Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пролетный лист


23 октября 2015 года Зинаида Бурская, Новая Газета


Правительство и авиационные власти продолжают претворять в жизнь согласованные с «Аэрофлотом» планы по ликвидации последствий краха «Трансаэро», несмотря на готовность совладельца авиакомпании «Сибирь» (группа S7) Владислава Филева приобрести у Александра Плешакова 51% акций убыточного перевозчика.

Авиакомпания «Трансаэро» фактически прекратит свое существование со следующего понедельника. На днях Росавиация приняла решение об аннулировании сертификата эксплуатанта (документа, необходимого для осуществления перевозок) крупнейшей в России частной авиакомпании с 26 октября, а межведомственная комиссия Минтранса временно передала права на ее 56 международных маршрутов «Аэрофлоту».
 
Из официального сообщения на сайте Росавиации следует, что правительство изо всех сил пыталось спасти «Трансаэро» еще прошлой зимой, когда компания оказалась в тяжелом финансовом положении, и в очередной раз «оперативно предоставило авиаперевозчику меры поддержки в виде государственных гарантий в целях привлечения кредита банка ВТБ на сумму 9 млрд рублей», но не вышло. Внеплановая проверка, которая завершилась 20 октября, показала, что финансовое положение перевозчика может угрожать безопасности полетов, а сам он уже не соответствует сертификационным требованиям — отсюда и решение об аннулировании сертификата эксплуатанта (и даже напоминание о том, что его невозможно восстановить).
 
Минтранс, в свою очередь, сообщил, что решение межведомственной комиссии о передаче «Аэрофлоту» прав на 56 международных рейсов «Трансаэро» продиктовано необходимостью не допустить сбоев в перевозке пассажиров убыточной компании и обеспечить работой ее персонал.
 
Велика вероятность, что оба решения стали ответом правительства на неожиданные действия владельцев «Трансаэро» и «Сибири» — за день до заявлений Росавиации и межведомственной комиссии при Минтрансе Александр Плешаков подписал соглашение о продаже совладельцу S7 Владиславу Филеву 51% акций своей компании. Сделка еще не завершена, но еще один совладелец «Сибири», Наталия Филева, уже после объявления об аннулировании сертификата эксплуатанта подтвердила: все договоренности о покупке остаются в силе.
 
Намерение Владислава Филева приобрести контрольный пакет акций «Трансаэро» — главная интрига в истории с крахом крупнейшей отечественной частной авиакомпании, полагает руководитель интернет-порталa AVIA.RU Network Роман Гусаров. «У «Трансаэро» ничего нет, кроме долгов, никаких активов. Самолеты — не актив, большинство из них в лизинге, поэтому они — это еще одна дыра. Филев — человек умный и грамотный, умеющий управлять авиационными активами. Он слишком хорош, чтобы допустить такую фатальную ошибку и повесить «Трансаэро» на шею S7».
 
Единственная ценность, которой обладала «Трансаэро» и за которую стоило бы побороться, — сетка международных маршрутов, соглашаются эксперты. Но напоминают: приобретение контрольного пакета акций не влечет автоматической передачи прав на международные направления. Что и продемонстрировала межведомственная комиссия при Минтрансе.
 
— Если «Сибирь» планирует расширяться, она могла бы попробовать повторить модель «Аэрофлота»: добавить к своей большой сети внутренних маршрутов хорошую сетку международных маршрутов и организовать стыковку в «Домодедово». То есть выстроить конкурента «Аэрофлота», — рассуждает бывший член совета директоров «Аэрофлота» Сергей Алексашенко. — С точки зрения отрасли и пассажиров появление второй достаточно сильной компании и создание подобной сетки маршрутов в масштабах хотя бы 70% от аэрофлотовской, это была бы конкуренция, которая сыграла бы на пользу всем, и пассажирам, и «Аэрофлоту».
 
Но такой сценарий уже вряд ли реализуем. Заявки на допуск к международным рейсам подавали и «Аэрофлот», и «Сибирь». Национальный перевозчик претендовал на 56 направлений «Трансаэро», «Сибирь» — на 24 (все они — из тех 56, на которые заявился «Аэрофлот»). В итоге национальный перевозчик «временно» получил все 56, «Сибирь» — ни одного. Будет ли это распределение со временем пересмотрено — неизвестно.
 
— Я не вижу заметных плюсов для группы S7 от приобретения «Трансаэро», — утверждает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Но в этом наверняка есть плюсы для части небольших кредиторов. Кому-то наверняка нужно просто потянуть время, чтобы не единомоментно списывать убытки, а успеть создать хоть какие-то резервы под плохую задолженность.
 
В списке кредиторов «Трансаэро» — больше 20 банков. Сбербанк и Альфа-банк уже подали иски о признании компании банкротом. ВТБ пока еще думает, хотя ему банкротство было бы особенно выгодно — он выдавал «Трансаэро» кредиты под госгарантии. А вот Абсолют-банк, МКБ, Новикомбанк, Московский индустриальный банк, МФК и «Балтийское финансовое агентство» направили главе совета директоров «Трансаэро» Ольге Плешаковой письмо, в котором потребовали смены гендиректора компании «в целях предотвращения банкротства».
 
— Для небольших банков списание долгов может оказаться фатальным, — объясняет Роман Гусаров, — вплоть до банкротства. Поэтому они кровно заинтересованы в том, чтобы эта дыра не появилась. Пока должник существует, пусть даже и на бумаге, есть мифическая вероятность изъятия этих долгов.
 
И совершенно определенной позиции придерживаются лизингодатели, часть из которых являются лизинговыми подразделениями крупных отечественных банков-кредиторов: им нужно, чтобы самолеты летали, а не простаивали. И раз в «Трансаэро» они летать уже не могут, значит, должны перейти в эксплуатацию другим компаниям.
 
«Аэрофлоту» нужно отбить средства, выделенные на поддержание операционной деятельности «Трансаэро» и перевозку ее пассажиров. По последним данным, национальный перевозчик уже потратил на это больше 15 млрд рублей.
 
Росавиации и Минтрансу нужно избежать социального взрыва: то есть сделать так, чтобы сотни тысяч пассажиров «Трансаэро» улетели, куда им нужно, или могли вернуть билет и получить деньги, а десять тысяч сотрудников компании смогли устроиться на работу.
 
План по ликвидации последствий краха «Трансаэро» был составлен, очевидно, с учетом всех вышеперечисленных интересов. «Аэрофлот» берет на себя перевозку пассажиров «Трансаэро», а в качестве компенсации получает выгодные международные рейсы. Для их выполнения он берет в лизинг бывшие борта «Трансаэро», тем самым сокращая потери лизингодателей, и принимает на работу примерно половину персонала компании. Такая схема действительно решает большую часть самых острых проблем.
 
Но группа компаний S7 и ее совладелец Владислав Филев с неожиданным решением приобрести контрольный пакет акций «Трансаэро» пока не вписываются в этот план. Хотя S7 также могла бы поучаствовать в решении проблемы: взять в аренду часть бортов «Трансаэро», получить допуск на ряд международных направлений и таким образом поддержать на плаву и авиакомпанию, и ее небольших кредиторов.
 
— На месте кредиторов я бы дал Филеву грейс-период, например, в пять лет, перестал бы начислять проценты, назначил свой совет директоров, а через пять лет провел бы переговоры о реструктуризации, — рассуждает Сергей Алексашенко. — Слияние «Сибири» и «Трансаэро» — это, на мой взгляд, единственная возможность для кредиторов хоть что-то получить.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer