Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Уголовное расследование по "Боингу": кто и как ищет виновных


14 октября 2015 года Ольга Божьева , Московский Комсомолец


Доклад Совбеза Нидерландов по расследованию катастрофы «Boeing» на Донбасе, обнародованный во вторник , виновных в трагедии не назвал - что было ожидаемо. Следующим шагом в подобных разбирательствах должно стать уголовное расследование, а затем суд, который должен определить виновных. Мы попытались выяснить, в какой стадии находится сейчас уголовное разбирательство по делу сбитого на Украине «Boeing».

Кто будет судьями?
 
Задача эта оказалась неожиданно трудной – никто, даже большие российские авиационные чиновники и специалисты, толком ничего об этой стороне вопроса не знают. Понятно лишь, что правовые основания для ведения уголовного дела по катастрофе «Boeing» имеют несколько стран, это: Украина, так как катастрофа произошла на ее территории, Малайзия, которой принадлежал сбитый самолет, Нидерланды – граждан этой страны погибло более всего. Любые другие страны, чьи граждане были на борту, тоже имеют право начать судебное разбирательство. (В катастрофе погибли: граждане Нидерландов - 192 человека (один с двойным гражданством – США), Малайзии - 44, включая 15 членов экипажа, Австралии - 27, Индонезии - 12, Великобритании – 10 (один с двойным гражданством – ЮАР), Германии – 4 человека, Бельгии - 4, Филиппин - 3, Канады - 1, Новой Зеландии - 1 человек).
 
России в списке этих стран нет, так как ни самолет, ни территория, ни ее граждане не имеют отношения к катастрофе. Наш интерес к данному разбирательству обусловлен лишь теми обвинениями, которые выдвигаются в деле «Boeing» против нашей страны.
 
Кроме того, с целью выяснения юридической стороны вопроса – кто виноват и что делать? (а фактически, кому платить компенсации пострадавшим?) – страны могут объединить усилия для совместного юридического процесса.
 
Такие попытки делались, когда нынешним летом речь зашла о международном трибунале по «Boeing» под эгидой ООН. Наша страна, воспользовавшись правом «вето», заблокировала эту инициативу, понимая, что готовится не суд, а политическое судилище с заранее объявленным виновником – Россией. Этот международный трибунал предлагалось начать еще до объявления результатов авиационного расследования. Понятно, что Россию пытались втянуть в «дипломатическую ловушку», не говоря уже о том, что ранее аналогичные дела, когда гражданские самолеты сбивали украинские или американские военные, были просто «замяты». Причем пострадавшие не получили не только каких-либо выплат, но даже извинений.
 
В результате международная группа, расследующая крушение «Boeing» на Донбассе, отказалась от идеи создания трибунала под эгидой ООН. На днях посол Нидерландов в Москве Рон ван Дартел заявил, что сейчас Австралия, Нидерланды, Малайзия, Бельгия и Украина ищут альтернативный вариант установления виновных в трагедии. Пока этот вопрос находится в стадии обсуждения между странами, входящими в международную следственную группу. Среди альтернатив посол назвал расследование в рамках Международного уголовного суда (ряд экспертов считает, что это может быть «Гаагский трибунал» - Авт.), а также проведение межгосударственного суда стран международной следственной группы. Ван Дартел подчеркнул, что пока «безусловного приоритета» среди этих вариантов нет.
 
В свою очередь, Австралия сообщила, что страны международной следственной группы могут создать особый трибунал, не требующий одобрения ООН. Австралийские власти не исключили так же возможность создания отдельных судов в каждом из пострадавших государств. Похоже, что именно в этом направлении сейчас активней всего и развивается уголовно-процессуальный аспект этого дела.
 
По мнению экспертов, юридическое разбирательство по донецкому «Boeing» будет куда более долгим, чем авиационное, которое длится уже второй год. И одна из главных причин в том, что опубликованный во вторник доклад так и не ответил на главный вопрос: с какой конкретно территории была запущена ракета, уничтожившая малазийский лайнер.
 
Как заявили голландские авиационные специалисты, они, дескать, такой задачи перед собой и не ставили. А кто ее должен был ставить? Или голландцам кем-то ставилась задача как раз не давать ответа на главный вопрос авиационного расследования – чем именно и откуда был сбит «Boeing»?
 
Если так, то с этой задачей они справились прекрасно. И теперь представитель Совбеза Нидерландов с чувством выполненного долга может смело рассказывать миру, что «задача голландской комиссии заключалась в рассмотрении причин трагедии и того, что произошло с пассажирами. Расследование не ставило своей целью обвинять кого-либо».
 
Однако суд – либо международный, либо каждой страны в отдельности – должен обвинять. Но кого? На каком основании? Получается, судебное следствие каждой из заинтересованных стран должно теперь самостоятельно проводить для этого дополнительные судебные экспертизы, эксперименты с ракетами «Бука» и прочие положенные в таких случаях действия. Разве такое возможно?
 
Можно ли себе представить, что малазийцы, голландцы, бельгийцы, да пусть даже те же украинцы с целью поиска точки старта ракеты-убийцы, а значит определения ее точной траектории и дальности полета, добыли старые «буковские» ракеты и где-нибудь на Донбассе (для чистоты эксперимента) занялись чем-то подобным тому, что проделали специалисты Концерна «Алмаз-Антей»?
 
Смешно? Вот именно. А это означает, что любое следствие, не основанное на достоверных фактах, которые были обязаны представить ему авиационные эксперты, военные, специалисты в области зенитного ракетного вооружения, будет таким же смешным и нелегитимным. А его доказательная база вместо реальных фактов будет представлять из себя кашу из всевозможных фейковых вбросов, регулярно появляющихся в соцсетях. Именно это мы уже сейчас и наблюдаем.
 
Малайзийский фактор
 
Однако, все-таки, что нам на данный момент известно о том, как и где хоть как-то ведется следствие? Формально его пока ведут Украина, Малайзия и Голландия.
 
Украина чисто юридически была просто обязана сразу после катастрофы объявить о начале уголовного дела. Этого требуют международные правила, так как трагедия произошла на ее территории. Правда, ни о каких реальных процессуальных действиях официальные лица в Киеве до сих пор ничего не рассказывали. Впрочем, там теперь по всем вопросам предпочитают передавать свои полномочия Западу, и расследование данной катастрофы – не исключение.
 
Сейчас украинские юристы озабочены тем, как бы обойти Совбез ООН и прочие международные структуры, организовав следствие таким образом, чтобы во всем обвинить исключительно Россию. Тем более, что в докладе по «Боингу» Совбез Нидерландов хотя слабо и косвенно, но все же обвинил Украину в том, что она не закрыла воздушное пространство над Донбассом. А это уже может стать поводом для предъявления Украине материальных исков от родственников погибших пассажиров, а также от малазийской авиакомпании, самолет которой разбился.
 
О малазийском следствии тоже мало что известно. В основном все ограничивается различными заявлениями. Так во вторник вечером после объявления Совбезом Нидерландов результатов окончательного доклада по «Boeing», выступил премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак. Не давая никаких оценок самому докладу, он пообещал, что «Малайзия будет последовательна до конца, до тех пор, пока виновники этого чудовищного преступления не будут наказаны».
 
Трудно сказать, насколько малайзийцы окажутся последовательными в этом вопросе. Однако известно, что самого начала они были очень недовольны тем, что авиационное расследование передали Нидерландам. Если уж касаться юридической стороны этого вопроса, то в Приложении 13 к Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации, сказано: «В случае серьезных инцидентов государство места события может рассмотреть вопрос о передаче полномочий на проведение расследования государству регистрации или государству эксплуатанта, в частности, тех случаях, когда проведение расследования может быть полезным или более целесообразным для одного из этих государств».
 
Однако Нидерланды не являются ни государством регистрации, ни государством эксплуатанта (в обоих случаях это Малайзия), поэтому назначение Нидерландов в качестве государства, ответственного за расследование, является незаконным. Это – компромисс, заключенный политиками, а не специалистами.
 
Малайзийцы весь год, пока в Голландии велось авиационное расследование, выказывали свое недовольство тем, как это делается. Они больше представителей других стран прислушивались к аргументам, которые высказывали по этому делу российские специалисты, давая понять, что во многом поддерживают нашу позицию.
 
Более того, имел место такой факт: Росавиация высказала свои претензии голландской стороне по поводу текста предварительного варианта доклада расследования катастрофы «Boeing», которые подробно изложила в официальном письме в Совбез Нидерландов. Понятно, что по этическим соображениям и международным обязательствам мы не имели права разглашать эти претензии. Но представители Малайзии, которые входят в группу расследователей, видимо, внутренне соглашаясь с нашими аргументами, решили поступить по-своему, и выложили письмо российской стороны в Интернет, предав его гласности.
 
Это, безусловно, многим не понравилось, в частности голландцам. Однако они были вынуждены признать, что российская позиция подкреплена вескими аргументами. И, как считают наши авиационные эксперты, возможно именно этот поступок малайзийцев заставил голландцев буквально в последний момент изменить окончательный вариант доклада по «Боингу».
 
Именно потому, считают источники «МК», ряд положений доклада вдруг неожиданно совпал с выводами расследования, проведенного российскими специалистами концерна ПВО «Алмаз-Антей». В частности по типу ракеты 9М38 ЗРК «Бук», которой был сбит малайзийский лайнер, и чего ранее голландцы ну просто никак не хотели признавать.
 
А потому некоторые специалисты считают, что со стороны Малайзии вполне можно ждать неожиданностей и во время судебного разбирательства, вне зависимости от того одна, или несколько стран будут в нем участвовать. В любом случае Малайзия там будет одним из главных участников, и, возможно, постарается отыграться за все унижения и принижения своей позиций в авиационном расследовании.
 
Десять голландских прокуроров
 
Активнее всех юридической стороной этого разбирательства занимается сегодня Голландия, которая организовала группу из следователей ряда стран. Версию о том, что «Боинг» был сбит ракетой «Бук» там считают основной. Естественно, в докладе Совбеза Нидерландов упоминается уголовное расследование: авторы доклада пишут, что эксперты тесно сотрудничают со следователями.
 
В октябре 2014 года возглавляющий голландское расследование старший офицер юстиции Нидерландов Фред Вестербеке в интервью Der Spiegel сообщал: «Только в Нидерландах насчитывается десять прокуроров. Трое из них координируют расследования, двое работают на международном уровне. Еще двое несут ответственность за сопровождение родственников. Кроме того, судебно-медицинские эксперты, а также около 80 полицейских. Мы регулярно проводим встречи с коллегами из Малайзии, Австралии и Украины, чтобы разделить работу». По словам Вестербеке, его коллеги собирают материалы о крушении в том числе в интернете, среди них — записи телефонных переговоров, опубликованные в Сети украинской стороной. Также имеются показания свидетелей, находившихся на месте происшествия.
 
Представители юстиции Нидерландов уже не раз заявляли, что «расследование продвинулось очень серьезно, находится на пороге раскрытия» и они «скоро предъявят обоснованные и убедительные улики». Правда, как они говорят, им «пока не удалось составить список конкретных подозреваемых, обвинение пока никому не предъявлено», но, как выразился недавно Вестербеке, «уже несколько лиц находятся в зоне внимания следователей».
 
Правда, голландцы жалуются, что их следователи не могут полноценно работать на востоке Украины, чтобы проводить допросы свидетелей на местах, так как регион находится под контролем сепаратистов. А потому им приходится по большей части просить свидетелей приезжать к ним.
 
На мой взгляд, этот факт сам по себе интересен с точки зрения независимости и беспристрастности следствия. Согласитесь, неплохо в качестве свидетеля (причем тут уж свидетеля чего угодно) вырваться из региона, где идут боевые действия, в спокойную сытую Голландию, и хотя бы недолго пожить там за счет местной прокуратуры.
 
Более того, голландские следователи утверждают, что некоторые свидетели боятся за свою жизнь, а потому на них обязательно должно распространяться право на защиту в рамках специальной программы защиты свидетелей в одной из пяти стран-участников расследования. То есть предоставляться убежище в одной из стран Европы, или странах-партнерах. Иными словами – в США.
 
Кстати, представителям голландской прокуратуры давал показания летчик украинских ВВС Волошин, который по версии нашего СКР мог сбить «Boeing» над Донбассом. Они сами для этого приезжали на Украину.
 
Также из слов возглавляющего расследование Фреда Вестербеке известно, что в мае этого года он приезжал в Москву и «встречался там с российским коллегой, отвечающим за расследование».
 
Несмотря на всю закрытость расследования, один важный вывод голландский прокурор уже озвучил. «Трудно представить, зачем кому-либо понадобилось бы сбивать гражданский самолет с таким количеством людей. Сомневаюсь, что это было сделано преднамеренно», - заявил Вестербеке этим летом в интервью BBC.

 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer