— То что мы сейчас видим из документации, которую получаем из компании, у нас есть вопросы по поводу того, насколько экономически обоснованными были те или иные решения и тарифы, по которым продавались билеты, особенно в последнее время. Я не берусь судить по этому поводу, но может кому-то, кто занимается правоохранительной деятельностью, стоит на этот вопрос посмотреть, — сказал Шувалов. — Правительство работает на протяжении нескольких месяцев, чтобы ситуацию мягко разрешить, чтобы не допустить сложных ситуаций с перевозкой пассажиров «Трансаэро». Как нам представляется, сейчас нам это удается, я уверен, что ситуацию эту нам удастся решить так, как было решено в правительстве.
Сегодня Минтранс аннулировал лицензию и сертификат эксплуатанта авиакомпании «Трансаэро». О том, что с 26 октября компания не может осуществлять авиаперевозки заявил глава Минтранса России Максим Соколов в эфире телеканала «Россия 1».
— Вчера Росавиация завершила проверку, и эксперты подписали соответствующий акт, в котором дальнейшая деятельность компании «Трансаэро» становится невозможной. Поэтому сегодня утром подписан приказ об аннулировании сертификата эксплуатанта у компании «Трансаэро» начиная с 26 октября этого года,— сообщил министр.
По словам главы Росавиации Александра Нерадько, аннулированный сертификат в соответствии с правилами не восстанавливается.
Отзыву сертификата не помешал даже новость о появлении покупателя на "Трансаэро": во вторник вечером стало известно, что акционер группы авиаперевозчиков S7 Владислав Филев подписал соглашение о покупке не менее 51% акций авиакомпании «Трансаэро».
Общая сумма долга «Трансаэро» оценивается примерно в 260 млрд рублей. Долг «Трансаэро» перед ВТБ составляет 12 млрд рублей, Газпромбанком — 7,9 млрд рублей, Сбербанком — 6 млрд рублей. Крупнейшими лизингодателями являются ВЭБ и ВТБ, которые предоставили самолеты на 55 млрд и 40 млрд рублей соответственно.
Из отчетности компании за 2014 год следует, что в список ее кредиторов также входят МКБ, Промсвязьбанк, Новикомбанк, «Международный финансовый клуб», Альфа-банк, МТС-банк, РСХБ, «Открытие», Банк «Балтийское финансовое агентство», Московский индустриальный банк, «Еврофинанс», Моснарбанк, «Глобэкс», Абсолют Банк.
В понедельник Альфа-банк подал иск о банкротстве «Трансаэро» в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Аналогичный иск от Сбербанка суд принять отказался. Как отмечается в судебном акте, банком не были соблюдены нормы закона о банкротстве, предписывающие заблаговременное уведомление должника и его кредиторов о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве. Такое уведомление кредитная организация должна разместить в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц не менее чем за 15 дней до обращения в суд. Готовит заявление в суд о банкротстве авиакомпании и ВТБ.
Как рассказал источник «Известий» близкий к «Трансаэро», банкротство авиакомпании назревало уже давно — тяжелое финансовое положение «Трансаэро» усугубилось после первой девальвации рубля (декабря 2014 года).
Впрочем, по его словам, переговоры между «Аэрофлотом» и «Трансаэро» о покупке второй шли давно, они временно то возобновлялись, то прекращались.
- Стороны не могли прийти к согласию в том числе и из-за того, что «Аэрофлот» не устраивал непрозрачный аудит компании. В первую очередь из-за того, что у «Трансаэро» был «карманный аудитор». «Аэрофлот» же занял достаточно четкую позицию и не соглашался покупать компанию пока не будет решена проблема с аудитором. Если бы владельцы «Трансаэро» вовремя пошло на уступки, то они могло бы выйти из ситуации значительно мягче, - считает собеседник «Известий». - Даже понимая масштаб кризиса в компании, "Аэрофлот" был готов купить "Трансаэро" за $100 млн (75$+1 акция), но при условии, что нынешнии акционеры уйдут из бизнеса. Но Плешаковы постоянно аппелировали к своим высоким покровителям и дотянули до того, что "Аэрофлот" заявил, что будет покупать компанию за символический рубль. При этом предупредил, что найденная информация о выводе средств уйдет в правоохраниельные органы. Позже крупнейший авиаперевозчик и вовсе отказался от сделки.
По словам истчоника, сейчас же акционеры компании опасаются, что наружу выплывет информация о том, что заемные средства полученные от банков выводились, что грозит им обвинением в мошенничестве.
- При помощи писем в правительство и президенту они пытаются представить себя жертвой, - говорит он.
Напомним, что в начале октября Александр Плешаков (владелец и главный исполнительный директор «Трансаэро») потребовал от гендиректора «Трансаэро» Дмитрия Сапрыкина отменить приказ о прекращении продаж билетов.
«В связи с выпуском вашего приказа № 822 от 1.10.2015 о прекращении продажи [билетов] на рейсы авиакомпании, отчетливо, что данный приказ приведет в самое ближайшее время к полному прекращению поступления денежных средств на счета Общества, что, в свою очередь, является основным признаком банкротства, обращаюсь к Вам со следующим, — писал Плешаков в письме Сапрыкину. — 1. Требую немедленно направить на мой корпоративный электронный адрес, а также передать в аппарат Совета директоров на бумажном носителе документы, на которые ссылается указанный приказ, а именно: решение правительства РФ и рекомендации Росавиации от 1.10.2015».
«Если данный данный приказ и/или ситуация с запретом продажи продолжит свое действие сегодня после 23.59 московского времени, предлагаю вам в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определить возможность, целесообразность и сроки подачи заявления о банкротстве ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» и информировать об этом меня и совет директоров Общества», — сообщал Плешаков.
По мнению экспертов, своим письмо Плешаков попытался переложить отвественность за катастрофическое финансовое состояние компании на Сапрыкина и стимулировать дискуссию в правительстве о судьбе «Трансаэро».
20 октября стало известно, что комитет кредиторов «Трансаэро» направил Ольге Плешаковой письмо с просьбой сменить гендиректора Дмитрия Сапрыкина. Кредиторы предложили назначить на эту должность Александра Бурдина. Письмо подписали главы Абсолют банка, Новикомбанка, Минбанка, МКБ, Международного финансового клуба, БФА банка. Одним из основных противников банкротства выступает банк «Международный финансовый клуб» (МФК), основным собственником которого является Михаил Прохоров. Банк предложил вместо банкротства передать в управление банкам-кредиторам 75% плюс одна акция авиакомпании, установить льготный период для финансового оздоровления компании, списать 20% долга, а оставшийся конвертировать в ценные бумаги.
Призыв Шувалова силовикам расследовать ситуацию с крахом Трансаэро, н первая попутка поставить под сомнение законность действий акционеров авиакомпании. На прошлой неделе депутат Госдумы Дмитрий Ушаков направил в Следственный комитет России запрос с просьбой проверить компанию на предмет мошенничества.
Депутат выделил три ключевых момента, которые могут указывать на мошенничество в компании. И, кстати, все они связаны с отчетностью, по которой несколько лет подряд аудитором выступал РСМ «Русь». Первый такой момент — это постоянная переоценка бренда компании на протяжении четырех лет, с помощью которой скрывались масштабные убытки и дефицит собственного капитала. Второй — нарушение правил бухгалтерского учета, третий — пересчет финансовых показателей за предыдущие отчетные периоды вразрез с правилами МСФО (международные стандарты финотчетности) таким образом, чтобы они играли на руку авиакомпании.
«На основании изложенного прошу вас, уважаемый Александр Иванович, проверить изложенные в настоящем депутатском запросе факты и дать правовую оценку... действиям менеджмента ОАО «АК «Трансаэро» на наличие признаков мошенничестве либо намеренного введения в заблуждение менеджментом ОАО «АК «Трансаэро» кредиторов и надзорных органов (Росавиация, Минтранс и др.), возможном сговоре между ОАО «АК «Трансаэро» и банками-кредиторами на получение необеспеченных кредитов, либо о преднамеренном доведении до банкротства ОАО «АК «Трансаэро», — отмечает в письме Ушаков главе СК Александру Баструкину.