Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сирийский полигон: какое оружие Россия впервые применила в Сирии


19 ноября 2015 года Максим Солопов, РБК


Война в Сирии стала испытанием новейшего российского оружия: крылатых ракет, ракетных катеров, подлодок, дронов и бомбардировщиков. РБК изучил, какие новинки продемонстрировали российские военные за два месяца операции.

Последние атаки российских стратегических бомбардировщиков стали демонстрацией возможностей авиации дальнего действия России, отмечают эксперты британского военно-аналитического издания Jane’s Information Group. 18 ноября Россия впервые в истории применила в боевых действиях новейшую крылатую ракету Х-101. Это оружие эксперты Jane’s опознали на видео об ударах ВКС России по целям в Сирии, опубликованном Министерством обороны. В официальных сообщениях и на канале Минобороны в YouTube название ракет не упоминалось, однако опубликованный военными ролик называется «Нанесение высокоточного удара новейшей крылатой ракетой с борта Ту-160».

Ракета Х-101 должна была быть принята на вооружение стратегической авиации в 2013 году, писала газета «Известия» со ссылкой на источник в ВВС России. По его словам, контрольные стрельбы продемонстрировали, что радиус отклонения ракеты от цели не превышает 10 м при пуске с 10 тыс. км (у предшественницы Х-101 — ракеты Х-555 — 25–30 м). ВВС США приняли на вооружение первые высокоточные крылатые ракеты воздушного базирования еще в 1980-е годы, однако в СССР и России рассчитывали на применение стратегической авиацией в основном ракет с ядерной боеголовкой, когда отклонение 50–100 м не имело большого значения, отмечал собеседник издания. Новые ракеты изначально рассчитывались для высокоточных ударов, в том числе по террористическим базам в глубоком тылу противника, без риска для жизни пилотов.

Масса боевой части Х-101 — до 400 кг. Существует и ее вариант, оснащенный ядерной боеголовкой, получивший индекс Х-102. Ракеты разработаны машиностроительным конструкторским бюро «Радуга» (входит в ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»).

Американский аналог Х-101 — крылатая ракета большой дальности AGM-129. Она тоже оснащена как спутниковой навигационной системой (GPS), так и инерциальной. Дальность применения американской ракеты гораздо меньше, чем у российской, и составляет чуть более 3 тыс. км. Запускать AGM-129 можно только с тяжелого бомбардировщика B-52.

За день до применения Х-101, 17 ноября, Воздушно-космические силы России впервые задействовали в реальных боевых действиях стратегические ракетоносцы, включая Ту-160. Это самый крупный в мире сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, имеющий наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлетную массу.

На официальном сайте разработчика ПАО «Туполев» указаны основные характеристики Ту-160: максимальная скорость — 1800 км/ч, практический потолок — 15 км, максимальная взлетная масса — 275 т, размах крыла при стреловидности 20° — 55,7 м.

Среди летчиков он получил прозвище «Белый лебедь». Помимо Х-101, у него на вооружении ракеты предыдущих поколений, в частности Х-555.

Об участии Ту-160 в ударах по запрещенному в России «Исламскому государству» доложил президенту министр обороны Сергей Шойгу. «В уничтожении бандформирований наряду с оперативно-тактической авиацией, действующей с аэродрома Хмеймим, дополнительно с российской территории привлечены самолеты Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 дальней авиации», — сказал Шойгу. По его словам, стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС произвели пуски 34 крылатых ракет воздушного базирования по целям боевиков. Командование Военно-воздушных сил США и других стран коалиции было заблаговременно проинформировано о нанесении новых ударов российскими ВКС, подчеркнул начальник Генштаба ВС Валерий Герасимов.

«Калибр», «Буян» и «Варшавянка»

17 ноября российская дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону», совершающая переход с Северного флота в Новороссийск, ударила по целям в окрестностях сирийского города Ракка, «столицы» запрещенного в России «Исламского государства», расcказал РБК источник, близкий к Минобороны. Военный эксперт Виктор Мураховский рассказал РБК, что 17 ноября опознал обломки ракет «Калибр» на свежих фотографиях, опубликованных боевиками. При этом, по его словам, в Средиземном море у России нет надводных судов, оснащенных «Калибрами». Из этого эксперт сделал вывод о достоверности информации про пуск ракеты с подлодки.

Пуск с ДПЛ «Ростов-на-Дону» стал первым случаем применения запущенных с подводной лодки крылатых ракет по объектам реального противника в истории Вооруженных сил России, подчеркнул собеседник РБК.

Официальных подтверждений новой атаки на ИГ крылатыми ракетами морского базирования из Москвы не было. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не стал комментировать пуск «Калибра» с подводной лодки. Первыми о запуске российских ракет со Средиземного моря по Ракке сообщило французское издание Le Monde со ссылкой на Минобороны Франции. Агентство Reuters со ссылкой на информацию официальных лиц в США отметило, что Россия предупредила американскую сторону об одновременных ударах крылатыми ракетами морского базирования и со стратегических бомбардировщиков. Позже информацию о морских пусках РБК подтвердил собеседник, близкий к Кремлю, и еще один источник в Минобороны. Военный эксперт Виктор Мураховский считает, что Минобороны не стало обнародовать информацию о пусках крылатых ракет с подлодки из соображений повышенной секретности всего, что связано с перемещением подводных лодок.

Первая субмарина проекта 636.3 «Новороссийск» сошла на воду в конце 2014 года. Только в сентябре 2015 года она завершила межфлотский переход с севера, где проводились ее испытания после постройки. До конца года помимо «Новороссийска» и «Ростова-на-Дону» в Черном море появится также третья подлодка этого типа — «Старый Оскол». Новые субмарины войдут в состав сформированной в марте 2015 года 4-й отдельной бригады подводных лодок в Новороссийске.

Подлодки проекта 636.3 относятся к третьему поколению субмарин и считаются одними из самых малошумных в мире. Скорость их подводного хода составляет 20 узлов, предельная глубина погружения — 300 м, автономность плавания — 45 суток, экипаж — 52 человека, подводное водоизмещение — около 4 тыс. т. Все они спроектированы для оснащения комплексом ракет «Калибр».

Впервые ракеты «Калибр» были использованы для атаки на ИГ 7 октября. Тогда четыре корабля Каспийской флотилии выполнили 26 пусков крылатых ракет «Калибр» по позициям боевиков запрещенного в России «Исламского государства». Это стало первым боевым применением таких ракет. О результатах удара министр обороны Сергей Шойгу доложил на встрече с российским лидером, которую демонстрировали все государственные телеканалы.

Удары наносили специально созданные под «Калибр» малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М» из состава Каспийской флотилии. Командовавший в 2012 году Каспийской флотилией контр-адмирал Сергей Алекминский ранее заявлял, что дальность ударов «Калибра» по наземным целям достигает 2,6 тыс. км. Каждый корабль несет восемь таких ракет.

Первый контракт на строительство трех кораблей проекта «Буян-М» Минобороны и Объединенная судостроительная корпорация согласовали только в мае 2010 года. Головной корабль первой серии «Град Свияжск» был передан Каспийской флотилии в июле 2014 года. 16 ноября 2015 года пресс-служба Черноморского флота сообщила, что в Новороссийской военно-морской базе успешно завершились ходовые испытания новейших кораблей проекта «Буян-М» «Серпухов» и «Зеленый Дол», информировал штаб Черноморского флота. Согласно сообщению пресс-службы флота, корабли войдут в состав бригады ракетных катеров Черноморского флота в ближайшее время.

«Утята» и дроны

Самый современный российский самолет, участвующий в операции в небе над Сирией, — Су-34. Это истребитель-бомбардировщик четвертого поколения, способный бороться с наземными и воздушными целями. Он также классифицируется как фронтовой бомбардировщик, способный наносить точные удары не только в тактической, но и в оперативной глубине территории противника, говорится на сайте Минобороны. Официально он принят на вооружение только в 2014 году, но, по данным «Военно-промышленного курьера», использовался уже в войне с Грузией в 2008 году, якобы выведя из строя грузинскую РЛС, частично «ослепив» ПВО противника.

Официально признанным первым применением этих машин в боевых действиях стала военная компания ВКС в Сирии. На российской авиабазе в Латакии, по данным сирийских авиаблогов, замечено шесть подобных машин. Из-за характерной приплюснутой формы носовой части фюзеляжа летчики дали Су-34 прозвище «Утенок».

Среди достоинств этого самолета — высокая маневренность на низких высотах, титановая кабина, защищающая экипаж из двух пилотов, современное навигационное, прицельное оборудование и радар. Су-34 развивает скорость до 1900 км/ч. Максимальная дальность — 4,5 тыс. км без дозаправки, потолок — более 14 тыс. м над уровнем моря. 12 точек подвески позволяют Су-34 нести до 8 т боеприпасов. По официальным сообщениям Минобороны, в Сирии Су-34 использует корректируемые 500-килограммовые бомбы КАБ-500 и ракеты Х-29Л с лазерным наведением.

Сирийская кампания для российской армии стала первым опытом масштабного применения дронов. По словам официального представителя Минобороны Игоря Конашенкова, они ведут разведку круглосуточно.

Перед самым началом операции в Сирии, 29 сентября, Минобороны сообщило о планах по подготовке до конца 2015 года более 1100 специалистов для рот беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Государственном центре беспилотной авиации Минобороны.

Всего в течение 2015 года Государственный центр беспилотной авиации Министерства обороны Российской Федерации подготовит более 1100 военнослужащих — специалистов по применению комплексов с БПЛА.

К началу войны в Сирии 700 из них уже получили свидетельства о завершении обучения.

Один из самых массовых российских дронов «Орлан-10», предназначенный для ведения наблюдения за наземными объектами, в том числе в сложных погодных условиях, используется с 2010 года. Разработан российским предприятием «Специальный технологический центр». Предназначен в том числе для проведения поисковых и ремонтных работ. Украинские военные несколько раз сообщали о дронах этой модели, сбитых над зоной АТО в 2014 году. Может применяться на расстоянии до 120 км от станции управления, максимальная длительность полета — 16 часов.

Разведывательный беспилотный аппарат «Элерон-3СВ» еще в июле, до официального начала военной кампании России в Сирии, был сбит местными повстанцами, которые опубликовали на своих сайтах изображения разбившегося современного российского дрона. Последний оказался оборудован камерой японской корпорации Olympus. На сайте разработчика «Элерона» ЗАО «Эникс» указано, что аппарат оборудован также тепловизором, системой навигации на основе ГЛОНАСС, способен подниматься на высоту от 50 до 5 тыс. м. Продолжительность полета — 2 часа, скорость — 70–130 км/ч. На вооружение российских военных эти аппараты поступили в первом полугодии 2015 года.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга



Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer