение того, что сделали с Академией наук России. Все началось с назначения академика Владимира Фортова на пост президента РАН. Он очень честный и умный человек. Однако произошедшее после его назначения реформирование академии не привело ни к чему хорошему. Над РАН назначили ФАНО (Федеральное агентство научных организаций. — Н. Ч.), которое распоряжается финансами академии. Но теперь они стали активно вмешиваться в решение вопросов, какому научному направлению давать деньги, а какому не давать.
 
В МАИ еще более подлая ситуация, потому что ректора Геращенко не просто освободили от занимаемой должности, а сделали это предельно бесстыже. Шел обычный ученый совет, проректоры читали рутинные доклады, а в конце действа в зал зашли чиновники и зачитали приказ о том, что Геращенко уволен из Московского авиационного института с выдачей ему трудовой книжки без права посещения МАИ. После они двинулись осматривать кабинеты. Это все очень смахивает на рейдерский захват, потому что назначение ректора должно проходить по процедуре, а не как спланированная операция.
 
У меня, как у профессионала, есть вопросы к Министерству образования по кандидатуре нового ректора. Когда он возглавлял Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского (МАТИ), вуз признали неэффективным. Получается, что ректора неэффективного института назначают ректором МАИ. У него лишь педагогическое и экономическое образование. Это нонсенс, что возглавлять МАИ будет человек, некомпетентный в этой отрасли образования. Такого за всю историю института не было».
 
Первое публичное появление Александра Рождественского на экстренном ученом совете, посвященном смене ректора, прошло при полном аншлаге. Зал был набит битком, у дверей втихаря пристроились студенты. Александр Рождественский держался уверенно. Во вступительном слове сказал, что «ситуация сложная, и сложилась так, как сложилась, для меня это назначение — вызов, и я его принял, рекомендую вам делать так же». Он пообещал, что плата за общежитие для студентов повышаться не будет и что собственность МАИ распродаваться тоже не будет. А в ответ на вопрос из зала, намерен ли он выставлять свою кандидатуру на предстоящие по уставу вуза выборы ректора в декабре, сообщил новость, о которой никто в зале не подозревал: «В июне во все вузы был разослан типовой устав, разработанный Министерством образования. По новому уставу ректор будет назначаться».
 
Собственно этой фразой и. о. ректора Рождественский поставил коллектив института в известность, что выбора (и выборов) у коллектива нет.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBfh73
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/country/geo/podolsk/, подробное описание здесь.
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/garbage/, подробнее по ссылке.
YouDo: http://courier.youdo.com/courier-services/services/24hours/, подробнее по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer