Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Слишком много вопросов


26 ноября 2015 года Илья Крамник, Lenta.ru


Сбитый 24 ноября 2015 года близ турецко-сирийской границы Су-24М российских ВВС уже вызвал один из крупнейших международных кризисов последних лет. Обстоятельства перехвата самолета и последующие события показывают, что, возможно, Турция шла на обострение намеренно.

Время, место, обстоятельства

Фронтовой бомбардировщик Су-24М б/н 44 Воздушно-космических сил России, совершавший вылет в составе пары с задачей бомбового удара по базе террористов был атакован парой истребителей F-16 ВВС Турции и сбит ракетой «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения в 10:24 по московскому времени 24.11.2015.

Официальное сообщение на сайте турецкого Генштаба гласило, что ВВС страны уничтожили самолет, вторгшийся в воздушное пространство Турции после неоднократных предупреждений (10 раз в течение пяти минут). Инцидент произошел в районе самого южного участка сирийско-турецкой границы, там, где в территорию Сирии своеобразным клином между морем и внутренними районами страны вдается турецкий ил (область) Хатай. Самолет был сбит поблизости от крайней южной точки турецкой границы, севернее населенного пункта Рабия, над сирийской территорией.

Новостные сообщения, написанные по горячим следам, не давали единой картины. Сначала возникла версия о том, что сбили сирийский МиГ-23, однако два парашюта в небе, различимый на видео силуэт не оставляли сомнений: мишенью стал более крупный самолет — двухместный и двухдвигательный бомбардировщик Су-24. Вопрос его принадлежности, однако, оставался открытым: ВВС Сирии располагают парком бомбардировщиков Су-24МК (экспортная версия машины), поставленных еще в конце 80-х годов.

Сомнения были развеяны вскоре последовавшим официальным заявлением Минобороны России: в Сирии потерпел крушение российский бомбардировщик Су-24М, предположительно, сбитый огнем с земли. «Самолет находился на высоте 6 тысяч метров. Судьба летчиков уточняется. По предварительным данным, пилотам удалось катапультироваться», — сообщили военные.

Как позднее заметил в своем выступлении президент России Владимир Путин, самолет выполнял боевую задачу в районе, где, среди прочих, действовали боевики российского происхождения. Источники в сирийских силовых структурах уточнили, что боевики российского происхождения давно действуют в этих районах. «Там привычная для них местность: горы, леса, относительно прохладно, особенно летом, в отличие от пустынных районов на юге и востоке страны», — сказал собеседник «Ленты.ру».

Экипаж?

Два парашюта видели все, однако никаких сообщений о дальнейшей судьбе летчиков не поступало. Затем в районе падения Су-24 были замечены российские вертолеты Ми-24 и Ми-8, очевидно, задействованные в поисково-спасательной операции.

Некоторое время спустя СМИ сообщили о гибели одного из летчиков и предположительном захвате второго протурецкими боевиками. Во второй половине дня в сети появились видеозаписи с погибшим летчиком, а затем на одном из каналов террористов в Youtube было опубликовано видео уничтожения российского вертолета Ми-8АМТШ, совершившего вынужденную посадку. Вертолет взорвали противотанковой ракетой BGM-71 TOW американского производства. Ракеты этого типа боевики, действующие на севере Сирии, получают главным образом из Турции. Экипаж вертолета и поисково-спасательную группу эвакуировали и доставили на базу при поддержке сирийского спецназа.

Вечером 24 ноября Минобороны России признало факт гибели одного из летчиков (командира экипажа подполковника Олега Пешкова), а также морского пехотинца (матроса Александра Позынича) из состава группы, проводившей поисково-спасательную операцию.

Тем не менее операция продолжилась, и в ночь на 25 ноября на базу Хмеймим доставили спасшегося штурмана сбитого самолета — капитана Константина Мурахтина. Как отметил министр обороны Сергей Шойгу, операцию провел российский спецназ.

Версии сторон

Турция обвинила российские самолеты в нарушении своих воздушных границ практически сразу, однако уже в первые часы турецкую версию подвергли сомнениям. В частности, представители Пентагона сообщили о невозможности достоверно установить факт нарушения границы российским самолетом. Белый дом в свою очередь сообщил о том, что нарушение, если и имело место, длилось «считаные секунды».

На следующий день Bild со ссылкой на свои источники сообщил, что, по мнению немецких военных, российский самолет был сбит над территорией Сирии, при этом время нахождения Су-24 в турецком небе не превысило 17 секунд, а нарушение было непреднамеренным.

Российский Генштаб изложил свою версию случившегося вечером 24 ноября. Как заявил недавно вступивший в должность начальник главного оперативного управления Генштаба генерал Сергей Рудской, российский самолет в турецкое воздушное пространство не входил и не получал предупреждений перед атакой. «Никаких попыток со стороны турецкого самолета связаться или установить визуальный контакт с нашим экипажем средствами объективного контроля не зафиксировано, — подчеркнул Рудской. — Попадание ракеты в самолет Су-24м произошло над территорией Сирии. Место падения самолета находится на сирийской территории в четырех километрах от границы». Тогда же генерал признал факт гибели одного из пилотов. Как он сообщил, катапультировавшийся летчик был расстрелян боевиками с земли.

Вопросы

Первые вопросы возникли еще на стадии просмотра видеозаписи с кадрами падения подбитой машины. Качество картинки слишком высокое для обычных сирийских военных видео, что наводит на мысли о пребывании в районе оператора с профессиональной камерой, знавшего что и когда ему предстоит снимать. Теми же вопросами можно задаться в связи с видеозаписью уничтожения вертолета.

Недоумение усилилось после обнародования версии Анкары, согласно которой турецкие ПВО в течение пяти минут 10 раз предупредили приближающиеся самолеты о необходимости изменить курс. Эта запись была показана в том числе по турецкому телевидению. Она представляет собой многократное воспроизведение одной и той же фразы, не привязанное ни к месту, ни ко времени, и никак не может считаться доказательством реально переданных в эфир предупреждений.

Основной же вопрос состоит в том, когда именно турецкие истребители начали свою атаку? Даже если нарушение турецкой границы действительно имело место, то его кратковременность (менее 20 секунд по американской и немецкой версиям) заставляет предполагать, что решение об атаке было принято заранее. Сам же пуск ракет с очень большой вероятностью производился уже над территорией Сирии. Все это, с учетом очень быстрого появления в сети соответствующих объяснений и видеоматериалов, свидетельствует в пользу подготовленной провокации с целью принуждения России как минимум к изменению целей операции в Сирии, а как максимум — к ее прекращению. Очевидно, что турецкое руководство рассчитывало на поддержку со стороны союзников по НАТО.

Каких изменений могли хотеть турки? Наиболее очевидно — прекращение российских авианалетов на территории, где действую протурецкие бандформирования, позволяющие Турции контролировать значительные участки границы. Вполне возможно стремление остановить атаки ВКС России на инфраструктуру нефтедобычи и нефтепереработки исламистов, поскольку Турция — один из основных бенефициаров дешевого нефтяного трафика. В сочетании с поставками боевикам (как «умеренным», так и радикальным) оружия это вполне позволяет назвать турецкие власти пособниками террористов, использующими их для достижения своих целей.

Выполнить задачу, однако, не удалось: затруднения возникли уже на стадии поиска поддержки у сил НАТО. Демонстративно дистанцировавшийся от произошедшего Вашингтон и призывающий к диалогу Москвы и Анкары Брюссель дали понять, что проблемы во взаимоотношениях с Москвой Турции предстоит решать самостоятельно.

Российская реакция окончательно похоронила надежды на устраивающий Турцию результат. Из заявлений Владимира Путина и военных ясно: операция ВКС продолжится, и, скорее всего, расширится.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer