Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сирийский полигон: какое оружие Россия впервые применила в Сирии


19 ноября 2015 года Максим Солопов, РБК


Война в Сирии стала испытанием новейшего российского оружия: крылатых ракет, ракетных катеров, подлодок, дронов и бомбардировщиков. РБК изучил, какие новинки продемонстрировали российские военные за два месяца операции.

Последние атаки российских стратегических бомбардировщиков стали демонстрацией возможностей авиации дальнего действия России, отмечают эксперты британского военно-аналитического издания Jane’s Information Group. 18 ноября Россия впервые в истории применила в боевых действиях новейшую крылатую ракету Х-101. Это оружие эксперты Jane’s опознали на видео об ударах ВКС России по целям в Сирии, опубликованном Министерством обороны. В официальных сообщениях и на канале Минобороны в YouTube название ракет не упоминалось, однако опубликованный военными ролик называется «Нанесение высокоточного удара новейшей крылатой ракетой с борта Ту-160».

Ракета Х-101 должна была быть принята на вооружение стратегической авиации в 2013 году, писала газета «Известия» со ссылкой на источник в ВВС России. По его словам, контрольные стрельбы продемонстрировали, что радиус отклонения ракеты от цели не превышает 10 м при пуске с 10 тыс. км (у предшественницы Х-101 — ракеты Х-555 — 25–30 м). ВВС США приняли на вооружение первые высокоточные крылатые ракеты воздушного базирования еще в 1980-е годы, однако в СССР и России рассчитывали на применение стратегической авиацией в основном ракет с ядерной боеголовкой, когда отклонение 50–100 м не имело большого значения, отмечал собеседник издания. Новые ракеты изначально рассчитывались для высокоточных ударов, в том числе по террористическим базам в глубоком тылу противника, без риска для жизни пилотов.

Масса боевой части Х-101 — до 400 кг. Существует и ее вариант, оснащенный ядерной боеголовкой, получивший индекс Х-102. Ракеты разработаны машиностроительным конструкторским бюро «Радуга» (входит в ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»).

Американский аналог Х-101 — крылатая ракета большой дальности AGM-129. Она тоже оснащена как спутниковой навигационной системой (GPS), так и инерциальной. Дальность применения американской ракеты гораздо меньше, чем у российской, и составляет чуть более 3 тыс. км. Запускать AGM-129 можно только с тяжелого бомбардировщика B-52.

За день до применения Х-101, 17 ноября, Воздушно-космические силы России впервые задействовали в реальных боевых действиях стратегические ракетоносцы, включая Ту-160. Это самый крупный в мире сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, имеющий наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлетную массу.

На официальном сайте разработчика ПАО «Туполев» указаны основные характеристики Ту-160: максимальная скорость — 1800 км/ч, практический потолок — 15 км, максимальная взлетная масса — 275 т, размах крыла при стреловидности 20° — 55,7 м.

Среди летчиков он получил прозвище «Белый лебедь». Помимо Х-101, у него на вооружении ракеты предыдущих поколений, в частности Х-555.

Об участии Ту-160 в ударах по запрещенному в России «Исламскому государству» доложил президенту министр обороны Сергей Шойгу. «В уничтожении бандформирований наряду с оперативно-тактической авиацией, действующей с аэродрома Хмеймим, дополнительно с российской территории привлечены самолеты Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 дальней авиации», — сказал Шойгу. По его словам, стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС произвели пуски 34 крылатых ракет воздушного базирования по целям боевиков. Командование Военно-воздушных сил США и других стран коалиции было заблаговременно проинформировано о нанесении новых ударов российскими ВКС, подчеркнул начальник Генштаба ВС Валерий Герасимов.

«Калибр», «Буян» и «Варшавянка»

17 ноября российская дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону», совершающая переход с Северного флота в Новороссийск, ударила по целям в окрестностях сирийского города Ракка, «столицы» запрещенного в России «Исламского государства», расcказал РБК источник, близкий к Минобороны. Военный эксперт Виктор Мураховский рассказал РБК, что 17 ноября опознал обломки ракет «Калибр» на свежих фотографиях, опубликованных боевиками. При этом, по его словам, в Средиземном море у России нет надводных судов, оснащенных «Калибрами». Из этого эксперт сделал вывод о достоверности информации про пуск ракеты с подлодки.

Пуск с ДПЛ «Ростов-на-Дону» стал первым случаем применения запущенных с подводной лодки крылатых ракет по объектам реального противника в истории Вооруженных сил России, подчеркнул собеседник РБК.

Официальных подтверждений новой атаки на ИГ крылатыми ракетами морского базирования из Москвы не было. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не стал комментировать пуск «Калибра» с подводной лодки. Первыми о запуске российских ракет со Средиземного моря по Ракке сообщило французское издание Le Monde со ссылкой на Минобороны Франции. Агентство Reuters со ссылкой на информацию официальных лиц в США отметило, что Россия предупредила американскую сторону об одновременных ударах крылатыми ракетами морского базирования и со стратегических бомбардировщиков. Позже информацию о морских пусках РБК подтвердил собеседник, близкий к Кремлю, и еще один источник в Минобороны. Военный эксперт Виктор Мураховский считает, что Минобороны не стало обнародовать информацию о пусках крылатых ракет с подлодки из соображений повышенной секретности всего, что связано с перемещением подводных лодок.

Первая субмарина проекта 636.3 «Новороссийск» сошла на воду в конце 2014 года. Только в сентябре 2015 года она завершила межфлотский переход с севера, где проводились ее испытания после постройки. До конца года помимо «Новороссийска» и «Ростова-на-Дону» в Черном море появится также третья подлодка этого типа — «Старый Оскол». Новые субмарины войдут в состав сформированной в марте 2015 года 4-й отдельной бригады подводных лодок в Новороссийске.

Подлодки проекта 636.3 относятся к третьему поколению субмарин и считаются одними из самых малошумных в мире. Скорость их подводного хода составляет 20 узлов, предельная глубина погружения — 300 м, автономность плавания — 45 суток, экипаж — 52 человека, подводное водоизмещение — около 4 тыс. т. Все они спроектированы для оснащения комплексом ракет «Калибр».

Впервые ракеты «Калибр» были использованы для атаки на ИГ 7 октября. Тогда четыре корабля Каспийской флотилии выполнили 26 пусков крылатых ракет «Калибр» по позициям боевиков запрещенного в России «Исламского государства». Это стало первым боевым применением таких ракет. О результатах удара министр обороны Сергей Шойгу доложил на встрече с российским лидером, которую демонстрировали все государственные телеканалы.

Удары наносили специально созданные под «Калибр» малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М» из состава Каспийской флотилии. Командовавший в 2012 году Каспийской флотилией контр-адмирал Сергей Алекминский ранее заявлял, что дальность ударов «Калибра» по наземным целям достигает 2,6 тыс. км. Каждый корабль несет восемь таких ракет.

Первый контракт на строительство трех кораблей проекта «Буян-М» Минобороны и Объединенная судостроительная корпорация согласовали только в мае 2010 года. Головной корабль первой серии «Град Свияжск» был передан Каспийской флотилии в июле 2014 года. 16 ноября 2015 года пресс-служба Черноморского флота сообщила, что в Новороссийской военно-морской базе успешно завершились ходовые испытания новейших кораблей проекта «Буян-М» «Серпухов» и «Зеленый Дол», информировал штаб Черноморского флота. Согласно сообщению пресс-службы флота, корабли войдут в состав бригады ракетных катеров Черноморского флота в ближайшее время.

«Утята» и дроны

Самый современный российский самолет, участвующий в операции в небе над Сирией, — Су-34. Это истребитель-бомбардировщик четвертого поколения, способный бороться с наземными и воздушными целями. Он также классифицируется как фронтовой бомбардировщик, способный наносить точные удары не только в тактической, но и в оперативной глубине территории противника, говорится на сайте Минобороны. Официально он принят на вооружение только в 2014 году, но, по данным «Военно-промышленного курьера», использовался уже в войне с Грузией в 2008 году, якобы выведя из строя грузинскую РЛС, частично «ослепив» ПВО противника.

Официально признанным первым применением этих машин в боевых действиях стала военная компания ВКС в Сирии. На российской авиабазе в Латакии, по данным сирийских авиаблогов, замечено шесть подобных машин. Из-за характерной приплюснутой формы носовой части фюзеляжа летчики дали Су-34 прозвище «Утенок».

Среди достоинств этого самолета — высокая маневренность на низких высотах, титановая кабина, защищающая экипаж из двух пилотов, современное навигационное, прицельное оборудование и радар. Су-34 развивает скорость до 1900 км/ч. Максимальная дальность — 4,5 тыс. км без дозаправки, потолок — более 14 тыс. м над уровнем моря. 12 точек подвески позволяют Су-34 нести до 8 т боеприпасов. По официальным сообщениям Минобороны, в Сирии Су-34 использует корректируемые 500-килограммовые бомбы КАБ-500 и ракеты Х-29Л с лазерным наведением.

Сирийская кампания для российской армии стала первым опытом масштабного применения дронов. По словам официального представителя Минобороны Игоря Конашенкова, они ведут разведку круглосуточно.

Перед самым началом операции в Сирии, 29 сентября, Минобороны сообщило о планах по подготовке до конца 2015 года более 1100 специалистов для рот беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Государственном центре беспилотной авиации Минобороны.

Всего в течение 2015 года Государственный центр беспилотной авиации Министерства обороны Российской Федерации подготовит более 1100 военнослужащих — специалистов по применению комплексов с БПЛА.

К началу войны в Сирии 700 из них уже получили свидетельства о завершении обучения.

Один из самых массовых российских дронов «Орлан-10», предназначенный для ведения наблюдения за наземными объектами, в том числе в сложных погодных условиях, используется с 2010 года. Разработан российским предприятием «Специальный технологический центр». Предназначен в том числе для проведения поисковых и ремонтных работ. Украинские военные несколько раз сообщали о дронах этой модели, сбитых над зоной АТО в 2014 году. Может применяться на расстоянии до 120 км от станции управления, максимальная длительность полета — 16 часов.

Разведывательный беспилотный аппарат «Элерон-3СВ» еще в июле, до официального начала военной кампании России в Сирии, был сбит местными повстанцами, которые опубликовали на своих сайтах изображения разбившегося современного российского дрона. Последний оказался оборудован камерой японской корпорации Olympus. На сайте разработчика «Элерона» ЗАО «Эникс» указано, что аппарат оборудован также тепловизором, системой навигации на основе ГЛОНАСС, способен подниматься на высоту от 50 до 5 тыс. м. Продолжительность полета — 2 часа, скорость — 70–130 км/ч. На вооружение российских военных эти аппараты поступили в первом полугодии 2015 года.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer