Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минфин ищет справедливости в КС


8 октября 2015 года Анна Пушкарская, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", Минфин впервые в своей истории обратился в Конституционный суд (КС) — добиваясь пересмотра практики Верховного и арбитражных судов по взысканию из бюджета убытков авиаперевозчиков на сумму более 900 млн руб. Ущерб бизнесу нанесла переплата пенсионных взносов из-за поправки в закон "О дополнительном соцобеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", которую КС признал неконституционной. Вопрос о цене ошибок законодателей и ответственности власти за принимаемые решения крайне важен, считают эксперты.

Минфин просит КС разъяснить его постановление N13-П от 17 июня 2013 года, принятое по запросам арбитражных судов. Речь идет о принятой 23 декабря 2010 года поправке к закону "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", которой законодатель "задним числом" возложил на авиакомпании ухудшающее их положение требование по уплате дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР) за весь 2010 год. КС тогда признал придание этим платежам обратной силы нарушением Конституции: положение авиакомпаний "было ухудшено, законодатель не предоставил плательщикам этих взносов возможности адаптироваться к новой ситуации", в результате чего "не имевшие на момент вступления поправки в силу задолженности перед ПФР добросовестные плательщики взносов оказались должниками".
 
После появления этого решения суда авиакомпании стали успешно взыскивать свои потери с Минфина. По данным картотеки арбитражных дел, сумма исков перевозчиков, включая лидеров рынка "Аэрофлот", "Сибирь" и находящегося в сложном финансовом положении "ЮТэйр", составляет более 900 млн руб. На данный момент иски к Минфину подали 11 авиакомпаний: самую крупную сумму (157,8 млн руб.) отсудил "ЮТэйр", в октябре начнется рассмотрение иска "Аэрофлота" на 374,4 млн руб. Примерно половина поданных исков уже удовлетворена арбитражными судами, чью позицию в ряде дел подтвердил и Верховный суд (ВС). В целом потери бюджета могут превысить 1,1 млрд руб.: столько, по данным Госдумы, перевозчики должны были заплатить в ПФР в рамках неконституционной поправки. Срок давности по таким искам истекает в июне 2016 года.
 
Поясним, проблема возникла из-за допущенной законодателем ошибки: в начале года авиакомпаниям было разрешено ограничивать базу для начисления взносов по общему правилу максимальной суммой доходов летного состава в 415 тыс. руб. в год. При среднемесячной зарплате 70 тыс. руб. в месяц этот порог тогда преодолевался за полгода, после чего фонд для доплаты пенсионерам авиации оставался пустым. Чтобы "избежать социальных волнений", Дума, согласно ее пояснениям, решила пополнить фонд за счет бизнеса, не только обязав его внести незапланированные многомиллионные платежи, но и разрешив фискальным органам взыскивать с компаний за их неуплату штрафы и пени.
 
КС взыскивать с авиакомпаний доплату за 2010 год запретил, но, чтобы гарантировать исполнение обязательств государства перед пенсионерами, решил, что уже поступившие в ПФР взносы возврату или зачету в счет будущих платежей не подлежат. Решение КС, как подтвердили арбитражные суды и ВС, не ограничивает компании в выборе средств защиты своих прав и не освобождает власти от ответственности за нанесенный бизнесу вред и возмещения ему убытков в рамках Гражданского кодекса. Позиция Минфина в арбитражных судах сводилась к тому, что КС "не высказывался о том, что уплаченные взносы могут рассматриваться в качестве убытков, и не указывал на возможность их взыскания за счет федерального бюджета".
 
Эту же позицию Минфин отстаивает и в своем обращении в КС. По мнению министерства, решение КС не предполагает возмещения ущерба в виде излишне уплаченных денежных средств в ПФР, а "истцы толкуют его неверно и расширительно", предъявляя государству необоснованные требования и не имея прав на такие иски. Поскольку суды придерживаются противоположного мнения, Минфин просит КС разъяснить свое постановление для "уточнения действительного смысла положений, а также правильного понимания и применения их всеми субъектами права". Впрочем, шансы на вмешательство в спор КС минимальны: ранее КС вынес всего пять определений по аналогичным ходатайствам министерств, отказываясь отвечать на вопросы, которые не были предметом рассмотрения в соответствующих делах.
 
"Вопрос о цене законодательных ошибок критически важен для построения правового государства,— считает глава аналитического департамента "Пепеляев групп" Вадим Зарипов.— Безусловно, авиакомпаниям нанесены убытки, поэтому судебную практику надо воспринимать как канал обратной связи: это сигнал госорганам, что нужно "починить принтер"". По мнению господина Зарипова, "для ответа на запрос Минфина необходимо проведение полноценных публичных слушаний в КС о принципах ответственности власти за принимаемые решения, без этого суд вряд ли сможет дать разъяснения".



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer