Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Крупнейшая катастрофа российской авиации


31 октября 2015 года Владимир Ващенко, Герман Петелин, Александр Орлов, Газета.ru


Крупнейшая в истории России авиакатастрофа произошла в субботу 31 октября. Пассажирский лайнер Airbus 321 российской авиакомпании «Когалымавиа», следовавший из египетского курорта Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, разбился на территории Египта. Погибли 224 человека — практически все из них россияне и большинство возвращались с отдыха. Указом президента 1 ноября объявлено днем траура, в Египет вылетели российские следователи и авиаэксперты.

Крупнейшая в истории России авиакатастрофа произошла в субботу 31 октября. Пассажирский лайнер Airbus 321 российской авиакомпании «Когалымавиа», следовавший из египетского курорта Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, разбился на территории Египта. Погибли 224 человека — практически все из них россияне и большинство возвращались с отдыха. Указом президента 1 ноября объявлено днем траура, в Египет вылетели российские следователи и авиаэксперты.

Самолет резко пошел вниз

Как известно на данный момент, воздушное судно рухнуло неподалеку от города Эль-Ариш. Незадолго до аварии командир воздушного судна запросил у наземных служб разрешение на экстренную посадку в Каире в связи с техническими неполадками.

По данным интернет-портала Flightradar, лайнер резко снизил высоту перед исчезновением с радаров: самолет рухнул после того, как снизился на 1,5 км.

На борту рухнувшего Airbus 321 находились 224 человека, из них семеро – челны экипажа. Поначалу египетские спасатели, прибывшие на место, сообщили, что слышали стоны людей под обломками и заявляли, что надеются найди кого-то, кто смог выжить, однако вскоре стало известно, что не выжил никто. Большая часть пассажиров самолета были туристами, которые возвращались в Россию после отдыха в Египте.

Среди погибших оказались заместитель главы Пскова Александр Копылов, который возвращался из отпуска со своей гражданской женой, а также участница телешоу «Топ-модель по-русски» Елена Домашняя из Петербурга. Также погибли 24 ребенка.

Подавляющее большинство из тех, кто был на борту лайнера — россияне, однако есть трое граждан Украины и один белорусский гражданин.

Тела жертв катастрофы на момент вечера субботы были доставлены в морги Каира. В Петербурге у близких погибших были изъяты образцы ДНК для проведения опознания.

По сведениям египетской газеты Al Ahram, следователи уже нашли один из бортовых самописцев Airbus-321. «Черный ящик содержит все данные коммуникаций между самолетом и контрольной башней диспетчеров, а также переговоры командира самолета и его помощников», — отмечается в материале газеты. Расшифровывать его будут российские следователи и авиаэксперты, которые вскоре после трагедии вылетели в Египет.

Крушение Airbus 321 стало крупнейшим в истории России — в нем погибли 224 человека.

До этого наиболее крупной по количеству жертв была катастрофа Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот», летевшего из Ташкента в Ленинград 10 июля 1985 года. Из-за ошибки экипажа самолет вошел в штопор и разбился возле узбекского города Учкудук. Тогда погибли 200 человек.

Почему упал самолет

В первый день катастрофы информация о возможных причинах крушения поступала противоречивая. Так, египетские власти заявили, что экипаж Airbus-321 жаловался на неполадки в двигателе. Они также выдвинули версию о технической неисправности в качестве одной из основных. При этом

в «Когалымавиа» заявили, что не видят оснований сомневаться в технической исправности самолета.

Следственный комитет, по всей видимости, будет проверять все версии. В частности, следователи Приволжского следственного управления на транспорте СК России в Самаре на месте последней заправки потерпевшего крушение самолета в субботу изымали образцы топлива.

Через несколько часов после аварии ИГИЛ (запрещенная в России организация) через свое дружественное новостное агентство Aamaq заявило о том, что берет ответственность за крушение Airbus 321. Информацию об этом также разместило агентство Reuters. При этом известно, что у местных боевиков нет оружия, способного поразить летящую цель на такой высоте. Позже заявления террористов категорически опровергли российские чиновники, включая министра транспорта РФ. Несмотря на все это

западные компании Air France и Lufthansa решили пока избегать полетов над территорией Синайского полуострова.

Погода на момент катастрофы над территорией Северного Синая была хорошая. «Никаких сложных погодных условий нет, переменная облачность, без осадков, видимость 6–8 км. Простая погода», — сказал «Интерфаксу» сотрудник ситуационного центра в субботу.

Сам разбившийся самолет не самый новый и успел сменить несколько владельцев. Авиалайнер Airbus A321-231 EI-ETJ совершил первый полет в мае 1997 года.

Борт эксплуатируется уже 18,6 года.

До MetroJet (авиакомпания «Когалымавиа») этот самолет эксплуатировала турецкая авиакомпания Onur Air, а до нее — национальная авиакомпания Ливанской Республики Middle East Airlines.

Ожидается, что свет на причины катастрофы прольет расшифровка «черных ящиков».

Что известно о «Когалымавиа» и туроператоре «Бриско»

Как выяснила «Газета.Ru», туристической компанией «Бриско», клиенты которой летели на разбившемся самолете, и авиакомпанией «Когалымавиа» владеют одни и те же лица. По данным базы «Контур-Фокус», «Когалымавиа» принадлежит ООО «Западная авиационно-инвестиционная компания», гендиректором которого является Висхан Табулаев. Он же владеет турфирмой «Триомед», которая работает под брендом «Бриско».

Все компании зарегистрированы в Москве по одному и тому же адресу на Южнопортовой улице.

 

После трагического происшествия Ространснадзор, Росавиация, Международный авиационный комитет (МАК) и другие госорганы заявили, что «Кагалымавиа» ждут внеплановые проверки. По их результатам будет решаться дальнейшая судьба авиаперевозчика. Между тем следственный комитет РФ после крушения самолета возбудил два уголовных дела: по статьям «Нарушение правил полетов и подготовки к ним» и «Оказание небезопасных услуг». Об этом заявил официальный представитель ведомства Владимир Маркин. В офисе авиаперевозчика на Южнопортовой улице начались обыски. Также они проходят в Домодедово, как в аэропорту приписки авиакомпании.

Однако, по сообщению самой компании «Бриско», пока туроператор работает в штатном режиме и, более того, не намерен менять авиаперевозчика и отправил новый рейс в Египет на самолете «Когалымавиа».

«Полетная программа продолжает выполняться. Мы вызвали резервный борт, который направился в Санкт-Петербург. Вылет оттуда в Шарм-эш-Шейх сегодня состоится, но с некоторым опозданием. Это будет самолет той же самой авиакомпании. Мы пока не намерены менять авиаперевозчика. По крайней мере, до тех пор, пока полностью не разберемся с ситуацией», — сказала представитель «Бриско» Юлия Полесова.

Тем временем российские туристы, которые приобрели путевки в Египет у оператора «Бриско», начали аннулировать туры после сообщений о падении самолета Airbus 321. Об этом заявила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. «Как нам сообщают турагентства, туристы, купившие путевки в Египет, начали отказываться от туров», — сказала она. По ее словам,

«Бриско» будет без штрафов возвращать деньги всем, кто принял решение аннулировать свою поездку.

Известно однако, что у самолетов компании «Кагалымавиа» неоднократно до этого трагического инцидента возникали проблемы с техническим состоянием ее самолетов. Например, 1 января 2011 года рейс Сургут — Москва «Когалымавиа», как сообщало Уралинформбюро, загорелся при выезде на взлетную полосу по рулежной дорожке. Пассажиры и члены экипажа были эвакуированы, но жертв избежать не удалось. Три человека погибли, 45 были госпитализированы с ожогами и отравлением угарным газом.

В Сети обратили внимание на большое количество негативных отзывов в адрес «Когалымавиа» и уровня сервиса компании.

День траура и компенсации погибшим

Президент России Владимир Путин в связи со случившимся объявил 1 ноября днем траура. Он также выразил самые глубокие соболезнования родственникам погибших в катастрофе самолета компании «Когалымавиа». Глава государства, кроме того, отдал ряд распоряжений в связи с трагедией. Он поручил министру по чрезвычайным ситуациям Владимиру Пучкову немедленно направить по согласованию с египетской стороной воздушные суда министерства в Египет для работы на месте катастрофы.

Главе правительства Дмитрию Медведеву президент поручил сформировать государственную комиссию в связи с катастрофой.

А руководству МЧС и Минздрава РФ президент дал поручение немедленно организовать работу по помощи родственникам погибших.

Родственники пассажиров после информации о гибели самолета прибыли в аэропорт Пулково. Туда же незамедлительно направились психологи и врачи для оказания помощи этим людям. МЧС открыло «горячую линию» для родственников пассажиров самолета A321. Как сообщили ТАСС в управлении ведомства, по телефонам: 8-800-100-2001, 8 (812) 299-99-99 можно узнать всю необходимую информацию о пассажирах потерпевшего аварию лайнера.

Ответственность Airbus «Когалымавиа», выполнявшего рейс 9268 Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург, перед пассажирами была застрахована в СПАО «Ингосстрах». Согласно условиям договора, страховая выплата на одного пассажира составит более 2 млн руб. Такую информацию агентству ТАСС предоставил замглавы страховой компании Илья Соломатин.

Кроме того, министр труда Максим Топилин поручил выплатить семьям погибших членов экипажа разбившегося Airbus-321 по 1 млн рублей.

 

Примечательно, что на планы по празднованию Хэллоуина в Москве трагедия никак не повлияла. «Газета.Ru» обзвонила организаторов наиболее крупных вечеринок в честь Хеллоуина, запланированных на эту ночь в Москве. Как выяснилось, клубы не намерены вносить коррективы в свои планы в связи с крушением самолета. 
Так, вечеринки состоятся в Soho Rooms, «Арма17», Ray Just Arena и клубе «Москва».

Оставили в силе график и те немногие городские парки, которые присоединились к празднованию, — например, парк «Сокольники». Ранее объявление о мероприятии было размещено даже на сайте префектуры Восточного административного округа.

«Сегодня у нас все состоится по программе, а завтра, конечно, день траура, — сообщил «Газете.Ru» директор парка Андрей Лапшин. — У нас на завтра особо ничего и не запланировано, но танцы, к примеру, отменим».

Могла ли экономия привести к трагедии

Разбившемуся Airbus A321 было 18 лет. Впрочем, вопреки распространенному мнению, возраст самолета не влияет на его летные характеристики. Дело в том, что каждый самолет обязан проходить регулярные плановые проверки и технический осмотр согласно правилам международной ассоциации воздушного транспорта (ICAO). Без соответствующего сертификата воздушные власти и аэропорт не допускаю борт к полету. Стоит отметить, что в отличие от известного в России способа «быстро сделать» ТО на автомобиль, такой вариант с самолетом невозможен, так как каждый техник и техническая бригада проверяющая самолет несет персональную ответственность за свой участок проверки и ставит свою подпись под ее итогами.

При этом каждый член Инженерно-технического состава отвечает только за свой участок (к примеру двигатель самолета, состояние закрылок, хвоста и тд). Большинство самолетов, летающих в России, проходят техническое обслуживание за рубежом в специализированных центрах, а некоторые виды технического обслуживания иностранных гражданских самолетов могут проводиться только за границей.

За свою жизнь самолет проходит множество технических проверок, которые фактически сменяют друг друга: Transit check, Daily Check, Weekly check, A-check, B-check, C-check и D-check.

A-check и B-check — это простая (лёгкая) проверка, в то время как С и D-check являются тяжёлой формой технического обслуживания. D-check происходит примерно раз в 12 лет (то есть разбившийся борт уже прошел один D-check) и длится 30-40 дней. Во время неё проверяется весь самолёт, все его узлы и детали. Узлы, выработавшие ресурс или не прошедшие проверку, подлежат замене. Фактически это означает что команда ИТС практически полностью разбирает самолет, проверяя каждую его деталь, электронику, проводку и узел на наличие коррозии или ржавчины. В случае обнаружения хотя бы малых признаков коррозии, деталь или часть остова заменяются на новую. Как отмечают эксперты, де-факто это означает, что к 25 годам службы из всех комплектующих самолета, который был собран на заводе-изготовителе, остаются единицы оригинальных узлов и деталей.

 

Мировой опыт показывает, что большинство авиакомпаний стараются избавляться от старых бортов, постоянно обновляя парк самолетов. Впрочем, дело здесь не в безопасности полетов, а в элементарной экономической выгоде. Чем выше и сложнее уровень технической проверки самолетов, тем дольше он длится и дороже он обходится авиакомпании. Таким образом, сдав самолет на 30-40 дневный D-check компания будет нести серьезные убытки, так как борт на время проверки не может эксплуатироваться, а значит приносить доход.

Впрочем, несмотря на высокую безопасность полетов, любая авиакатастрофа привлекает повышенное внимание международных авиационных властей, а также производителей разбившегося самолета. В результате расследования причин авиакатастрофы или инцидентов международные авиационные власти могут внести новые требования по безопасности авиаперевозок.

Так, к примеру, после нескольких инцидентов с отказом навигации в самолете, пассажирам было запрещено включать мобильные телефоны, а авиапроизводителям было предписано подумать над улучшением изоляции электронных бортовых систем авиаборта. В результате, в новых моделях самолетов эта неисправность была устранена и некоторые авиационные власти, к примеру Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) официально отменило устаревшее предписание. Аналогичным образом были введены и предписания держать шторки иллюминаторов открытыми при взлете и посадке: Во-первых, через окна пассажиры могут заметить ЧП за бортом самолета и сообщить об этом экипажу, а во-вторых в случае жесткой посадки шторка иллюминатора может разбиться, и возникает риск того, что острые осколки пластика поранят пассажиров.

Причину сегодняшней трагедии еще предстоит выяснить, однако можно смело сказать, что корреляции между возрастом самолета и его безопасностью нет.

 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer