Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Cу-30СМ против F-16: кто победит в воздушном бою на сирийско-турецкой границе


26 ноября 2015 года Виктор Сокирко, Телеканал "Звезда"


«Удар в спину» – пожалуй, мягко сказано президентом России Владимиром Путиным в ответ на коварный удар турецкого истребителя F-16 по российскому фронтовому бомбардировщику Су-24 в сирийском небе. Наш самолет по определению не мог противостоять атаке легкого истребителя, превосходящего бомбардировщик по скорости, ракетному вооружению, радиоэлектронному оснащению.

Российские пилоты даже не заметили атаки, а еще они ее просто не ждали со стороны Турции – страны, которая по идее является союзником по антиигиловской коалиции и должна помогать в координации ударов по джихадистам, а уж точно не стрелять ракетой класса «воздух-воздух» в спину.

Даже если посмотреть на соотношение самолетов в российской группировке ВКС в Сирии, то там сейчас дислоцируются 18 наших бомбардировщиков Су-24М и Су-34, 12 штурмовиков Су-25СМ. И всего четыре многоцелевых истребителя Су-30СМ. Их применение до недавнего времени было связано лишь с сопровождением российских стратегических бомбардировщиков, которые наносят удары по позициям боевиков «Исламского государства», прилетая с военных аэродромов, находящихся на территории России. И роль истребителей здесь была скорее в качестве корректировщиков бомбометания – угрозы воздушного нападения не существовало.

Теперь после атаки турецкого самолета стало понятно, что союзника в лице этой страны у России нет и необходимо принимать все меры защиты нашей авиации, выполняющей боевые задачи по борьбе с ИГ на территории Сирии. Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу уже перенацелил ракетный крейсер «Москва» на обеспечение «чистого неба» в районе Латакии, где находится российская авиационная база.

Он же заявил о переброске зенитно-ракетного комплекса С-400 на территорию Сирии для прикрытия действий российской авиации. Но прямо в эти дни наиболее действенным средством обеспечения безопасности российской авиации в Сирии станут истребители Су-30СМ. Это те самые хозяева неба, которые способны порвать любые самолеты иностранного производства в клочья, в том числе и турецкие истребители американского производства F-16.
 
Су-30СМ, который начал поступать на вооружение российских авиационных частей в 2012 году, – машина поистине уникальная. Она может выступать и в роли бомбардировщика, и перехватчика, и самолета сопровождения, и истребителя с уникальными пилотажными характеристиками. Основная задача Су-30СМ – завоевывание господства в воздухе. И эта «сушка» ее с успехом решает.
 
Благодаря применению двигателя с отклоняемым вектором тяги, универсальной РЛС с фазированной антенной решеткой, уменьшенной видимости самолета, Су-30СМ можно смело отнести к самолету четвертого поколения с двумя плюсами. Он бьет по всем показателям не только F-16 и F-35, но и способен на равных тягаться с американской «пятеркой» F-22 Raptor.
 
У Су-30СМ много достоинств. Этот истребитель способен одинаково эффективно наносить удары как по воздушным, так и по наземным, и надводным целям – во многом благодаря использованию РЛС Н011 «Барс». Эта радиолокационная станция построена на пассивной фазированной антенной решетке, сканирование происходит не при помощи механического перемещения антенны, а за счет отклонения электронного луча – быстродействие у нее мгновенное.

Напомним, что на этом самолете применен самый широкий спектр не только авиационного вооружения, но и средств радиолокации, радиосвязи, государственного опознавания (легко отличит, например, турецкий самолет от сирийского или французского). Любая цель вскрывается с помощью бортовых радиолокационных средств заранее, то есть используется тактика «дальнего боя».
 
По четкому алгоритму выполняются все действия по опознаванию объекта и выбору оружия, после чего осуществляется запуск ракет средней либо большой дальности. Ракета ближнего маневренного воздушного боя, комплектом которых оснащен этот самолет, может поражать цели на расстоянии 10 километров, а ракета средней дальности – от 10 до 20 километров.

Способен Су-30СМ нести и другое ракетное вооружение с различными управляемыми и неуправляемыми комбинациями. При этом одновременно сопровождаются до 15 воздушных целей, и имеется возможность поражения четырех из них.
 
Высокоманевренный многоцелевой истребитель Су-30СМ называют одним из самых успешных проектов отечественного авиастроения последних лет. Предназначенный для широкого спектра боевых задач, в основе которых – уничтожение воздушных и наземных целей, он способен еще и управлять групповыми действиями авиации, вести разведку, действовать над морем.

Прямого противостояния с авиацией НАТО наша «сушка» еще не имела, но вот ее «брат» Су-30МКИ, производимый для ВВС Индии, схлестнулся в учебном бою с американскими F-16C еще в 2005 году, когда Россия еще не имела финансовой возможности производить самолеты подобного уровня для себя.
 
Американцы придавали этим маневрам важнейшее значение. Поскольку речь шла о серьезных контрактах на продажу своих истребителей. Но победу тогда праздновали индийские пилоты – благодаря бортовой РЛС «Барс».

Бывший командир Липецкого центра боевого применения и повышения летной квалификации пилотов ВВС генерал-майор авиации Александр Харчевский, выиграл более 50 учебных воздушных боев. В том числе и на Су-27 (предшественник Су-30СМ) с американскими пилотами на F-16.
 
Он утверждает: «Наш самолет позволяет создать в воздушном бою эффект неожиданности за счет маневренности и скрытности. Если сравнивать летные характеристики этих двух самолетов, то наш Су существенно превосходит "американца". Благодаря использованию двигателей с отклоняемым вектором тяги он способен исполнять уникальные маневры. Наиболее эффектный из них – так называемая "кобра Пугачева", выполняемая за счет динамического торможения».
 
«Впрочем, – говорит генерал Харчевский, – в любом применении самолета нужно использовать тезис: "Учить летать самолеты, пилотов – учить побеждать". Эти слова и являются девизом Липецкого авиационного центра, чьи пилоты сейчас выполняют боевые задачи в Сирии».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга



Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer