Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Арктика" попала под санкции Госдепартамента


2 ноября 2015 года Иван Чеберко, Известия


Перенос сроков создания и запуска космической системы «Арктика» обусловлен технологическими санкциями со стороны США. Об этом «Извес­тиям» рассказал Сергей Лемешевский, гендиректор НПО имени Лавочкина», которое в 2012 году выиграло контракт на создание «Арктики».

— Сроки по «Арктике» были нами сдвинуты, поскольку пришлось переделывать часть аппаратуры в связи с санкциями, — пояснил он. — Речь в первую очередь идет о полезной нагрузке. В тактико—техническом задании на «Арктику» написано, что эта система должна быть существенным образом унифицирована с системой «Электро». Что логично: аппараты по функционалу схожи, только орбита у них разная. Сейчас мы видим, что первый аппарат «Электро Л» работает, но по нему есть замечания. Поэтому мы существенно модернизировали «Электро Л» номер два. Точно так же мы и «Арктику»  решили модернизировать, чтобы исключить проблемы, возникшие у первого аппарата «Электро Л». Но разница в том, что оба аппарата «Электро Л» изготавливались нами с использованием зарубежной элементной базы. Китайскую ЭКБ (электронно-компонентную базу) мы пока не используем, поэтому рассчитываем в основном на российскую электронную промышленность.
 
В октябре 2012 года Роскосмос заключил с НПО имени Лавочкина контракт на изготовление первой очереди многоцелевой космической системы «Арктика», которая обеспечит связь и постоянное наблюдение в полярных областях и акватории Северного Ледовитого океана. За 5,3 млрд руб­лей НПО имени Лавочкина обязалось провести опытно-конструкторские работы, создать первый космический аппарат группировки гидрометеорологического и климатического мониторинга «Арктика-М» и осуществить его летные испытания. Срок выполнения работ по контракту — 25 ноября 2015 года, то есть к этой дате спутник должен уже быть на орбите. Но затем в проекте Федеральной космической программы на 2016–2025 годы появились новые даты запуска первого аппарата «Арктика» — 2017 год (второй спутник — в 2019 году, третий — в 2020-м, четвертый — в 2021-м).
 
Космические аппараты «Арктика», как и другие российские спутники, более чем наполовину должны были состоять из импортных комплектующих. Вот как описывал систему бывший глава НПО имени Лавочкина Виктор Хартов в интервью «Извес­тиям» осенью 2013 года:
 
— В «Арктике» западных приборов нет вообще. Целевая задача решается российскими приборами, включая главный прибор — сканер, дающий многоспектральную картинку. Ее делают в «Российских космических системах». Если же следующий слой поднять — транзисторов, микросхем, прочих комплектующих, то там, конечно, доля западных деталей очень велика. И это главная проблема нашей отрасли. Мы верхний, выходной слой российской промышленности, а те слои, которые должны поставлять электрорадиоизделия, металлы, смазки и всякие такие вещи, они все весьма проблемные. Наши запросы маленькие с точки зрения количества изделий. В условиях рынка малосерийные запросы с трудом находят отзыв. Не говоря о том, что электронная промышленность, к сожалению, до сих пор не вышла на нужный уровень.
 
Экспорт американских (в том числе частично американских, например, прошедших проверку или наладку на территории США) деталей для систем военного и двойного назначения регулируется ITAR (International Traffic in Arms Regulations) — набором правил, устанавливаемых правительством США для экспорта товаров и услуг оборонного характера.
 
В соответствии с правилами ITAR экспорт ЭКБ категорий military (для использования в военных системах) и space (радиационно стойкие комплектующие) в России возможен с разрешения Госдепартамента США.
 
Проблемы с закупками комплектующих сегодня испытывают все российские производители спутников. Характерно, что начались трудности еще до событий на Украине — весной 2013 года, когда российско-американские отношения пошатнулись из-за ситуации со Сноуденом и Сирией. Тогда американцы запретили поставку элементной базы для космического аппарата «Гео-ИК-2», назвав его военным, хотя прежде они не возражали против применения своей ЭКБ в подобных аппаратах. Тогда же был сделан намек, что в будущем отказ может коснуться и спутников системы ГЛОНАСС.
 
— Перенос сроков готовности «Арктики» вряд ли скажется на чем-либо. Эта система по большому счету дублирует уже имеющийся функционал российской спутниковой группировки, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — В 2010 году Роскосмос на волне разговоров про освоение шельфа выдвинул идею построить такую систему, и во многом по политическим мотивам она получила поддержку. Хотя если вникнуть в суть вопроса, то выяснится, что арктические районы попадают в поле зрения всех наших спутников, осуществляющих наблюдения за земной поверхностью. Что-то делать дополнительно, на мой взгляд, ни к чему. Если говорить о связи, то наши геостационарные спутники покрывают большую часть арктических районов — выпадает небольшой круг непосредственно у полюса. Но там нет никого, кроме медведей.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга



Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBrQY7
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/arenda/manipulyator/tag/bezvoditelya/, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer