Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Еще полетаем


21 октября 2015 года Инесса Паперная, Александр Волобуев, Lenta.ru


Балансирующая на грани банкротства «Трансаэро», отпевание которой в СМИ в том или ином виде длится уже вторую неделю, вдруг нашла спасителя. Контроль в компании может получить совладелец группы S7 Владислав Филев. Новый собственник обещает постараться договориться с кредиторами и избежать банкротства перевозчика, которое не устраивает ряд банков. Шаткое положение авиакомпании — не только следствие рискованных решений прежних владельцев, но и свидетельство проблем во всей отрасли, которую по итогам года ждут рекордные убытки. Эксперты не исключают возникновения подобных ситуаций в 2016-м.

Откуда не ждали
 
Когда, казалось бы, конец истории второй по величине авиакомпании страны был очевиден, совладелец группы S7 (авиакомпании «Сибирь» и «Глобус») Владислав Филев решил приобрести контрольный пакет акций «Трансаэро», задолжавшей кредиторам, лизингодателям и контрагентам более 250 миллиардов рублей. Договор об этом был подписан вечером 20 октября, сообщил «Ленте.ру» представитель S7. Более 51 процента ценных бумаг будет приобретено у крупнейшего акционера «Трансаэро» Александра Плешакова, ранее консолидировавшего около 60 процентов акций перевозчика. Он рассказал РБК, что цена составила «существенно больше одного рубля» и устроила все стороны. Напомним, что за символический рубль авиакомпанию предполагал купить «Аэрофлот», но сделка не состоялась по ряду причин. Теперь у Филева есть план урегулирования отношений с кредиторами «Трансаэро». И он, по его собственным словам, всеми силами постарается избежать банкротства вчерашнего конкурента. Соглашение о продаже пакета он объяснил агентству желанием не допустить монополизации рынка авиаперевозок и защитой интересов партнеров и кредиторов авиакомпании, «которые, несомненно, понесли бы ущерб в случае банкротства».
 
Эта информация стала полной неожиданностью для рынка, который уже поставил крест на будущем проблемного перевозчика. За несколько дней до объявления сделки глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев категорично заявил, что единственный вариант развития событий — банкротство.
 
Признать авиакомпанию несостоятельной накануне потребовали сразу несколько банков: 19 октября в суд обратились Альфа-банк и Сбербанк (долг перед Сбербанком — 6 миллиардов рублей, перед Альфа-банком — 600 миллионов рублей), тогда же иск подала Госкорпорация по организации воздушного движения в России.
 
Однако не все кредиторы ратуют за банкротство: для них любой выход хорош, кроме прекращения работы должника. Комитет кредиторов «Трансаэро» потребовал на заседании совета директоров 22 октября рассмотреть вопрос о смене гендиректора, пост которого с 7 сентября занимает топ-менеджер «Аэрофлота» Дмитрий Сапрыкин, сообщали «Ведомости». Подписи под документом поставили представители шести банков, не согласных с уходом перевозчика, — Абсолют банка, Новикомбанка, Московского индустриального банка, Московского кредитного банка, банков «Международный финансовый клуб» и БФА. Еще раньше банки-кредиторы «Трансаэро» договорились провести независимый финансовый аудит перевозчика и обсудить возможность спасения компании, в том числе путем вхождения кредиторов в капитал.
 
Пошли на рекорд
 
Между тем состояние авиаотрасли не внушает оптимизма, а «Трансаэро», вероятно, не последняя жертва кризиса в российской экономике, предупреждают эксперты.
 
Все признают, что оказавшемуся на грани банкротства перевозчику нужно было еще в прошлом году подумать об оптимизации авиапарка, насчитывающего 106 самолетов, и снижении расходов (как сделала это, например, «ЮТэйр»). Но в том, что случилось с «Трансаэро», есть и объективные причины. «Давайте посмотрим на то, что в целом происходило в экономике. От 30 рублей доллар дошагал до 60. Как можно выстраивать бизнес-план для компании, которая работает на иностранной технике? А сегодня в отрасли 94 процента — это именно иностранные суда (у «Трансаэро» большая часть авиапарка представлена самолетами Boeing — прим. «Ленты.ру»)», — подчеркивал 20 октября президент Транспортной клиринговой палаты (ТКП) Александр Русс, выступая на авиационном форуме «Крылья России».
 
Совокупные убытки российских авиакомпаний по итогам 2015 года могут превысить 30 миллиардов рублей, сообщил журналистам в кулуарах форума глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. «Отрасль находится в тяжелом финансовом состоянии. По итогам полугодия убытки в части перевозочного процесса составили 28 миллиардов рублей. Таких цифр за последние десятилетие не было», — констатировал он. Тасун отметил, что ситуация не является исключительной в том смысле, что десять лет подряд, кроме 2010-го, отрасль была убыточной. Но сумма финансового ущерба авиакомпаний в 2015-м превысит прошлогодние 24 миллиарда рублей (прибыль в 3 миллиарда рублей по итогам 9 месяцев 2014-го перекрыли 27-миллиардные убытки в четвертом квартале).
 
Руководитель АЭВТ подчеркнул, что авиаперевозчики оказались между молотом и наковальней: при повышении цен на билеты они рискуют потерять пассажиров, а устанавливая низкую нерыночную стоимость проездных документов — приближаются к финансовому краху. Примерно так, по словам экспертов, произошло и с «Трансаэро»: ценовой демпинг привел к операционным убыткам, справиться с которыми компания не смогла.
 
Взлетят на работодателях
 
Директор научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного НИИ гражданской авиации Александр Фридлянд обратил внимание на то, что рост доходности авиаперевозчиков на протяжении десяти лет на порядок отставал от повышения стоимости услуг аэропортов. По его словам, с 2004 по 2014 год доходность российских авиаперевозчиков выросла на 89 процентов, в то время как аналогичный показатель аэропортов составил 143 процента. На столько же взлетела инфляция, а расходы на аренду и лизинг увеличились на 350 процентов.
 
По данным Росавиации, значительное падение международных авиаперевозок и особенно чартерных (они рухнули сразу на 40 процентов) компенсировал рост на внутренние перелеты. В итоге за 9 месяцев 2015 года услугами российских авиакомпаний воспользовались 73,6 миллиона человек, что чуть больше прошлогоднего. Но авиакомпании зарабатывают именно на международных рейсах, большинство внутренних маршрутов убыточны. Не помогло в полной мере решить эту проблему и снижение НДС на перелеты по России с 18 до 10 процентов, утверждают в АЭВТ. «Рост внутренних перевозок — это генератор убытков. Если ценовые войны не закончатся, то в следующем году нельзя исключать появления новых "Трансаэро"», — категоричен глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.
 
В такой ситуации, чтобы остаться на плаву, альтернативы повышению стоимости проездных документов у авиаторов не остается. Фридлянд отметил, что накопленный потенциал для роста цены авиабилетов — 20-22 процента, но «вряд ли он будет выбран полностью, поскольку компании боятся потерять пассажиров». Некоторые эксперты предлагают и вовсе радикальные (и весьма спорные с точки зрения рядового пассажира) меры. «Так как отрасль продемонстрировала полную неспособность договориться [не демпинговать], надо бы ввести минимальный пороговый тариф. Потому что летать меньше чем за 100 долларов за тысячу километров, это самоубийство», — высказал одно из таких предложений Рыбак.
 
Некоторую поддержку российскому авиарынку окажут невозвратные билеты, разрешенные с июня прошлого года, и ожидаемые налоговые послабления для работодателей за оплату путешествий по России для своих сотрудников (правительство поддержало законопроект, освобождающий такие поездки от налога на прибыль). По оценкам вице-президента Ассоциации туроператоров России Дмитрия Горина, последняя мера способна увеличить продажи турпутевок на 10-12 процентов.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer