Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


От "Иглы" до авианосца — часть I


27 октября 2015 года Николай Новичков, Дмитрий Федюшко, Военно-промышленный курьер


4 ноября исполняется 15 лет со дня образования компании «Рособоронэкспорт» – единственного государственного посредника по экспорту-импорту продукции военного назначения. В этот день в 2000 году президент Владимир Путин подписал указ № 1834 «О создании федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт».

Резкую реорганизацию системы военно-технического сотрудничества (ВТС) глава государства объяснил необходимостью положить конец конкурентной борьбе между Росвооружением и «Промэкспортом». Ранее, в апреле того же года Владимир Путин подписал указ № 750 об объединении этих спецэкспортеров. Так, Рособоронэкспорт стал основным исполнителем государственной политики на мировом рынке вооружений, торговать на котором также имели право еще шесть российских спецэкспортеров из числа ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса России: РСК «МиГ», концерн «Антей», НПО машиностроения (все – Москва), КБ машиностроения (Коломна, Московская область), КБ приборостроения (Тула) и ЦКБ МТ «Рубин» (Санкт-Петербург).
 
Сегодня наша страна находится в тройке крупнейших мировых поставщиков вооружений, занимая вторую позицию и незначительно уступая только Соединенным Штатам Америки. По результатам 2014 года суммарный объем отечественных поставок продукции военного назначения (ПВН) иностранным заказчикам составил 5,971 миллиарда долларов.
 
 
За период, прошедший с момента создания Рособоронэкспорта, страна прочно закрепилась в лидерах мирового рынка вооружений. При этом объемы прямых российских поставок по отдельным годам (2002, 2011, 2013-й) превышали американские показатели. Общий финансовый объем экспортированной Россией техники с 2000 по 2014 год включительно составил 91,814 миллиарда долларов. Наибольший показатель был достигнут в 2011-м (8,556 млрд долл.), наименьший – в 2000-м (4,546 млрд долл.).
 
 
По финансовым объемам прямых поставок ПВН в указанный период Россия стабильно занимала 2-е место, уступая только Соединенным Штатам. Необходимо отметить, что разрыв между двумя государствами был относительно небольшим: в 2000–2014 годах США экспортировали ПВН на 110,224 миллиарда долларов.
 
На конец 2014-го третье место в списке крупнейших мировых поставщиков вооружений занимала Китайская Народная Республика. Ее показатели существенно уступают российским: в 2000–2014 годах КНР поставила иностранным заказчикам ПВН на 13,156 миллиарда долларов.
 
 
В 2000–2014 годах Россия уверенно сохраняла вторую позицию на международном рынке вооружений и постоянно стремилась сократить незначительный разрыв с США. В 2000–2004-м доля России на мировом рынке вооружений составляла 26 процентов, а наша продукция военного назначения поставлялась 47 иностранным государствам. Тремя крупнейшими импортерами российских вооружений в указанный период стали Китай (44% поставок), Индия (23%), Иран (4%). США в 2000–2004 годах занимали 31 процент международного рынка оборонной продукции и поставляли соответствующие изделия в 69 стран. Крупнейшими приобретателями американской ПВН стали Республика Корея (15% поставок), Израиль (13%), Объединенные Арабские Эмираты (11%).
 
 
В 2005–2009 годах Россия занимала 23 процента мирового рынка вооружений, поставляя ПВН 46 иностранным государствам. Ее крупнейшими закупщиками в указанный период стали Китай (35% поставок), Индия (24%), Алжир (11%). США в 2005–2009-м удерживали 30 процентов международного рынка вооружений и поставляли оборонную продукцию в 69 государств. Крупнейшими приобретателями американской ПВН стали Республика Корея (14% поставок), Израиль (11%), ОАЭ (11%).
 
 
Существенный рывок Россия совершила в 2010–2014 годах. Ее доля на международном рынке вооружений выросла до 27 процентов, а число государств, в которые поставлялась ПВН, – до 56. Значительно изменился список основных приобретателей нашей оборонной продукции. На первое место выдвинулась Индия (39% поставок), а Китай переместился на второе (11%). Третье место занял Алжир (8%). США в указанный период занимали 31 процент мирового рынка, поставляя вооружения 96 государствам. Крупнейшими приобретателями американской ПВН в 2010–2014-м стали Республика Корея (9% поставок), ОАЭ (8%), Австралия (8%).
 
Примечательно, что Россия стремилась к диверсификации структуры оборонного экспорта. В 2000–2004 годах на трех крупнейших закупщиков российской ПВН приходился 71 процент от общего объема поставок. В 2005–2009-м этот показатель снизился до 70 процентов, а в 2010–2014-м – до 58 процентов.
 
Российский оборонный экспорт может быть разбит на девять основных категорий: авиационная техника, средства ПВО, бронетехника, артиллерия, двигатели, ракетное вооружение, морское вооружение, датчики, военно-морская техника (ВМТ).
 
Самой крупной статьей в указанный период стала авиатехника, которой было поставлено на сумму 45,437 миллиарда долларов или около половины от общих финансовых объемов. Второе место занимает ракетное вооружение с показателем 14,575 миллиарда долларов, третье – ВМТ с показателем 10,660 миллиарда. Затем идет бронетехника (8,465 млрд долл.), средства ПВО (7,797 млрд долл.), двигатели (2,689 млрд долл.), датчики (1,536 млрд долл.), артиллерия (358 млн долл.) и морское вооружение (225 млн долл.). На другие статьи экспорта приходится еще 72 миллиона долларов.
 
В 2000–2014 годах Россия экспортировала ПВН в семь регионов и двум международным организациям. За этот же период серьезные изменения претерпела структура переданной ПВН. На конец 2000-го она выглядела следующим образом. Общая сумма поставок – 4,546 миллиарда долларов. На авиационную технику пришлось 2,066 миллиарда долларов, на ВМТ – 0,762 миллиарда, на ракетное вооружение – 0,687 миллиарда, на бронетехнику – 0,488 миллиарда, на средства ПВО – 0,457 миллиарда, на артиллерию – 49 миллионов долларов, на различные датчики – 24 миллиона, на двигатели – 6 миллионов, на морское вооружение – 3 миллиона. По другим статьям в 2000 году было поставлено ПВН на сумму 6 миллионов долларов.
 
К концу 2014-го структура поставок претерпела определенные изменения. Их общий объем составил 5,971 миллиарда долларов. На авиационную технику пришлось 2,874 миллиарда долларов, на бронетехнику – 0,706 миллиарда, на ракетное вооружение – 0,676 миллиарда, на ВМТ – 0,66 миллиарда, на двигатели – 0,52 миллиарда, на средства ПВО – 0,341 миллиарда, на датчики – 0,11 миллиарда, на морское вооружение – 47 миллионов долларов, на артиллерию – 38 миллионов.
 
К 2014 году доля авиационной техники в общей структуре поставок увеличилась до 53 процентов. Бронетехника с показателем 13 процентов вышла на второе место, а доля ВМТ сократилась до 12 процентов. Незначительно уменьшился экспорт ракетного вооружения. Выросли доли продаж за рубеж датчиков и морского вооружения. Наибольший рост зафиксирован в категории двигателей, объемы поставок которых выросли в 86,6 раза. В связи с отсутствием достоверных данных по экспорту стрелкового вооружения и гранатометов показатели по этим категориям отсутствуют.
 
От «Иглы» до авианосца — часть I От «Иглы» до авианосца — часть I
 
 
С 2000 по 2014 год Рособоронэкспорт являлся крупнейшим национальным поставщиком продукции военного назначения иностранным заказчикам. В этот период динамика изменения объемов российского военного экспорта развивалась положительно и доля компании в общем объеме продаж ПВН составляла от 85 до 94 процентов.
 
Наивысших показателей в этом направлении Рособоронэкспорт добился в 2013 и 2014-м, когда суммы поставок превышали 13 миллиардов долларов.
 
 
Продолжение следует.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга



Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBmRS5
Тут http://perevozki.youdo.com/cars/manipulator/price/, смотреть здесь.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/garbage/debris/metal/, варианты >>
Объявление: http://courier.youdo.com/courier-services/services/dverdver/, смотреть тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer