Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сирия. Как это было


3 октября 2015 года Константин Богданов, Lenta.ru


Российская воздушная операция в Сирии, начатая 30 сентября, готовилась давно. И следы этой подготовки, хоть и проводившейся в обстановке секретности, регулярно появлялись в СМИ и соцсетях. «Лента.ру» решила восстановить информационную картину минувших недель и понять, кто и как освещал происходящее в Сирии.

16 августа

Турецкий портал BGN News опубликовал очередной типично ближневосточный «жареный» факт: на аэродроме под Дамаском якобы зафиксированы шесть российских перехватчиков МиГ-31. Цель переброски не уточнялась, да и вряд ли была известна авторам, услышавшим звон, но плохо понявшим, где он.

Пресса, пытаясь разобраться, откуда и зачем в Сирии могли появиться эти узкоспециальные машины (тяжелые перехватчики ПВО, «заточенные» на борьбу с крылатыми ракетами), вспомнила несостоявшийся контракт 2007 года на поставку самолетов МиГ-31Э Дамаску. Понять, зачем эти самолеты Асаду на пятом году разрушительной гражданской войны против толп бородатых мужиков в кроссовках и с автоматами, было решительно невозможно, поэтому новость списали на типовой региональный фейк.

Между тем в ней, похоже, могло быть рациональное зерно. Опираясь на уже известный ход событий сентября 2015 года, можно осторожно предположить, что российские самолеты действительно побывали тогда в Сирии. Процедура предварительного изучения и принятия района полетов, как правило, выполняется заранее — небольшой группой самолетов.

Но если все было именно так, это явно были не МиГ-31, а какие-то другие машины. Что это была за загадочная шестерка и не были ли это те самые шесть Су-34, которые сейчас позируют перед телекамерами, мы узнаем еще очень нескоро.

20 августа

В Черноморских проливах зафиксирован большой десантный корабль «Николай Фильченков», на палубе которого обнаружена техника, укрытая масксетями. Это был первый случай в истории «сирийского экспресса», когда объем и/или габарит перевозимых грузов потребовал подобного размещения.

23 августа

В сети появилось спорное видео, на котором, однако, в бою под Латакией четко зафиксированы бронетранспортеры БТР-82А, ранее не встречавшиеся на сирийском театре. Видео вызвало довольно активное обсуждение, сводящееся к попыткам установить, можно ли по предложенному видеоряду и звуковой дорожке верифицировать участие в военных действиях российских военных. Выводы были получены противоречивые, а дискуссия довольно скоро заглохла.

31 августа

Еще одно сообщение о перебросках российской авиации в Сирию. На первый взгляд оно выглядело абсолютно дикой провокацией, особенно на фоне только что отыгранной истории с МиГ-31. Портал Ynetnews (интернет-представительство израильской газеты «Едиот Ахронот») опубликовал пространный и довольно путаный материал о расширении военного присутствия России в Сирии, полный многозначительных намеков и перемигиваний.

Как мы теперь можем установить, этот туманный текст был одним из самых точных предваряющих материалов в СМИ, касающихся будущей российской операции в Сирии. В частности, был сделан особый акцент на запланированных перебросках авиации и средств ПВО, а также указано, что российская воздушная операция против ИГ в общих чертах согласована с Вашингтоном и Тель-Авивом.

Источник в оборонном экспертном сообществе Израиля сообщил тогда «Ленте.ру», что усиление российского присутствия действительно ведется и что имеется «молчаливое одобрение» на операцию со стороны американцев. Ситуация, повторимся, выглядела дико, тем не менее, как становится понятно только сейчас, дело обстояло именно так, как оно было аккуратно описано в израильской статье.

2 сентября

Разрастающийся вал перепубликаций статьи Ynetnews вызвал реакцию Кремля. Пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков призвал не верить слухам об участии российской авиации в боях против ИГ.

Заявление, заметим, на тот момент абсолютно точно соответствовало обстановке.

7 сентября

В Черноморских проливах замечен гражданский паром «Александр Ткаченко» с автотехникой и цистернами ГСМ на палубе. Это первый зафиксированный случай использования гражданского судна в «сирийском экспрессе». В сочетании с дальнейшим увеличением объема перевозок, фиксируемым российскими экспертами еще с начала августа, происходящее все меньше походило на простой рост объема поставок Дамаску.

В этот же день в России началась масштабная проверка боеготовности Центрального военного округа, продолжавшаяся до 12 сентября. Вслед за этим 14 сентября стартовали стратегические учения «Центр-2015», продолжившиеся до 20 сентября.

Позднее, 1 октября, источники «Коммерсанта» сообщили, что переброска российской авиации в Сирию велась под прикрытием этих мероприятий. Существенные объемы перемещений и «потеря места» целого ряда соединений в процессе резко упростили задачу скрытной переброски.

9 сентября

Американские и британские СМИ со ссылкой на источники в Пентагоне сообщили, что Россия собирается строить новую военно-воздушную базу в Сирии, в районе порта Латакия. Подробности не приводились.

В тот же день российский МИД заявил, что Москва никогда не делала секрета из военно-технического сотрудничества с Дамаском, в том числе из поставок в Сирию оружия. «Если с нашей стороны потребуются дополнительные меры в интересах наращивания поддержки антитеррористической борьбы, этот вопрос будет соответствующим образом рассматриваться», — добавили в МИДе.

14 сентября

Анализ спутниковых снимков аэродрома Хмеймим под сирийской Латакией, сделанных еще 4 сентября, показал аналитикам американской компании Stratfor следы существенного объема строительных работ.

Был сделан вывод о расширении полосы аэродрома для приема тяжелой авиации, а также строительстве дополнительных площадок для базирования вертолетов.

18 сентября

В западных СМИ появились новые съемки полосы Хмеймима, сделанные со спутника. В торце полосы, совершенно не скрываясь, демонстративно расположились четыре истребителя, названные американцами Су-27.

При внимательном изучении снимков стало понятно, что перед нами российские Су-30СМ с характерным передним горизонтальным оперением. Появление российской боевой авиации в Сирии стало фактом, требующим отныне только юридического подкрепления.

Уже 1 октября, станет известно, что эти самолеты относятся к 120-му смешанному авиаполку, базирующемуся в забайкальской Домне. Самолеты были переброшены в Латакию 18 сентября вместе с транспортником Ил-76 через воздушное пространство Азербайджана, Ирана и Ирака.

21 сентября

В израильской прессе появились подробности соглашения о координации военных действий в Сирии, якобы достигнутого в тот же день на встрече начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова с главой Генштаба Армии обороны Израиля Гади Айзенкоттом и начальником израильской военной разведки АМАН Герци Галеви.

Согласно приведенным данным, была создана совместная комиссия, сопредседателями которой назначены заместители начальников обоих Генштабов. Комиссии поставлена задача координации действий израильских и российских вооруженных сил в воздухе, на море и в области «различных технических мероприятий».

22 сентября

Американские военные публикуют новые снимки Хмеймима. Происходящее уже не вызывает сомнений: рядом с Су-30СМ появились новые машины. На полосе также видны 12 штурмовиков Су-25СМ и 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М.

Американская разведка отметила, что переброска этой техники состоялась предположительно 21 и 22 сентября. Кроме того, американцы пересчитали вертолеты, стоящие на боковых площадках, и пришли к выводу, что в Сирии развернуто не менее 15 машин типа Ми-8 и Ми-24, которые прибыли туда раньше.

В окрестностях полосы зафиксированы девять танков (предположительно Т-90), 36 боевых бронированных машин (предположительно БТР-82А), а также две системы ПВО (предположительно «Панцирь-С»).

По тем же разведданным, в это время сверхтяжелые российские транспортники Ан-124 садятся в Латакии ежедневно, занятые перевозкой военных грузов.

В этот же день американцы заявили, что в течение 21-22 сентября через Тартус в Сирию был переброшен батальон из состава 810-й бригады морской пехоты Черноморского флота. 1 октября военные источники сообщат российским агентствам, что для охраны российских военных объектов в Сирии была развернута батальонная тактическая группа морской пехоты.

24 сентября

Объявлено о будущих учениях российского флота в восточном Средиземноморье. Учения должны начаться 30 сентября, возглавит группировку у берегов Сирии ракетный крейсер «Москва» — флагман Черноморского флота.

Это первый случай, когда в эфире четко и совершенно официально прозвучала дата 30 сентября, которая, как мы теперь знаем, стала днем официального начала операции.

28 сентября

Большой десантный корабль «Николай Фильченков» прошел Босфор в сопровождении вспомогательного судна Черноморского флота КИЛ-158. Последний герой сюжета наиболее интересен. Это судно-килектор, чье основное предназначение — обустройство инфраструктуры морских баз в части проведения подводных работ: прокладка кабелей, установка бонов, мертвых якорей и т.п. Появились предположения, что Россия готовится к строительству дополнительной инфраструктуры в Тартусе или к оборудованию еще одного морского порта, который планируется использовать для перевозок.

В этот же день Business Insider пишет о том, что в Сирии замечен российский разведывательный самолет Ил-20. Информация об этом самолете подтверждения (официального — из источников Минобороны или объективного — по данным фотоснимков) не получила.

Вечером того же дня были опубликованы снимки прилета на Хмеймим шестерки бомбардировщиков Су-34, лидируемых самолетом Минобороны Ту-154. Как сообщалось, машины прошли над Каспием, далее над территорией Ирана и Ирака. Формирование авиагруппировки завершилось.

Вечером Владимир Путин выступил на Генеральной Ассамблее ООН. Достаточно проходной доклад президента совмещался с плотным общением в кулуарах, в том числе с президентом США Бараком Обамой. Кнопка старта операции явно была нажата именно после заключения договоренностей на самом высшем уровне. Параллельно с коллегами из США (Керри) и Германии (Штайнмайер) общался глава МИД Сергей Лавров.

29 сентября

Французская телекомпания TF1 опубликовала кадры, снятые на аэродроме Хмеймим. На видеозаписи, в частности, хорошо видны российские бомбардировщики Су-24 без опознавательных знаков.

В тот же день главком силами НАТО в Европе генерал Бридлав заявил, что Альянсу нужно как следует обдумать то, что происходит в Сирии. По его мнению, Россия применяет там стратегию блокирования доступа в район (Anti-Access/Area Denial), предполагающую в том числе развертывание систем противовоздушной обороны и истребителей-перехватчиков.

30 сентября

Президент Путин запросил у Совета Федерации мандат на ведение боевых действий за пределами России. В тот же день российская авиагруппировка официально нанесла первый удар по позициям исламистов. Операция перешла в открытую фазу.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга



Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer