Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дубай-2015: аэрошоу на фоне войны


20 ноября 2015 года Владимир Щербаков, Независимое военное обозрение


Международная авиационная выставка Dubai Airshow, проходившая в первой половине ноября в Дубае – столице одноименного эмирата в составе ОАЭ, словно в зеркале отразила все события общемирового значения, которые сотрясают планету в последние годы. Это и грандиозный экономический кризис, затронувший и развитые, и развивающиеся страны мира (в итоге совокупная стоимость заключенных на выставке контрактов оказалась в несколько раз меньше, чем в 2013 году), и радикальное падение цен на нефть (Объединенные Арабские Эмираты – одно из тех государств, значительная доля государственных доходов которых формируется за счет выручки от экспорта нефти и нефтепродуктов), и крупномасштабные военные действия, развернувшиеся в Сирии и Ираке, с одной стороны, и в Йемене – с другой.

В последней войне армия ОАЭ принимает самое непосредственное участие – буквально накануне открытия выставки домой из Йемена вернулся воинский контингент. Страна встречала своих солдат как героев, не менее пышными были и похороны тех, кто погиб «в борьбе с террористами» (все сегодня борются с террористами, но только те почему-то – живее всех живых и постоянно только набирают силу).
 
Поэтому не удивительно, что важное внимание на авиасалоне было уделено военной тематике. Да и контрактов на покупку вооружений и военной техники, осуществление модернизации уже стоящих на вооружении образцов и закупку боеприпасов и средств поражения различных классов и типов для пополнения пустеющих в ходе упомянутых войн арсеналов было заключено в ходе выставки немало.
 
Один из крупнейших – контракт, подписанный ВВС ОАЭ на поставку двух самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, создаваемых на базе самолета Global 6000 канадской компании «Бомбардье» и модернизированного специального радиотехнического комплекса шведской разработки, а также модернизацию двух самолетов аналогичного класса Saab-340, оснащенных радиотехническим комплексом «Эриай» шведской компании «Сааб». Стоимость контракта, заключенного в первый же день выставки, – 1,27 млрд долл. В тендере предположительно принимали участие также американские компании «Нортроп Грумман» и «Боинг».
 
Уже после завершения работы дубайской выставки стало известно, что Соединенные Штаты одобрили запрос на поставку Саудовской Аравии нескольких тысяч авиабомб различных типов, включая управляемые и корректируемые, на просто фантастическую сумму – 1,29 млрд долл.! В список поставки также включены и специальные комплекты, благодаря которым обычные авиабомбы «легким движением руки» будут превращаться в «умные». А ранее Эр-Рияду были обещаны поставки зенитных управляемых ракет к комплексам «Пэтриот» РАС-3 на 5,4 млрд долл. и модифицированных литоральных боевых кораблей на сумму около 11,25 млрд долл. Вероятно, не в последнюю очередь именно поэтому на авиационной выставке на стенде корпорации «Локхид Мартин» присутствовала экспозиция по этим кораблям, а также по их дальнейшему развитию – многоцелевому кораблю типа MSC, созданному для зарубежных заказчиков на базе ЛБК типа «Фридом».
 
Внесла свой вклад в повышение боевого потенциала ВС ОАЭ и Россия. В той же операции в Йемене принимали активное участие боевые машины пехоты БМП-3. Охрану ближнего рубежа от различных авиационных средств поражения обеспечивают российские зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1». В случае заинтересованности со стороны ОАЭ и других стран региона Россия готова в сжатые сроки поставить им различные вертолеты, самолеты, ракетно-артиллерийское вооружение и новейшие средства противовоздушной и противоракетной обороны.
 
«Сейчас на Ближнем Востоке наблюдается всплеск интереса к вооружению и военной технике российского производства. Отечественное оружие сделано не для парадов, а для решения самых сложных боевых задач в тяжелых климатических условиях, – подчеркивает советник генерального директора ОАО «Рособоронэкспорт» Михаил Завалий, возглавлявший делегацию компании на выставке в Дубае. – Поэтому логично, что в связи со сложившейся нестабильной ситуацией в регионе к нам обращаются за надежными и проверенными средствами для защиты национальной безопасности и суверенитета».
 
Правда, надо быть готовыми к тому, что нам здесь будут оказывать конкуренцию. Помогать нам никто здесь не будет. Вот, к примеру, какая ситуация возникла в первый день работы авиасалона.
 
Во время традиционного официального обхода экспозиции выставки вице-президент и премьер-министр ОАЭ, а также правитель эмирата Дубай шейх Мухаммед бен Рашид аль Мактум, кстати, задержавшийся у американцев более получаса, оказался в районе российских стендов. Шейх стремительно прошел мимо них, сделав лишь короткую остановку для рукопожатия, но напротив выставленной на стенде Объединенной авиастроительной корпорации модели перспективного многоцелевого истребителя (российско-индийский вариант истребителя 5-го поколения) он вдруг замедлил свой шаг.
 
Взгляд, до того с некоторой прохладой скользивший по многочисленным экспонатам и моделям (действительно, чего правитель Дубая не видел за многочисленные выставки, которые он открывал и таким же образом обходил), вдруг загорелся (могу утверждать это со всей определенностью, поскольку в тот момент я оказался как раз между правителем Дубая и макетом ПМИ). Не совсем понятно почему: то ли модель ПМИ его действительно так сильно заинтересовала своими непривычными для современных боевых машин обводами, то ли он увидел в самолете сходство с заокеанским истребителем F-22 «Раптор», о котором ему наверняка долго рассказывали во время посещения американской экспозиции. Казалось, еще немного – и премьер ОАЭ окажется гостем российских авиастроителей. Но не тут-то было. Один из сопровождавших шейха официальных лиц «подсказал» ему, что далее надо повернуть направо, и увел его в сторону от российского стенда…
 
АМБИЦИОЗНЫЕ ПЛАНЫ И ШИРОКИЙ ВЫБОР ОРУЖИЯ
 
А ведь российским разработчикам вооружений и военной техники было что показать. Не говоря уже о том, что сами за себя уже более месяца «говорят» в Сирии наши новейшие истребители-бомбардировщики Су-34 и различные высокоточные средства поражения авиационного и морского базирования.
 
Россияне привезли в солнечный Дубай многочисленные макеты и рекламно-выставочные материалы по боевым самолетам и вертолетам (Су-35, МиГ-29М/М2, Як-130, Ка-52, Ми-35М, Ми-28НЭ и многочисленное семейство «восьмерок»), средствам ПВО и ПРО (системы С-400, комплексы семейств «Бук» и «Тор», различные радиолокационные средства и пр.), авиационным и иным средствам поражения, различным оптико-электронным средствам для самолетов и вертолетов и бортовым комплексам обороны и пр. Были представлены также образцы гражданской продукции – гражданские авиалайнеры и вертолеты, продукция отечественной космической промышленности и пр.
 
Особо следует отметить уникальную разработку специалистов «Рособоронэкспорта» – мультимедийный комплекс, который позволил превратить стенд компании в виртуальную «базу данных» по предлагаемому инозаказчикам вооружению и военной технике, отличающуюся интуитивно понятным и информативно емким интерфейсом. В значительной степени именно этот комплекс, позволяющий специалисту и просто любителю быстро, но в то же время детально ознакомиться с рядом образцов российской авиатехники, не давал возможности специалистам компании отдохнуть от буквально штурмовавших экспозицию посетителей.
 
Единственный недостаток российского участия в этом году – отсутствие натурных образцов авиационной техники военного назначения и средств поражения, что привело к засилью западных вооружений в павильонной и открытой частях экспозиции. Конечно, это затратно, но зато чрезвычайно эффективно: демонстрация того же Су-34, как представляется, вызвала бы повышенный интерес со стороны потенциальных заказчиков. И тогда, вполне вероятно, что план по продажам и поставкам продукции военного и двойного назначения, установленный «Рособоронэкспорту» на текущий год и перспективный период, был бы существенно превзойден.
 
Кстати, как заявил на выставке глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, по итогам этого года «Рособоронэкспорт», как единственный госпосредник в области экспорта и импорта всего спектра конечной продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения, должен поставить различных вооружений, военной и специальной техники на сумму 12,5 млрд долл. «Надеемся, что будет чуть больше», – отметил при этом Сергей Чемезов. Вполне вероятно, что так и будет, учитывая рост напряженности в странах Ближнего и Среднего Востока, а также других регионах мира и соответственно резкий рост интереса к российскому оружию.
 
У КАЖДОГО СВОЕ «ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
 
Впрочем, расслабляться российским оборонщикам совершенно не стоит. Ведь на международный рынок оружия в последнее время вышли совершенно новые игроки – из тех, что раньше наоборот занимали верхние строчки рейтинга самых активных его покупателей.
 
В частности, серьезную конкуренцию России и странам Запада на рынках вооружений стран Ближнего и Среднего Востока готов составить Китай, который еще не так давно являлся «нетто»-получателем современных вооружений, а в последние годы все чаще выступающий в роли их продавца. В частности, на выставке в Дубае стенд авиастроителей из Поднебесной был одним из самых крупных. Более того, впервые за пределами Китая был представлен перспективный авиационный комплекс пятого поколения – многоцелевой истребитель FC-31 (местное обозначение – J-31).
 
Данная машина, разработанная специалистами корпорации AVIC, первоначально рассматривалась Пекином исключительно для поставок на экспорт, что делало ее фактически прямым конкурентом американскому F-35 и российско-индийскому ПМИ. Однако на выставке стало известно, что разработчик уже «ведет переговоры» и с командованием ВВС НОАК. Поднять свой «Кречет» (такое название получил FC-31) в воздух в серийном варианте – прототип с российскими двигателями уже летает – китайцы планируют не позднее 2019 года, основу его вооружения составят управляемые ракеты класса «воздух–воздух» PL-9 и SD-10A, а также высокоточные авиабомбы малого калибра. Предположительно в единственном внутреннем отсеке вооружения может быть размещено до 2000 кг полезной нагрузки, а на внешней подвеске – до 6000 кг.
 
Зато в рамках работы дубайского авиасалона китайские авиастроители добились успеха по другой программе – вместе со своими пакистанскими коллегами они подписали с неназванным заказчиком контракт на поставку легких многоцелевых истребителей JF-17, совместно разработанных Китаем и Пакистаном и поступивших на вооружение ВВС последнего. Представители китайской компании заявляют о наличии и других потенциальных заказчиков, активно присматривающихся к данной машине.
 
НАСЛЕДИЕ ГАГАРИНА
 
Осматривая выставленные на статической экспозиции легкомоторный самолет и небольшой вертолет одной суданской авиастроительной компании, довелось перекинуться парой фраз с ее представителем. После обсуждения ряда технических деталей представленной авиатехники (все же суданский авиапром – экзотика, мимо которой просто нельзя пройти), представитель компании традиционно задал мне вопрос: «А откуда вы?». «Из России», – также буднично ответил я. «О! Россия! Юрий Гагарин! Великая страна! Великий человек!» – в глазах читалось неподдельное восхищение…
 
Гагарин и все, кто обеспечил возможность его полета в космос, не только качественно сделали свою работу и выполнили свой долг. Они все вывели нашу страну в мировые лидеры, заставили видеть в ней не просто «самое большое по площади территории государство», а настоящего законодателя мод в таких высокотехнологичных областях, как космонавтика, и того, кто возглавил поход всего человечества в темные просторы Вселенной.
 
И мы, и российская космонавтика, в частности, живем на этом, советском наследии вот уже без малого четверть века. Будем надеяться, что еще через полвека в других странах мира будут вспоминать не только Советский Союз и Юрия Гагарина, но и современную Россию с ее достижениями. А какими они будут и будут ли они вообще, чтобы о них вспоминать, – это уже зависит от нас с вами.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBpnQD
Смотрите: http://courier.youdo.com/food-delivery/, варианты >>
Здесь http://perevozki.youdo.com/passenger/, подробнее тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer