Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Невозврат а-ля карт


12 ноября 2015 года Ольга Шестопал, КоммерсантЪ


Банкротство "Трансаэро" и возросшие из-за ситуации в Египте риски краха туроператоров грозят больно ударить по карману банков-эквайеров, проводящих карточные платежи за обычно отсроченные во времени авиаперевозки и туры. Чтобы обезопасить себя от возврата средств за не оказанные услуги, банкиры готовы на все: от изменения правил платежных систем до изменения законодательства — против либо поставщиков, либо потребителей. Получится ли — пока вопрос.

Проблема растущих потерь банков-эквайеров от возврата денег гражданам за товары или услуги (например, авиабилеты и турпутевки), оплаченные банковскими картами заранее, но не полученные в результате банкротства поставщиков, обсуждалась во вторник в НП "Национальный платежный совет" (НПС). По правилам международных платежных систем (МПС) в этом случае средства возвращает банк-эквайер (который технически осуществляет расчет). В совещании участвовали порядка 20 крупных банков (в том числе Альфа-банк, Промсвязьбанк, "Открытие", Росбанк и др.) и представители МПС MasterCard.
 
По словам участников совещания, до последнего времени проблема не носила массового характера, но на фоне экономического спада и уже случившегося банкротства "Трансаэро", а также ожидающегося краха туркомпаний из-за закрытия авиасообщения с Египтом риски масштабных выплат возросли. "Потери банков-эквайеров на возврат средств по картам по указанной причине составляют десятки и сотни миллионов рублей",— говорит начальник управления электронной коммерции Промсвязьбанка Борис Гаврилов. По подсчетам Промсвязьбанка, в случае негативного развития событий потери эквайера от возврата средств за авиабилеты, проданные хотя бы за полтора месяца до банкротства авиакомпанией со среднемесячным оборотом в 500 млн руб., составят 750 млн руб., притом что прибыль от работы с ней же по эквайринговому обслуживанию — всего 6 млн руб. в год.
 
Процедура возврата такова: клиент обращается к банку-эмитенту, который ретранслирует его заявление на возврат средств банку-эквайеру. Тот возвращает средства, поскольку по правилам МПС должен отслеживать финустойчивость клиентов. Свои средства банк-эквайер сможет попробовать вернуть в ходе банкротства клиента, но шансы на это традиционно малы.
 
На совещании банкиры назвали несколько вариантов выхода из ситуации. Один из них — возможность внесения изменений в правила МПС, которые позволили бы банкам требовать от торгово-сервисных предприятий (ТСП), продающих услуги с отсрочкой исполнения, дополнительных гарантий в отношении банков-эквайеров, например размещения страховых депозитов. Такой вариант, по словам главы НП НПС Алмы Обаевой, банкиры обсуждали с MasterCard. "Но правила нашей платежной системы не регулируют взаимоотношения между банками, ТСП и клиентами,— сообщил директор по работе с госорганами MasterCard Алексей Малиновский.— Банки могут самостоятельно регулировать взаимоотношения с ТСП".
 
Обсуждалась отсрочка в зачислении средств эквайером на счет ТСП. "Такое практиковалось в начале 2000-х годов,— вспоминает директор дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-банка Алексей Голенищев.— Банк-эквайер зачислял средства, полученные от клиента, на счет ТСП не в трехдневный срок, как сейчас, а в течение двух недель или даже месяца". Впрочем, это чревато потерей клиентов. "ТСП могут выбрать любой другой банк-эквайер, который не потребует от них отвлечения ликвидности, поэтому такая позиция в диалоге заведомо неконкурентоспособна",— поясняет господин Гаврилов.
 
Изменение законодательства также обсуждалось. Например, возможность потребителя требовать возврата денег только в течение месяца с момента покупки, начинать выплаты только с момента признания ТСП банкротом или обязать ТСП страховать ответственность.
 
Будут ли эти инициативы поддержаны, неясно. В Минфине предложений не получали. Глава комитета Госдумы по финрынку Николай Гончар заявил "Ъ", что, прежде чем высказываться по проблеме, ему необходимо прочитать предложения от банкиров. Председатель комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков намерен изучить и проработать детали вопроса, если подобные предложения поступят. В ЦБ вчера отказались от комментариев.
 
В ситуации неопределенности банкиры предпочитают не платить под любым предлогом. "К нам обращаются клиенты "Трансаэро" с просьбой вернуть деньги за полет, который должен состояться только через три месяца,— говорит представитель банка топ-10.— Но дата полета еще не наступила, что будет с рейсом через три месяца — неясно, при этом сама "Трансаэро" банкротом еще не признана, поэтому у нас есть основания отказать в возврате средств за услугу, срок предоставления которой еще не наступил". Впрочем, учитывая активность потребителей в соцсетях, где раздаются пошаговые инструкции по возврату средств, делать это будет все сложнее.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer