Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Арктика" попала под санкции Госдепартамента


2 ноября 2015 года Иван Чеберко, Известия


Перенос сроков создания и запуска космической системы «Арктика» обусловлен технологическими санкциями со стороны США. Об этом «Извес­тиям» рассказал Сергей Лемешевский, гендиректор НПО имени Лавочкина», которое в 2012 году выиграло контракт на создание «Арктики».

— Сроки по «Арктике» были нами сдвинуты, поскольку пришлось переделывать часть аппаратуры в связи с санкциями, — пояснил он. — Речь в первую очередь идет о полезной нагрузке. В тактико—техническом задании на «Арктику» написано, что эта система должна быть существенным образом унифицирована с системой «Электро». Что логично: аппараты по функционалу схожи, только орбита у них разная. Сейчас мы видим, что первый аппарат «Электро Л» работает, но по нему есть замечания. Поэтому мы существенно модернизировали «Электро Л» номер два. Точно так же мы и «Арктику»  решили модернизировать, чтобы исключить проблемы, возникшие у первого аппарата «Электро Л». Но разница в том, что оба аппарата «Электро Л» изготавливались нами с использованием зарубежной элементной базы. Китайскую ЭКБ (электронно-компонентную базу) мы пока не используем, поэтому рассчитываем в основном на российскую электронную промышленность.
 
В октябре 2012 года Роскосмос заключил с НПО имени Лавочкина контракт на изготовление первой очереди многоцелевой космической системы «Арктика», которая обеспечит связь и постоянное наблюдение в полярных областях и акватории Северного Ледовитого океана. За 5,3 млрд руб­лей НПО имени Лавочкина обязалось провести опытно-конструкторские работы, создать первый космический аппарат группировки гидрометеорологического и климатического мониторинга «Арктика-М» и осуществить его летные испытания. Срок выполнения работ по контракту — 25 ноября 2015 года, то есть к этой дате спутник должен уже быть на орбите. Но затем в проекте Федеральной космической программы на 2016–2025 годы появились новые даты запуска первого аппарата «Арктика» — 2017 год (второй спутник — в 2019 году, третий — в 2020-м, четвертый — в 2021-м).
 
Космические аппараты «Арктика», как и другие российские спутники, более чем наполовину должны были состоять из импортных комплектующих. Вот как описывал систему бывший глава НПО имени Лавочкина Виктор Хартов в интервью «Извес­тиям» осенью 2013 года:
 
— В «Арктике» западных приборов нет вообще. Целевая задача решается российскими приборами, включая главный прибор — сканер, дающий многоспектральную картинку. Ее делают в «Российских космических системах». Если же следующий слой поднять — транзисторов, микросхем, прочих комплектующих, то там, конечно, доля западных деталей очень велика. И это главная проблема нашей отрасли. Мы верхний, выходной слой российской промышленности, а те слои, которые должны поставлять электрорадиоизделия, металлы, смазки и всякие такие вещи, они все весьма проблемные. Наши запросы маленькие с точки зрения количества изделий. В условиях рынка малосерийные запросы с трудом находят отзыв. Не говоря о том, что электронная промышленность, к сожалению, до сих пор не вышла на нужный уровень.
 
Экспорт американских (в том числе частично американских, например, прошедших проверку или наладку на территории США) деталей для систем военного и двойного назначения регулируется ITAR (International Traffic in Arms Regulations) — набором правил, устанавливаемых правительством США для экспорта товаров и услуг оборонного характера.
 
В соответствии с правилами ITAR экспорт ЭКБ категорий military (для использования в военных системах) и space (радиационно стойкие комплектующие) в России возможен с разрешения Госдепартамента США.
 
Проблемы с закупками комплектующих сегодня испытывают все российские производители спутников. Характерно, что начались трудности еще до событий на Украине — весной 2013 года, когда российско-американские отношения пошатнулись из-за ситуации со Сноуденом и Сирией. Тогда американцы запретили поставку элементной базы для космического аппарата «Гео-ИК-2», назвав его военным, хотя прежде они не возражали против применения своей ЭКБ в подобных аппаратах. Тогда же был сделан намек, что в будущем отказ может коснуться и спутников системы ГЛОНАСС.
 
— Перенос сроков готовности «Арктики» вряд ли скажется на чем-либо. Эта система по большому счету дублирует уже имеющийся функционал российской спутниковой группировки, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — В 2010 году Роскосмос на волне разговоров про освоение шельфа выдвинул идею построить такую систему, и во многом по политическим мотивам она получила поддержку. Хотя если вникнуть в суть вопроса, то выяснится, что арктические районы попадают в поле зрения всех наших спутников, осуществляющих наблюдения за земной поверхностью. Что-то делать дополнительно, на мой взгляд, ни к чему. Если говорить о связи, то наши геостационарные спутники покрывают большую часть арктических районов — выпадает небольшой круг непосредственно у полюса. Но там нет никого, кроме медведей.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBrQY7
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/arenda/manipulyator/tag/bezvoditelya/, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer