Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Уроки прошлогодней трагедии во Внуково


20 октября 2015 года Владимир Ардаев, РИА Новости


В ночь с 20 на 21 октября 2014 года легкомоторный самолет Falcon-50 на взлетной полосе аэропорта Внуково врезался в снегоуборочную машину. Погибли все находившиеся на борту — три члена экипажа и глава французского нефтегазового концерна Total Кристоф де Маржери. Он прилетал в Россию на совещание по иностранным инвестициям, которое глава правительства Дмитрий Медведев проводил в Горках.

Почти год шло следствие. Обвиняемыми по делу были названы пять человек: ведущий инженер аэродромной службы аэопорта Владимир Леденев, водитель Владимир Мартыненко, диспетчер Александр Круглов, диспетчер руления Надежда Архипова, диспетчер-стажер Светлана Кривсун и руководитель полетов аэропорта Роман Дунаев.
 
К концу августа этого года Государственный следственный комитет (ГСК) завершил расследование. Однако Генеральная прокуратура отказалась утверждать обвинительное заключение. У нее возникли вопросы по объему предъявленных некоторым фигурантам обвинений и сомнения в том, правильно ли квалифицированы действия обвиняемых.
 
Дело было возвращено в ГСК, срок следствия продлен до 24 октября. Все фигуранты — и те, кто содержались в СИЗО, и те, кто находились под домашним арестом — были освобождены до суда.
 
Пошел второй год расследования.
 
"Кофе с ликером" и сломанное радио
 
Трагедия во Внуково нанесла серьезный удар по имиджу России — об этом сразу после случившегося заявляли многие политики. Кроме того, она обнажила — или, по крайней мере, приоткрыла — то плачевное состояние, в котором пребывает отечественная система авиационной безопасности.
 
Водителя снегоуборщика Владимира Мартынюка следователи заподозрили в том, что он выехал на своей машине на летное поле в нетрезвом состоянии. Мартынюк это отрицал, утверждая, что "вообще не пьет", потому что у него "больное сердце". И лишь когда анализ показал, что в крови у него содержалось 0,6 промилле алкоголя, признался, что "выпил кофе с ликером".
 
На деле это означает: работник перед работой успешно прошел медицинский контроль, и уже на рабочем месте — один или с коллегами — немного "принял". Пусть даже "кофе с ликером". После чего сел за руль и поехал туда, где взлетают и садятся самолеты.
Мартынюк утверждал, что выехал на взлетно-посадочную полосу случайно, не заметив ни специальной разметки, ни огней подсветки. Налетевший на его машину самолет он тоже "практически не видел".
 
Начальник смены, сопровождавший колонну снегоуборщиков, тоже не заметил, что машина Мартынюка отклонилась от общего курса и движется в сторону ВПП, но даже если бы заметил, то все равно не мог ничего предпринять, поскольку радиосвязь между машинами не работала.
 
Диспетчеры, в свою очередь, не заметили на экране радара внезапно возникшее на полосе препятствие. Командир корабля заметил, но слишком поздно.
 
Роковой перекресток
 
Президент Международного консультативно-аналитического агентства (МКАА) "Безопасность полетов", член правления Всемирного фонда безопасности полетов (FSF) Валерий Шелковников напоминает, что аэропорт Внуково за последние годы значительно изменился. Сегодня он имеет сложную конфигурацию: две пересекающиеся взлетно-посадочные полосы, многочисленные пересекающиеся рулежные дорожки, соединяющие обе ВПП с тремя терминалами — пассажирским, правительственным и деловой авиации.
По его словам, ничего необычного в пересекающихся ВПП нет, в мире немало таких аэропортов, но это всегда дополнительный фактор риска. Исследования показывают, что частота несанкционированных занятий полосы связана с количеством пересечений ВПП и характеристиками планировки аэродрома.
 
В ночь с 20 на 21 октября прошлого года: Falcon столкнулся со снегоуборщиком как раз на "перекрестке" взлетно-посадочных полос.
"Прошлогодняя трагедия вскрыла нарыв. Она более чем ясно показала необходимость срочно привести системы управления наземным движением и контроля за ним в соответствие с требованиями Руководств по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП и по усовершенствованным системам управления наземным движением и контроля за ним Международной организации гражданской авиации (ИКАО), по крайней мере, начать с крупных международных аэропортов", — говорит Валерий Шелковников.
 
Он напоминает: в 2013 году Международная организация гражданской авиации (ИКАО) ввела в действие Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации "Система управления безопасностью полетов" (СУБП). По словам Шелковникова, этот документ в мире ждали 30 лет. В соответствии с ним, государства обязаны внедрить Государственную программу по обеспечению безопасности полетов. СУБП должна быть внедрена в авиакомпаниях, организациях по управлению воздушным движением, на аэродромах, среди разработчиков и производителей авиатехники, в учебных заведениях и других секторах гражданской авиации.
 
Документ ИКАО, являющийся обязательным и для России, предусматривает внедрение на всех аэродромах программ предотвращения несанкционированных занятий ВПП, организованы группы по изучению вопросов обеспечения безопасности операций на взлетно-посадочных полосах, выявлены опасные участки, установлено, кто конкретно и за что отвечает. Для водителей транспортных средств должны быть разработаны рекомендации по предотвращению несанкционированных выездов на полосу, они должны быть специально обучены методике действий в разных ситуациях, которые могут возникать при вождении транспортного средства в контролируемой зоне.
 
"Необходимо, чтобы требования ИКАО — Приложение 19 к Конвенции и его производные документы — были по настоящему "настольными книгами" должностных лиц, отвечающих за безопасность полетов в Российской Федерации", — убежден Валерий Шелковников.
 
Траты на безопасность
 
По мнению эксперта ИКАО, профессора Института международных транспортных коммуникаций Виталия Бордунова, само понятие "безопасность" плохо вписывается в сегодняшнюю экономическую реальность. По-настоящему заботиться о безопасности полетов себе могут позволить только мощные, крупные авиакомпании. Для авиаперевозчиков поменьше забота о безопасности часто непозволительная роскошь. И такой монетарный нигилизм, по его мнению, распространяется на все отрасли и службы отечественной гражданской авиации.
 
"Сегодня Россия не в полной мере выполняет международные обязательства по внедрению правил и процедур в сфере организации деятельности аэродромов и аэропортов. У нас до сих пор нет даже единого закона, регулирующего деятельность аэропортов — было разработано не менее пяти законопроектов, которые были отклонены Госдумой. Получается, что при наличии множества ведомственных инструкций, единых требований в форме закона нет, а правила ИКАО носят общий характер, они не конкретизированы для каждого государства", — поясняет профессор.
 
Ситуацию, по его убеждению, вряд ли удастся изменить до тех пор, пока нормы и правила, действующие в отечественной транспортной сфере, будут оставаться сориентированными, главным образом, на интересы перевозчиков, а не пассажиров. Одним из подтверждений того, что дело обстоит именно так, он называет отмену в новой редакции Воздушного кодекса обязательной сертификации авиационного топлива — по мнению Бордукова, это решение принято в интересах нефтеперерабатывающих компаний, а на деле создает серьезную угрозу безопасности авиаперевозок.
 
"До тех пор, пока интересы пассажира, оплачивающего из своего кармана деятельность перевозчика, не станут главным его приоритетом, безопасность перевозок так и останется непозволительной роскошью и источником экономии", — убежден профессор Бордуков.
 
 
 



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer