Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


От "Иглы" до авианосца — часть I


27 октября 2015 года Николай Новичков, Дмитрий Федюшко, Военно-промышленный курьер


4 ноября исполняется 15 лет со дня образования компании «Рособоронэкспорт» – единственного государственного посредника по экспорту-импорту продукции военного назначения. В этот день в 2000 году президент Владимир Путин подписал указ № 1834 «О создании федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт».

Резкую реорганизацию системы военно-технического сотрудничества (ВТС) глава государства объяснил необходимостью положить конец конкурентной борьбе между Росвооружением и «Промэкспортом». Ранее, в апреле того же года Владимир Путин подписал указ № 750 об объединении этих спецэкспортеров. Так, Рособоронэкспорт стал основным исполнителем государственной политики на мировом рынке вооружений, торговать на котором также имели право еще шесть российских спецэкспортеров из числа ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса России: РСК «МиГ», концерн «Антей», НПО машиностроения (все – Москва), КБ машиностроения (Коломна, Московская область), КБ приборостроения (Тула) и ЦКБ МТ «Рубин» (Санкт-Петербург).
 
Сегодня наша страна находится в тройке крупнейших мировых поставщиков вооружений, занимая вторую позицию и незначительно уступая только Соединенным Штатам Америки. По результатам 2014 года суммарный объем отечественных поставок продукции военного назначения (ПВН) иностранным заказчикам составил 5,971 миллиарда долларов.
 
 
За период, прошедший с момента создания Рособоронэкспорта, страна прочно закрепилась в лидерах мирового рынка вооружений. При этом объемы прямых российских поставок по отдельным годам (2002, 2011, 2013-й) превышали американские показатели. Общий финансовый объем экспортированной Россией техники с 2000 по 2014 год включительно составил 91,814 миллиарда долларов. Наибольший показатель был достигнут в 2011-м (8,556 млрд долл.), наименьший – в 2000-м (4,546 млрд долл.).
 
 
По финансовым объемам прямых поставок ПВН в указанный период Россия стабильно занимала 2-е место, уступая только Соединенным Штатам. Необходимо отметить, что разрыв между двумя государствами был относительно небольшим: в 2000–2014 годах США экспортировали ПВН на 110,224 миллиарда долларов.
 
На конец 2014-го третье место в списке крупнейших мировых поставщиков вооружений занимала Китайская Народная Республика. Ее показатели существенно уступают российским: в 2000–2014 годах КНР поставила иностранным заказчикам ПВН на 13,156 миллиарда долларов.
 
 
В 2000–2014 годах Россия уверенно сохраняла вторую позицию на международном рынке вооружений и постоянно стремилась сократить незначительный разрыв с США. В 2000–2004-м доля России на мировом рынке вооружений составляла 26 процентов, а наша продукция военного назначения поставлялась 47 иностранным государствам. Тремя крупнейшими импортерами российских вооружений в указанный период стали Китай (44% поставок), Индия (23%), Иран (4%). США в 2000–2004 годах занимали 31 процент международного рынка оборонной продукции и поставляли соответствующие изделия в 69 стран. Крупнейшими приобретателями американской ПВН стали Республика Корея (15% поставок), Израиль (13%), Объединенные Арабские Эмираты (11%).
 
 
В 2005–2009 годах Россия занимала 23 процента мирового рынка вооружений, поставляя ПВН 46 иностранным государствам. Ее крупнейшими закупщиками в указанный период стали Китай (35% поставок), Индия (24%), Алжир (11%). США в 2005–2009-м удерживали 30 процентов международного рынка вооружений и поставляли оборонную продукцию в 69 государств. Крупнейшими приобретателями американской ПВН стали Республика Корея (14% поставок), Израиль (11%), ОАЭ (11%).
 
 
Существенный рывок Россия совершила в 2010–2014 годах. Ее доля на международном рынке вооружений выросла до 27 процентов, а число государств, в которые поставлялась ПВН, – до 56. Значительно изменился список основных приобретателей нашей оборонной продукции. На первое место выдвинулась Индия (39% поставок), а Китай переместился на второе (11%). Третье место занял Алжир (8%). США в указанный период занимали 31 процент мирового рынка, поставляя вооружения 96 государствам. Крупнейшими приобретателями американской ПВН в 2010–2014-м стали Республика Корея (9% поставок), ОАЭ (8%), Австралия (8%).
 
Примечательно, что Россия стремилась к диверсификации структуры оборонного экспорта. В 2000–2004 годах на трех крупнейших закупщиков российской ПВН приходился 71 процент от общего объема поставок. В 2005–2009-м этот показатель снизился до 70 процентов, а в 2010–2014-м – до 58 процентов.
 
Российский оборонный экспорт может быть разбит на девять основных категорий: авиационная техника, средства ПВО, бронетехника, артиллерия, двигатели, ракетное вооружение, морское вооружение, датчики, военно-морская техника (ВМТ).
 
Самой крупной статьей в указанный период стала авиатехника, которой было поставлено на сумму 45,437 миллиарда долларов или около половины от общих финансовых объемов. Второе место занимает ракетное вооружение с показателем 14,575 миллиарда долларов, третье – ВМТ с показателем 10,660 миллиарда. Затем идет бронетехника (8,465 млрд долл.), средства ПВО (7,797 млрд долл.), двигатели (2,689 млрд долл.), датчики (1,536 млрд долл.), артиллерия (358 млн долл.) и морское вооружение (225 млн долл.). На другие статьи экспорта приходится еще 72 миллиона долларов.
 
В 2000–2014 годах Россия экспортировала ПВН в семь регионов и двум международным организациям. За этот же период серьезные изменения претерпела структура переданной ПВН. На конец 2000-го она выглядела следующим образом. Общая сумма поставок – 4,546 миллиарда долларов. На авиационную технику пришлось 2,066 миллиарда долларов, на ВМТ – 0,762 миллиарда, на ракетное вооружение – 0,687 миллиарда, на бронетехнику – 0,488 миллиарда, на средства ПВО – 0,457 миллиарда, на артиллерию – 49 миллионов долларов, на различные датчики – 24 миллиона, на двигатели – 6 миллионов, на морское вооружение – 3 миллиона. По другим статьям в 2000 году было поставлено ПВН на сумму 6 миллионов долларов.
 
К концу 2014-го структура поставок претерпела определенные изменения. Их общий объем составил 5,971 миллиарда долларов. На авиационную технику пришлось 2,874 миллиарда долларов, на бронетехнику – 0,706 миллиарда, на ракетное вооружение – 0,676 миллиарда, на ВМТ – 0,66 миллиарда, на двигатели – 0,52 миллиарда, на средства ПВО – 0,341 миллиарда, на датчики – 0,11 миллиарда, на морское вооружение – 47 миллионов долларов, на артиллерию – 38 миллионов.
 
К 2014 году доля авиационной техники в общей структуре поставок увеличилась до 53 процентов. Бронетехника с показателем 13 процентов вышла на второе место, а доля ВМТ сократилась до 12 процентов. Незначительно уменьшился экспорт ракетного вооружения. Выросли доли продаж за рубеж датчиков и морского вооружения. Наибольший рост зафиксирован в категории двигателей, объемы поставок которых выросли в 86,6 раза. В связи с отсутствием достоверных данных по экспорту стрелкового вооружения и гранатометов показатели по этим категориям отсутствуют.
 
От «Иглы» до авианосца — часть I От «Иглы» до авианосца — часть I
 
 
С 2000 по 2014 год Рособоронэкспорт являлся крупнейшим национальным поставщиком продукции военного назначения иностранным заказчикам. В этот период динамика изменения объемов российского военного экспорта развивалась положительно и доля компании в общем объеме продаж ПВН составляла от 85 до 94 процентов.
 
Наивысших показателей в этом направлении Рособоронэкспорт добился в 2013 и 2014-м, когда суммы поставок превышали 13 миллиардов долларов.
 
 
Продолжение следует.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBmRS5
Тут http://perevozki.youdo.com/cars/manipulator/price/, смотреть здесь.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/garbage/debris/metal/, варианты >>
Объявление: http://courier.youdo.com/courier-services/services/dverdver/, смотреть тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer