Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Атака на дронов


26 октября 2015 года Александр Баулин, Lenta.ru


Почти 700 инцидентов с дронами заставили власти США принять решение об их обязательной регистрации. Однако новый закон может негативно повлиять не только на продажи этой техники, но и на развитие всего интернета. Чем полезно и чем опасно нововведение — разбиралась «Лента.ру».

Винтокрылая угроза
 
Современные беспилотники — уже не просто игрушки, их грузоподъемность позволяет им летать с оружием или переправлять через границу наркотики. Даже обычная съемка в людных местах может обернуться падением аппарата, как это произошло в сентябре 2015 года на U.S.Open.
 
По данным FAA (Федеральное управление гражданской авиации США), количество происшествий с участием беспилотных летательных аппаратов, включая небольшие дроны, в этом году удвоилось по сравнению с прошлым: 650 против 238 на 9 августа 2015 года.
 
Защитная реакция
 
Одним из самых резонансных случаев стал пролет дрона на территорию Белого дома в Вашингтоне, за границы 25-километровой бесполетной зоны, доступ в которую запрещен БПЛА и самолетам. Производитель «нарушителя», компания SZ DJI Technology, отреагировала на инцидент, пообещав включить в новую прошивку зоны, над которыми полет запрещен.
 
К таким объектам могут быть отнесены как стратегические объекты, так и аэропорты, на территории которых даже безобидные игрушки превращаются в угрозу для взлетающих и садящихся самолетов. Для крупных БПЛА разрабатываются алгоритмы, позволяющие уклоняться от столкновения при полете в зонах с большим количеством летательных средств.
 
Однако избежать инцидентов программным запретом на полет БПЛА в стратегически важных зонах, включая аэропорты, не удастся: не всегда можно четко описать зоны, где не должен появляться мультикоптер. Так, в июне 2015 года два дрона вынудили пожарный самолет прекратить тушение загоревшегося лесного массива и уйти на посадку.
 
Регуляторные ограничения
 
В результате было принято решение о регистрации дронов, а FAA поручено до 20 ноября выработать подробности этой процедуры. Администратор этого ведомства Михаил Хуэрта считает, что регистрация беспилотника позволит убедиться в том, что оператор знает все правила, и внушит ему ответственность перед обществом при работе с аппаратом: «Он будет знать, что ему придется отвечать, если он не будет соблюдать аккуратность при управлении полетом дрона».
 
Получается, что регистрация даже развлекательных дронов — логичный шаг. Если кто-то решит похулиганить или случайно окажется виноват, то не останется анонимным и понесет заслуженное наказание.
 
Более того, в документе FAA сказано, что сертификацию владельцев планируется сделать быстрой. А ресурс CNBC сообщил, что, возможно, от нее освободят некоторые модели дронов (в документе американского ведомства об этом ни слова, но именно CNBC первым опубликовал заметку о готовящемся законе — можно ожидать, что он обладает и какими-то подробностями реализации нового закона).
 
Трудности розничной торговли
 
Тот же ресурс CNBC добавляет ложку дегтя в медовые реки быстрой и легкой регистрации — для получения сертификата владелец должен будет пройти обучение на правила пользования устройством. С какого раза вы сдали тест на права? Готовы это повторить ради игрушки? Пусть даже процесс получения сертификата на владение дроном будет легким, но как часто его будут проверять?
Теперь не получится просто приобрести квадрокоптер и вручить праздничную коробку ребенку или приятелю. По меньшей мере придется делать покупку совместно, а у одариваемого предварительно осведомиться, есть ли у него сертификат на управление дроном — сюрприза не получится.
 
Последствия для индустрии дронов
 
Учитывая, что страны в последнее время активно перенимают регуляторные инициативы друг у друга, можно ожидать, что в той или иной мере они будут скопированы остальными государствами. И хорошо, если при этом удастся сохранить концепцию быстрой регистрации — ведь это требует соответствующей IT-инфраструктуры и должного документооборота.
 
Кроме розничной торговли, новый закон может оказать влияние и на технологическое творчество, в котором активно используются дроны. Причем модель либо разрабатывается с нуля, либо модифицируется уже существующая. Этим может заниматься группа исследователей — например, школьников. В таком случае возникают вопросы определения хозяина дрона и того, в какой степени готовности его надо регистрировать.
 
Подобные проблемы ограничат распространение дронов — представителей перспективной отрасли, которая пока только встает на ноги. Такое лимитирование способно не только снизить продажи, но и сократить количество специалистов, которые в будущем смогли бы совершить революцию в логистике, транспортировке, видеонаблюдении и других сферах. Наступление заманчивого будущего осложняется.
 
Вопросы безопасности
 
Обязательная регистрация приведет к тому, что злоумышленники будут заметать следы, физически воруя дроны или перехватывая управление над ними. Генеральный директор Qrator Labs Александр Лямин напоминает, что это общая ситуация для IoT (Internet of Things, интернет вещей): «Надо помнить, что любое устройство может быть как мишенью атаки с самыми разными последствиями, так и элементом атаки — когда оно как-либо нелегитимно используется атакующим для нападения. И если "DDoS-атака дронов" сейчас звучит смешно, то DDoS-атака домашних роутеров — уже вполне обыденная реальность».
 
Значит возникнут ситуации, в которых пользователь, отвечающий за беспилотник, может оказаться с одной стороны жертвой хакерской атаки, а с другой — ответственным за ее последствия. Так как пользователь не сможет предугадать последствий владения техникой, которая может попасть под контроль злоумышленников, то скорее откажется от ее приобретения, чем пожелает разбираться с результатами такого приобретения.
 
Слишком развитая техника
 
Можно, конечно, фокусироваться на возможности использования дрона для применения оружия, подслушивания и подглядывания. Можно увидеть угрозу в том, что он идеально передаст послание или уничтожит его в случае перехвата. Но профессионалы такие операции проделывают и альтернативными методами. Большой вопрос и в безопасности передачи чего бы то ни было с помощью дрона — иранские военные в декабре 2011 года смогли перехватить управление военным американским беспилотным летательным аппаратом, а игровой гаджет вряд ли более защищен.
 
Развитие современных технологий позволяет использовать для вредительства и менее технологичные устройства. Например, на территории аэропортов опасно использование не только дронов, но и лазерных указок, — можно ослепить пилота, нарушив процесс посадки или взлета. По логике предупреждения потенциального зла придется запретить половину ассортимента хозяйственного магазина, но внимание привлекли именно дроны — технологически довольно сложные устройства и еще не столь распространенные, зато популярные и интересные как потенциальные представители интернета вещей.
 
Ограниченное будущее
 
Дроны могут подвергнуться хакерской атаке или принести физический вред. Однако, сейчас хакеры доставляют немало хлопот пользователям компьютеров и роутеров, но это не значит, что мы отказываемся от них или заставляем предъявлять паспорт каждого покупателя этих устройств. Мы живем в интернете, инфраструктура которого постоянно подвергается атакам для перегрузки серверов (DDoS), рассылке спама и вредоносных программ.
 
Однако отлаженные системы информационной безопасности позволяют большую часть времени не замечать киберугроз, отсеивая их на том или ином этапе. Такой путь уместен и в случае с квадрокоптерами. Хотя регистрация кажется очевидным шагом, но даже регуляция уже хорошо развитого интернета воспринимается пользователями болезненно.
 
Обязательная сертификация может подкосить развивающийся сегмент дронов и навсегда оставить его в зачаточном состоянии. Более эффективным кажется учет новой потенциальной опасности: разработка как программных средств борьбы с возможным заражением гаджетов, так и аппаратных, предусматривающим физическое устранение или легальный перехват управления беспилотников, вторгшихся на запретную территорию.
 
Интернет будущего
 
Дроны — это не просто игрушки или поле деятельности для оттачивания мастерства робототехников. Уже сейчас испытывается их применение для доставки товаров, видеосъемки и различного применения в других сферах, например, опыления полей. Они могут стать «руками» интернета вещей. Уже в 2015 году, по прогнозу аналитической компании Gartner, к сети будет подключено почти 5 миллиардов гаджетов — примерно по одному на каждого интернет-пользователя в мире. Они способны общаться между собой, передавать информацию, но только дроны смогут доставить физические объекты. Таким образом появляется возможность не просто сделать заказ, но и получить его через полностью автоматизированную систему. Не разворачивать большие сети видеонаблюдения, а послать беспилотник с камерой в то место, откуда появился сигнал, например, о пожаре (датчик ведь тоже может ошибиться).
 
По расчетам той же Gartner, интернет вещей является одной из самых многообещающих технологий, присутствие которой в полном масштабе мы ощутим через два-пять лет. Возникает впечатление, что США (примеру которой скорее всего последуют и другие страны) заблаговременно берет под контроль физическую часть интернета будущего. Вот только увидим ли мы его тогда, не задушит ли его железная хватка регулирующих органов?
 



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer