Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пограничные случаи: как сбивали самолеты за вторжение в чужое небо


24 ноября 2015 года Георгий Макаренко, РБК


Россия и Турция подтвердили, что бомбардировщик Су-24 был сбит на сирийско-турецкой границе. История подобных инцидентов показывает, что обе вовлеченные стороны в таких ситуациях пытаются избежать эскалации конфликта.

Сообщение о крушении военного самолета на Ближнем Востоке пришло утром во вторник, 24 ноября. Минобороны Турции и России подтверждают факт падения российского бомбардировщика Су-24, но каждая из сторон по-разному описывает обстоятельства происшествия.

По версии Анкары, самолет нарушил воздушное пространство Турции, о чем пилотов предупредили несколько раз подряд. В результате в воздух были подняты истребители F-16, которые и сбили российский бомбардировщик. Кроме того, как передает CNN Türk, один из пилотов погиб, другой захвачен в плен сирийскими туркменами.

Москва, напротив, утверждает, что бомбардировщик Су-24 ВВС России не нарушал воздушного пространства Турции, а был сбит (предположительно с земли) над территорией Сирии. О судьбе пилотов Минобороны России ничего не сообщает, за исключением того, что они, по предварительным данным, катапультировались из падающего самолета.

Безвоздушное пространство

За четыре с лишним года гражданской войны в Сирии это не первый инцидент, связанный с нарушением воздушного пространства, повлекший трагические последствия. Так, в июне 2012 года сирийская армия сбила разведывательный самолет F-4 ВВС Турции в прибрежной зоне Средиземного моря, после нарушения воздушной границы над сирийскими территориальными водами. Оба пилота погибли, и тела их были найдены в ходе совместных поисков сирийских и турецких ВМС.

Тогда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что «возмущен» сирийским решением сбить самолет, который, по его словам, выполнял учебную миссию. «Краткосрочное нарушение [воздушной] границы никогда не может быть поводом для атаки», — цитировала его Би-би-си. Сирия, заявил он, — «очевидная угроза» для Турции. Однако немедленных мер реагирования Анкара тогда не приняла: Эрдоган объявил, что Турция будет придерживаться позиции «здравого смысла», которую, однако, «не стоит воспринимать как слабость». В декабре 2012 совет НАТО принял решение об усилении сил ПВО Турции в этом районе: по две батареи ЗРК Patriot предоставили США, Германия и Нидерланды.

Впоследствии же телеканал Al Arabiya обнародовал документы, которые якобы доказывают причастность к крушению самолета российских специалистов и утверждали, что турецкие пилоты были захвачены живыми, и затем тайно казнены. «Основываясь на информации и указаниях российского руководства, [есть представление о] необходимости уничтожения двух турецких пилотов, задержанных подразделением спецопераций», — говорится в одном из документов. Летчики должны были быть умерщвлены «естественным образом», а их тела — возвращены на место катастрофы самолета в международных водах, указывается там же. Ни Турция, ни Сирия аутентичность документов не признавала.

Уже осенью 2012 года, когда участились столкновения между сирийскими войсками и вооруженной оппозицией на границе с Турцией и снаряды стали залетать на турецкую территорию, Анкара предприняла несколько бомбардировок сирийских позиций. В сентябре 2013 года турецкие ВВС сбили сирийский вертолет Ми-17, оказавшийся в воздушном пространстве страны. В марте 2014 года они сбили один из двух истребителей МиГ-23, которые проводили облет позиций повстанцев невдалеке от турецкой границы, — одна из машин пересекла воздушное пространство Турции. Пилот катапультировался и был спасен.

В 2015 году произошло два серьезных инцидента: в мае Турция сбила с земли беспилотный самолет-разведчик иранского производства, на 11 км залетевший внутрь ее территории. В середине октября, уже после начала операции ВВС России в Сирии, турецкий F-16 сбил беспилотник уже российского производства, залетевший на 3 км в глубь Турции. Несмотря на намеки Анкары и Вашингтона, Москва отрицала, что этот БПЛА принадлежал российской армии. В итоге премьер Турции Ахмет Давутоглу заявил, что хоть аппарат и был российского производства, но мог принадлежать как сирийским властям, так и курдским повстанцам.

Без последствий

С момента окончания «холодной войны» страны, формально не находящиеся в состоянии войны, неоднократно уничтожали над своей территорией военные самолеты друг друга. Например, в апреле 1992 года группа из нескольких истребителей-бомбардировщиков F-4 ВВС Ирана нарушила воздушное пространство Ирака, чтобы обстрелять с воздуха лагерь иранской оппозиции. Один из самолетов был сбит иракскими ПВО. В 1980-1988 годах две страны вели войну, которая унесла жизни не менее 250 тыс. человек, но несмотря на то, что иницдент в воздухе стал крупнейшим за четыре года нарушением перемирия между странами, возобновления боевых действий не последовало.

В октябре 1996 года турецкий F-16 потерпел крушение в Эгейском море недалеко от греческого острова Самос (вплотную примыкает к территориальным водам Турции) во время выполнения тренировочного полета. Один из пилотов погиб, другой был спасен греческими военными. Инцидент произошел в период очередного обострения территориального спора вокруг Эгейских островов, но Афины и Анкара объявили о том, что крушение истребителя стало несчастным случаем. Семь лет спустя турецкий адмирал заявил, что в действительности F-16 был сбит ракетой «воздух-воздух» с греческого самолета. Афины подтвердить новые сообщения отказались.

В феврале 2009 года американские войска обнаружили и сбили иранский беспилотник-разведчик, курсировавший над территорией соседнего Ирака. По словам представителя Пентагона, ранее Вашингтон уже обвинял Тегеран в нарушении воздушного пространства Ирака, но иранцы отвергали все обвинения, называя нарушения случайными. «Теперь же ясно, что это не является случайностью или совпадением, — заявил подполковник Марк Баллестерос. — Ведь дрон более часа находился внутри границ Ирака». Никаких действий, направленных против  Ирана, за этим инцидентом не последовало. 



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer