О неважном финансовом положении авиаперевозчика говорят следующие цифры. Согласно базе данных СПАРК, у «Когалымавиа» в 2014 году сильно выросла себестоимость полетов - с 5,9 млрд рублей до 7,2 млрд, при этом чистая прибыль упала в 36 раз - с 87 млн до 2,4 млн рублей.
Вероятно, собственных средств компании стало не хватать, и она прибегла к займам. Так, согласно бухгалтерской отчетности, которую изучили “Известия”, долговые обязательства «Когалымавиа» по займам в 2013 году составляли 354,9 млн рублей, а в 2014 году уже более миллиарда.
К финансовым неприятностям перевозчика частично привели сложные отношения с туроператорами. В 2014-2015 году деятельность компании сопровождалась крупным затяжным судом с одним из крупнейших турагентств ООО “ТТ-Тревел” (действует под брендом TUI), которое заказывало у “Когалымавиа” чартерные перевозки с 2012 года и не платило за них. В результате общая сумма задолженности TUI к авиаперевозчику составила 1,4 млрд рублей. Вероятно, в “Когалымавиа” поняли, что в ближайшее время денег не получат и взяли кредит в банке АО “Кредит Европа Банк”, а в качестве залога передали право требования долга с TUI.
Главный редактор отраслевого портала Avia.ru Network Роман Гусаров считает, что в некоторой степени денежные проблемы перевозчика действительно могли повлиять на техсостояние самолетов «Когалымавиа»
Читайте еще:
Прогресс во благо?
Прогресс во благо?
Пойдет ли развитие индустриальных технологий на пользу цивилизации — большой вопрос
— Я считаю, что к обеспечению безопасности полетов надо подходить комплексно. Несомненно, финансовое состояние компании может повлиять на оперативность обслуживания воздушных судов. Но судить о техническом состоянии только по объему долгов и объему выручки, кстати, тоже неверное, — говорит эксперт. — Долги компании перед кредиторами совершенно не означает, что у нее нет операционной выручки и что она испытывает финансовые трудности. У всех авиаперевозчиков имеются долги. Более того, Росавиация периодически проводит мониторинг финансового состояния компании. И если с экономические проблемы перевозчика начинают угрожать безопасности, Росавиация может временно приостановить сертификат эксплуатанта или и вовсе аннулировать.
По мнению экспертов, такая финансовая картина стала в последнее время характерна для всей авиаотрасли. А отсутствие свободных денег приводит к опасной экономии, говорят они.
- Финансовое состояние авиакомпании влияет на состояние авиапарка и на безопасность полетов, - рассказал “Известиям” бывший эксперт Минтранса РФ Сергей Крутоусов. - Авиакомпании начинают поджимать расходы по всем позициям.
При этом Крутоусов отметил, что такой подход ярче всего проявляется по отношению к собственным самолетам авиакомпании, а не к лизинговым.
- Возьмем пример “Трансаэро” - лизинговым машинам нельзя менять двигатели, “пересаживать” их с одного борта на другой, потому что у двигателей разные собственники, а это было сделано, - рассказал Крутоусов. - Это называется “каннибализация” - когда с простаивающих самолетов снимают узлы и переставляют на рабочие. Проблема том, что так не должно быть: если произошел отказ оборудования на одном самолете, а нужно оперативно осуществить перевозку людей, необходимо заменить сломанный самолет резервным. А нас вместо этого занимаются каннибализацией.
При этом Крутоусов отмечает, что во многих авиакомпаниях, особенно небольших региональных, пристально следят за основными самолетами.
- У них он самолет-кормилец, его холят, и стараются не допускать никаких нарушений, - отметил Крутоусов. - Если в ходе расследования выяснится, что там уже пошли нарушения вот по таким самолетам, которые у них кормильцы, то это будет свидетельствовать об очень серьезных проблемах в компании.
Однако, как сообщали информагентства, пилоты разбившегося самолета «Когалымавиа» обращали внимание техников и руководство авиакомпании на перебои в работе двигателей, в том числе о сложностях, возникавших при их запусках. Однако самолет не снимался с эксплуатации, совершая за день по несколько перелетов из России в Египет и обратно. Впрочем, заменить борт было нечем - в парке авиакомпании всего несколько самолетов.
Возраст самолета Airbus A321 авиакомпании «КогалымАвиа», потерпевшего крушение в Египте, — 18,5 лет. Согласно данным отраслевого портала Planespotters.net, «КогалымАвиа» эксплуатировала этот самолет с марта 2012 года. С 1997 года по 2003 год самолетом пользовалась национальная авиакомпания Ливанской Республики Middle East Airlines, потом поочередно турецкая Onur Air, флагманская авиакомпания Саудовской Аравии Saudi Arabian Airlines и сирийская Cham Wings Airlines.
Следственный комитет РФ возбудил дело по факту катастрофы. Об этом сообщил официальный представитель СК Владимир Маркин. Уголовное дело возбуждено по статье «Нарушение правил безопасности полетов или подготовки к ним».