Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сирия. Как это было


3 октября 2015 года Константин Богданов, Lenta.ru


Российская воздушная операция в Сирии, начатая 30 сентября, готовилась давно. И следы этой подготовки, хоть и проводившейся в обстановке секретности, регулярно появлялись в СМИ и соцсетях. «Лента.ру» решила восстановить информационную картину минувших недель и понять, кто и как освещал происходящее в Сирии.

16 августа

Турецкий портал BGN News опубликовал очередной типично ближневосточный «жареный» факт: на аэродроме под Дамаском якобы зафиксированы шесть российских перехватчиков МиГ-31. Цель переброски не уточнялась, да и вряд ли была известна авторам, услышавшим звон, но плохо понявшим, где он.

Пресса, пытаясь разобраться, откуда и зачем в Сирии могли появиться эти узкоспециальные машины (тяжелые перехватчики ПВО, «заточенные» на борьбу с крылатыми ракетами), вспомнила несостоявшийся контракт 2007 года на поставку самолетов МиГ-31Э Дамаску. Понять, зачем эти самолеты Асаду на пятом году разрушительной гражданской войны против толп бородатых мужиков в кроссовках и с автоматами, было решительно невозможно, поэтому новость списали на типовой региональный фейк.

Между тем в ней, похоже, могло быть рациональное зерно. Опираясь на уже известный ход событий сентября 2015 года, можно осторожно предположить, что российские самолеты действительно побывали тогда в Сирии. Процедура предварительного изучения и принятия района полетов, как правило, выполняется заранее — небольшой группой самолетов.

Но если все было именно так, это явно были не МиГ-31, а какие-то другие машины. Что это была за загадочная шестерка и не были ли это те самые шесть Су-34, которые сейчас позируют перед телекамерами, мы узнаем еще очень нескоро.

20 августа

В Черноморских проливах зафиксирован большой десантный корабль «Николай Фильченков», на палубе которого обнаружена техника, укрытая масксетями. Это был первый случай в истории «сирийского экспресса», когда объем и/или габарит перевозимых грузов потребовал подобного размещения.

23 августа

В сети появилось спорное видео, на котором, однако, в бою под Латакией четко зафиксированы бронетранспортеры БТР-82А, ранее не встречавшиеся на сирийском театре. Видео вызвало довольно активное обсуждение, сводящееся к попыткам установить, можно ли по предложенному видеоряду и звуковой дорожке верифицировать участие в военных действиях российских военных. Выводы были получены противоречивые, а дискуссия довольно скоро заглохла.

31 августа

Еще одно сообщение о перебросках российской авиации в Сирию. На первый взгляд оно выглядело абсолютно дикой провокацией, особенно на фоне только что отыгранной истории с МиГ-31. Портал Ynetnews (интернет-представительство израильской газеты «Едиот Ахронот») опубликовал пространный и довольно путаный материал о расширении военного присутствия России в Сирии, полный многозначительных намеков и перемигиваний.

Как мы теперь можем установить, этот туманный текст был одним из самых точных предваряющих материалов в СМИ, касающихся будущей российской операции в Сирии. В частности, был сделан особый акцент на запланированных перебросках авиации и средств ПВО, а также указано, что российская воздушная операция против ИГ в общих чертах согласована с Вашингтоном и Тель-Авивом.

Источник в оборонном экспертном сообществе Израиля сообщил тогда «Ленте.ру», что усиление российского присутствия действительно ведется и что имеется «молчаливое одобрение» на операцию со стороны американцев. Ситуация, повторимся, выглядела дико, тем не менее, как становится понятно только сейчас, дело обстояло именно так, как оно было аккуратно описано в израильской статье.

2 сентября

Разрастающийся вал перепубликаций статьи Ynetnews вызвал реакцию Кремля. Пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков призвал не верить слухам об участии российской авиации в боях против ИГ.

Заявление, заметим, на тот момент абсолютно точно соответствовало обстановке.

7 сентября

В Черноморских проливах замечен гражданский паром «Александр Ткаченко» с автотехникой и цистернами ГСМ на палубе. Это первый зафиксированный случай использования гражданского судна в «сирийском экспрессе». В сочетании с дальнейшим увеличением объема перевозок, фиксируемым российскими экспертами еще с начала августа, происходящее все меньше походило на простой рост объема поставок Дамаску.

В этот же день в России началась масштабная проверка боеготовности Центрального военного округа, продолжавшаяся до 12 сентября. Вслед за этим 14 сентября стартовали стратегические учения «Центр-2015», продолжившиеся до 20 сентября.

Позднее, 1 октября, источники «Коммерсанта» сообщили, что переброска российской авиации в Сирию велась под прикрытием этих мероприятий. Существенные объемы перемещений и «потеря места» целого ряда соединений в процессе резко упростили задачу скрытной переброски.

9 сентября

Американские и британские СМИ со ссылкой на источники в Пентагоне сообщили, что Россия собирается строить новую военно-воздушную базу в Сирии, в районе порта Латакия. Подробности не приводились.

В тот же день российский МИД заявил, что Москва никогда не делала секрета из военно-технического сотрудничества с Дамаском, в том числе из поставок в Сирию оружия. «Если с нашей стороны потребуются дополнительные меры в интересах наращивания поддержки антитеррористической борьбы, этот вопрос будет соответствующим образом рассматриваться», — добавили в МИДе.

14 сентября

Анализ спутниковых снимков аэродрома Хмеймим под сирийской Латакией, сделанных еще 4 сентября, показал аналитикам американской компании Stratfor следы существенного объема строительных работ.

Был сделан вывод о расширении полосы аэродрома для приема тяжелой авиации, а также строительстве дополнительных площадок для базирования вертолетов.

18 сентября

В западных СМИ появились новые съемки полосы Хмеймима, сделанные со спутника. В торце полосы, совершенно не скрываясь, демонстративно расположились четыре истребителя, названные американцами Су-27.

При внимательном изучении снимков стало понятно, что перед нами российские Су-30СМ с характерным передним горизонтальным оперением. Появление российской боевой авиации в Сирии стало фактом, требующим отныне только юридического подкрепления.

Уже 1 октября, станет известно, что эти самолеты относятся к 120-му смешанному авиаполку, базирующемуся в забайкальской Домне. Самолеты были переброшены в Латакию 18 сентября вместе с транспортником Ил-76 через воздушное пространство Азербайджана, Ирана и Ирака.

21 сентября

В израильской прессе появились подробности соглашения о координации военных действий в Сирии, якобы достигнутого в тот же день на встрече начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова с главой Генштаба Армии обороны Израиля Гади Айзенкоттом и начальником израильской военной разведки АМАН Герци Галеви.

Согласно приведенным данным, была создана совместная комиссия, сопредседателями которой назначены заместители начальников обоих Генштабов. Комиссии поставлена задача координации действий израильских и российских вооруженных сил в воздухе, на море и в области «различных технических мероприятий».

22 сентября

Американские военные публикуют новые снимки Хмеймима. Происходящее уже не вызывает сомнений: рядом с Су-30СМ появились новые машины. На полосе также видны 12 штурмовиков Су-25СМ и 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М.

Американская разведка отметила, что переброска этой техники состоялась предположительно 21 и 22 сентября. Кроме того, американцы пересчитали вертолеты, стоящие на боковых площадках, и пришли к выводу, что в Сирии развернуто не менее 15 машин типа Ми-8 и Ми-24, которые прибыли туда раньше.

В окрестностях полосы зафиксированы девять танков (предположительно Т-90), 36 боевых бронированных машин (предположительно БТР-82А), а также две системы ПВО (предположительно «Панцирь-С»).

По тем же разведданным, в это время сверхтяжелые российские транспортники Ан-124 садятся в Латакии ежедневно, занятые перевозкой военных грузов.

В этот же день американцы заявили, что в течение 21-22 сентября через Тартус в Сирию был переброшен батальон из состава 810-й бригады морской пехоты Черноморского флота. 1 октября военные источники сообщат российским агентствам, что для охраны российских военных объектов в Сирии была развернута батальонная тактическая группа морской пехоты.

24 сентября

Объявлено о будущих учениях российского флота в восточном Средиземноморье. Учения должны начаться 30 сентября, возглавит группировку у берегов Сирии ракетный крейсер «Москва» — флагман Черноморского флота.

Это первый случай, когда в эфире четко и совершенно официально прозвучала дата 30 сентября, которая, как мы теперь знаем, стала днем официального начала операции.

28 сентября

Большой десантный корабль «Николай Фильченков» прошел Босфор в сопровождении вспомогательного судна Черноморского флота КИЛ-158. Последний герой сюжета наиболее интересен. Это судно-килектор, чье основное предназначение — обустройство инфраструктуры морских баз в части проведения подводных работ: прокладка кабелей, установка бонов, мертвых якорей и т.п. Появились предположения, что Россия готовится к строительству дополнительной инфраструктуры в Тартусе или к оборудованию еще одного морского порта, который планируется использовать для перевозок.

В этот же день Business Insider пишет о том, что в Сирии замечен российский разведывательный самолет Ил-20. Информация об этом самолете подтверждения (официального — из источников Минобороны или объективного — по данным фотоснимков) не получила.

Вечером того же дня были опубликованы снимки прилета на Хмеймим шестерки бомбардировщиков Су-34, лидируемых самолетом Минобороны Ту-154. Как сообщалось, машины прошли над Каспием, далее над территорией Ирана и Ирака. Формирование авиагруппировки завершилось.

Вечером Владимир Путин выступил на Генеральной Ассамблее ООН. Достаточно проходной доклад президента совмещался с плотным общением в кулуарах, в том числе с президентом США Бараком Обамой. Кнопка старта операции явно была нажата именно после заключения договоренностей на самом высшем уровне. Параллельно с коллегами из США (Керри) и Германии (Штайнмайер) общался глава МИД Сергей Лавров.

29 сентября

Французская телекомпания TF1 опубликовала кадры, снятые на аэродроме Хмеймим. На видеозаписи, в частности, хорошо видны российские бомбардировщики Су-24 без опознавательных знаков.

В тот же день главком силами НАТО в Европе генерал Бридлав заявил, что Альянсу нужно как следует обдумать то, что происходит в Сирии. По его мнению, Россия применяет там стратегию блокирования доступа в район (Anti-Access/Area Denial), предполагающую в том числе развертывание систем противовоздушной обороны и истребителей-перехватчиков.

30 сентября

Президент Путин запросил у Совета Федерации мандат на ведение боевых действий за пределами России. В тот же день российская авиагруппировка официально нанесла первый удар по позициям исламистов. Операция перешла в открытую фазу.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer