Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


День космонавтики — день будущего России


5 октября 2015 года Анастасия Гачева , Александр Марусев , ИА REGNUM


4 октября, в день, который вошел в историю как День запуска Первого спутника Земли, стартовала Всемирная неделя космоса. Она проводится во многих странах мира, напоминая о правде единства, о том, что «в истории творится судьба всего человечества, а не отдельных народов» (А. С. Хомяков).

Для России, ставшей колыбелью космической мысли, пионером в области освоения космоса, даты, которые знаменуют это историческое первенство, обладают особой нагрузкой. 4 октября — пролог к 12 апреля: запуск спутника — первый шаг к полету Гагарина.
 
В течение целой недели в Москве, Санкт-Петербурге и других городах проходят просветительные и культурные акции, посвященные космической эпопее России. Они носят разные форматы, обращены к людям разных возрастов и профессий, включают в свою орбиту деятелей космической отрасли и энтузиастов космонавтики, художников и писателей, музейщиков, библиотекарей, педагогов и просто тех, для которых имена Циолковского, Королева, Гагарина связаны с образом будущего.
 
Одна из инициатив Всероссийской космической недели — инициатива присвоения Дню 12 апреля статуса национального праздника. Этой инициативе посвящена статья Анастасии Гачевой, исследователя философии космизма, сотрудника Музея-библиотеки Н. Ф. Федорова при Библиотеке № 180 г. Москвы, и Александра Марусева, руководителя общественной организации «ProКОСМОС», организатора космического фестиваля «Космофест».
 
9 мая, знаменуя 70-летие Дня Победы, по улицам российских городов прошли сотни тысяч людей с портретами своих отцов, дедов, прадедов, отстоявших страну в годы Великой Отечественной. Это был настоящий народный подъем — такой, какого наша страна не знала долгие годы.
 
«Тайна братства скрывается в отцах» — утверждал Николай Федоров, философ общего дела, пророк космической эры. Акция «Бессмертный полк» объединила людей разных убеждений и веры, разных национальностей и разных традиций. Потребность «вспомнить всех поименно» оказалась выше разделяющего несходства мнений, убеждений, привычек. Обнаружили свою крепость сокровенные связи родства — та «цепь любви», что, по слову Достоевского, образуется между поколениями, связуя потомков и предков энергией воскресительной памяти.
 
Есть ли в нашей истории что-то подобное этому дню? Какой праздник в российском календаре может быть сопоставлен с праздником 9 Мая — священным для каждого человека, понимающего смысл слова «Отечество»?
 
В линейке памятных дат есть такой день. День 12 апреля, когда человек, наш соотечественник, в первый раз шагнул в космос. Весной 1961-го, как и в мае 1945-го, на улицы высыпали сотни тысяч людей. Радость — «первенец Творенья» — захлестнула сердца. Люди поздравляли друг друга, обнимались, скандировали: «Гагарин». Судьбоносность дня, открывшего человеку путь во Вселенную, отчетливо ощущалась свидетелями и участниками знаменитой московской встречи первого космонавта планеты Земля.
 
Две даты — 9 мая и 12 апреля — в истории России связаны нитью невидимой, но от этого не менее прочной. 9 мая — день ратной победы над злом фашизма, над идеей селекции человечества по принципу расы и крови, над метафизическим злом, силившимся исказить облик мира. 12 апреля — праздник созидающей силы добра, праздник победы рода людского над собственной ограниченностью («Мы будем человечеством крылатым»). Именно Россия стала средоточием обеих побед, в очередной раз продемонстрировав правду слов Владимира Соловьева: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».
 
Николай Федоров в «Философии общего дела» призывал к «обращению орудий разрушения в орудия спасения». Мыслитель подчеркивал: «Нужно не бросить меч, а перековать его на орало». 12 апреля стало манифестацией этого принципа. Ракета, создававшаяся как орудие смерти, стала орудием жизни — творческой, самосознающей, ответственной — и вынесла на орбиту сначала первый спутник планеты Земля, а затем — корабль Гагарина.
 
Полет Гагарина стал всенародной победой, но не на поле брани, а в мирном труде. То, что произошло в этот день, было настоящим чудом, и его совершила вся страна: ученые, инженеры, техники, рабочие, врачи, военные, писатели, поэты, кинематографисты, художники. Многие из них воевали на фронтах Великой Отечественной или были сыновьями тех, кто защищал родную землю от врага, несшего смерть.
 
9 мая — день памяти о священном подвиге предков, о той опоре в истории, без которой человек настоящего — только былинка, носимая ветрами времени. 12 апреля — праздник, развернутый в будущее, к горизонтам III тысячелетия, в котором космос станет реальным поприщем деятельности человечества. Праздник, напоминающий о том, что лишь большая идея, вдохновляющая мечта может стать скрепой народного целого, что разум и труд без одушевляющего их идеала — только глухой, ведущий слепого.
 
В последние годы мы начали понимать: идея рынка не может быть «творческой идеей России». Голый рынок бескрыл, прагматичен. Действуя по пресловутой формуле «товар — деньги — товар», он выхолащивает человека, низводит личность до функции, упрощает и уплощает ее. Целостное, глобальное действие ему не нужно, фундаментальные научные исследования, особенно долгосрочные, не дающие немедленного финансового эффекта, — странны, раздражающи, а «калужские мечтатели», вроде Циолковского, или инженеры-идеалисты, подобные Ф. Цандеру и С. Королеву, для рыночной цивилизации и вовсе «лишние люди».
 
12 апреля — символ иного выбора — той «высшей идеи существования», без которой, как писал Достоевский, утло и уязвимо и самостояние личности, и бытие державного целого. Нельзя забывать, что движение России в Космос не исчерпывалось инженерно-техническими решениями. Его духовным фундаментом была та философия, которую в XX веке назвали русским космизмом. Николай Федоров утверждал: «Порожденный крошечною Землею, зритель небесного пространства, зритель миров этого пространства, должен сделаться их обитателем и правителем». Рисуя образ новой цивилизации, цивилизации родства, общего делания, благого вселенского творчества, он утверждал, что именно Россия проложит миру путь во Вселенную. И на вопрос Гоголя «Русь, Русь?.. Что пророчит сей необъятный простор?» отвечал так: «Наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига».
 
День космонавтики стал манифестацией русской идеи как идеи «всечеловеческой и всемирной». Улыбка Гагарина объединила людей. Поверх барьеров — национальных, политических, религиозных. Поверх бескрылой прагматики. Выйдя в Космос, Россия открыла миру возможность ощутить единство его планетарной и шире — вселенской судьбы, общность глобальных задач, стоящих перед человеческим родом. 108 минут на орбите радикально расширили антропологический горизонт: человек разумный стал человеком космическим, homo sapiens — homo cosmicоs. Прорыв в космос — из разряда тех качественных скачков, какими было появление первой живой клетки в неорганическом мире, первого разумного существа в царстве животных. Пути назад у человечества нет, как невозможен возврат от существа сознающего к человекообразным приматам.
 
Новое измерение человека и мира, ставшее принадлежностью космической эры, требует новых решений. Новой экономики, в основе которой идея человека как доброго хозяина мира, а не разбойника-временщика, умеющего только расточать ресурсы земли. Новой — христианской — политики, выстраивающей межгосударственные отношения в духе взаимного служения и общего делания. Новой педагогики, формирующей не «квалифицированного потребителя», а человека-творца, готового вносить в бытие свою лепту, расширять поприще коллективного — ответственного и умного — действия не только на родную планету, но и на околоземное пространство, а в дальней перспективе — на все «ныне бездушные, холодно и как бы печально на нас смотрящие звездные миры» (Н. Ф. Федоров). Новой медицины, способной обеспечить здоровье каждому землянину, вне зависимости от его социального статуса, считающей одной из приоритетных и стратегически важных задач продление человеческой жизни. Ибо как сказал еще в начале эры Космоса президент Белорусской академии наук В. Ф. Купревич: «Человек, живущий несколько десятков лет, так же неспособен преодолеть космическое пространство, как бабочка-однодневка не может преодолеть океан».
 
В лице представителей ноосферной, космической мысли — Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского — Россия принесла миру целостный образ будущего, обозначила перспективы глобального действия — и на планете Земля, и за пределами земной колыбели. Ее лидерство в космосе шло через технические решения, но в их фундаменте лежала большая идея. Очень важно сейчас эту идею не потерять.
 
Россия делает шаги в сторону большого Космоса. Правительство РФ еще два года назад поставило амбициозную задачу к 2020 году вернуть стране утраченное лидерство в космической сфере. В русле этих решений разворачивается строительство космодрома «Восточный» и города Циолковский, создан новый ракета-носитель «Ангара». Во время визита В. Путина в Китай в сентябре 2015 года в качестве одного из направлений сотрудничества двух сверхдержав было заявлено сотрудничество в ракетно-космической сфере. Но реальный выход России на ведущие позиции в области космонавтики произойдет только тогда, когда будет понято: космос — органическая составляющая национальной идеи, идеи не обособляющей, но объединяющей, одна из необходимых опор нового собирания земель и народов — не в милитаристский, но в мирный союз, основа для формирования образа будущего — целостного, вдохновляющего, заряжающего энергией действия.
 
12 апреля по своему значению давно переросло статус профессионального праздника. Этот статус ему мал и тесен. Назрел вопрос о превращении Дня космонавтики в праздник общенациональный. Такой, каким является сейчас День Победы. Опираясь на эти два праздника, соединяющие память о прошлом и стремление в будущее, демонстрирующие, что человек — «не простое земное животное» (выражение Достоевского), наша страна сможет уверенно двигаться по дорогам истории. И тогда XXI век станет веком России.
 
 
 

 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer