Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Следствие изучит все факты и факторы


3 ноября 2015 года Сергей Машкин, Николай Сергеев, КоммерсантЪ


На состоявшейся вчера пресс-конференции руководители компании "Когалымавиа" заявили, что полностью исключают из причин авиакатастрофы Airbus A-321 в Египте, в которой погибли 224 человека, техническую неисправность лайнера и допущенные его летчиками ошибки. По их данным, причиной аварии было некое "механическое воздействие" на машину. Между тем российские эксперты, согласившись с изложенной в "Ъ" накануне версией о взрывной разгерметизации фюзеляжа Airbus, считают, что и так называемый человеческий фактор сбрасывать со счетов пока рано. В этой и других версиях катастрофы сейчас разбираются технические эксперты и усиленная следственная группа СКР.

По данным специалистов, журналисты, да и многие авиационные эксперты не совсем правильно интерпретировали параметры последнего полета Airbus, полученные системой Flightradar.com. Взяв за основу предоставленные сайтом цифры об изменении скорости самолета с 748 км/ч до 172 км/ч за две минуты с одновременным снижением машины более чем на 1,5 км, "расследователи" сделали вывод о том, что Airbus в последние минуты падал, находясь в неуправляемом полете.

На самом же деле, по мнению собеседников "Ъ", в том числе летчиков-испытателей, Flightradar регистрировал падение так называемой путевой скорости самолета, измеряемой в горизонтальном направлении, в то время как его истинная скорость относительно набегающего потока воздуха в последние минуты могла и возрастать. Иначе говоря, машина не падала, а пикировала к земле на хорошей тяге двигателей.Причиной этого действительно могла быть взрывная разгерметизация салона из-за повреждений в хвостовом гермошпангоуте (см. "Ъ" от 2 ноября), сопровождавшихся разрушением хвостовой части лайнера.

"При отрыве хвостового стабилизатора поперечной устойчивости Airbus сразу же перейдет в пикирование,— пояснил испытатель.— То же самое произойдет, если разлом в обшивке перервет электрокабели, питающие расположенные в хвосте бустеры, которые управляют рулем высоты, и тот заклинится в положении "пикирование"". Этим обстоятельством, кстати, может быть объяснен и невыход пилотов на связь, о котором говорят участники расследования,— полностью и резко потерявшим управление машиной, да к тому же испытывавшим перегрузки людям было просто не до разговоров.

Между тем, как полагают собеседники "Ъ", ввести самолет в роковое пике могла не только взрывная разгерметизация, но и действия самих летчиков. Как пояснил один из специалистов, гражданские пилоты современных Airbus, буквально нашпигованных автоматическими системами управления, навигации и защиты от человеческих ошибок, привыкают к тому, что в рейсе они являются лишь операторами некоей компьютерной системы.

Однако эта действительно сверхнадежная система время от времени все же дает сбой. Происходит это обычно из-за отказа датчиков, сообщающих бортовому компьютеру о работе тех или иных систем самолета.Подобный сбой погубил, например, Airbus A-330 компании Air France рейса Париж-- Рио-де-Жанейро, перелетавший через Атлантический океан в июне 2009 года. Тогда произошло обмерзание трубок Пито, с помощью которых определяются и передаются в компьютер данные о воздушной скорости самолета. "Запутавшаяся" из-за недостатка данных о скорости машина отключила автопилот, предлагая летчикам перейти на ручной режим управления самолетом Direct Mode. Пилоты оказались к этому не готовы. В результате они ввели лайнер в плоский штопор, и он упал в океан. В качестве причины катастрофы через три года расследования были официально названы "несогласованные и неумелые" действия экипажа.

По мнению источников "Ъ", подобным образом события могли развиваться и над Синайским полуостровом. Согласно этой версии, неизвестная пока неисправность, проявившаяся сразу после набора высоты, заставила экипаж А-320 перейти в режим Direct Mode, с которым опытные, но привычные к автоматическому управлению самолетом летчики не справились. Эксперт полагает, что "отломить" хвост Airbus в ручном режиме, когда все его защитные системы отключены, также вполне реально. Для этого достаточно было, например, вывести самолет на закритические углы атаки или обеспечить резкими маневрами запредельные для машины перегрузки.

При этом в СКР отметили, что, как и в любой катастрофе, будут рассмотрены все версии. "Но говорить о каких-либо приоритетных можно будет только после завершения следственных действий, главное из которых — расшифровка бортовых самописцев, а также после получения результатов всех необходимых экспертиз",— сказал официальный представитель СКР Владимир Маркин.

Между тем, как стало известно "Ъ", по распоряжению председателя СКР Александра Бастрыкина расследование обстоятельств катастрофы Airbus A-321 "Когалымавиа" (Metrojet) проводят наиболее авторитетные следователи и криминалисты, специализирующиеся на подобных делах. Непосредственный контроль за следственно-оперативной группой, по данным "Ъ", осуществляет и. о. начальника главного следственного управления СКР Юрий Тютюнник. В саму группу входит несколько десятков следователей и криминалистов как из центрального аппарата СКР, так и из Московского межрегионального следственного управления на транспорте. Около десяти из них по согласованию с властями Египта уже вылетели в эту страну, чтобы осмотреть место катастрофы и обломки самолета.

При этом в следственных действиях участвуют как минимум два старших следователя по особо важным делам ГСУ СКР. Один из них, Антон Никитин, расследовал катастрофу самолета Як-42 в сентябре 2011 года в ярославском аэропорту Туношна, в результате которой погибла команда ХК "Локомотив".

Правда, единственный обвиняемый по делу — бывший замдиректора по организации летной работы авиакомпании "Як-Сервис" Вадим Тимофеев, которому суд назначил шестилетний срок, в итоге был освобожден от наказания по амнистии. Производство по еще одному делу — о катастрофе Boeing 737 в ноябре 2013 года в аэропорту Казани, жертвами которой стали 50 человек, продолжается. Но Межгосударственный авиакомитет и следователь Никитин уже пришли к выводу, что к трагедии привели действия пилотов. Более того, в ходе этого расследования были выявлены масштабные нарушения при подготовке пилотов, проверке их знаний и выдаче свидетельств, что стало поводом для возбуждения еще нескольких дел.В свою очередь, Александр Избенко расследовал катастрофу летом 2011 года самолета Ту-134 авиакомпании "Русэйр", совершавшего чартерный рейс Москва--Петрозаводск, в результате которой погибли 47 человек.

Непосредственными виновниками ЧП были признаны пилоты, погибшие в аварии. А под суд недавно пошли начальник управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации Эдуард Войтовский, заместитель гендиректора аэропорта Петрозаводск — начальник аэропорта Владимир Шкарупа и и. о. начальника авиационной метеорологической станции аэропорта Петрозаводск Владимир Пронин, своевременно не обеспечившие экипаж прогнозом погоды.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer