Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Российско-украинский авиационный клинч


3 ноября 2015 года Николай Устименко, Ритм Евразии


Прямое авиасообщение между Россией и Украиной полностью прекратилось. Череда ограничительных мер 25 октября привела к закрытию воздушного пространства, дополнительным трудностям для граждан и убыткам для авиакомпаний. Правительство России пытается наладить диалог о нормализации ситуации, но пока безуспешно. Если стороны не найдут компромисс, и украинцам, и россиянам еще долго придется летать друг к другу через аэропорты третьих стран.

Санкции и «безосновательный» зеркальный ответ
 
Все началось с украинских санкций. Киев включил в черный список около 20 крупнейших российских авиакомпаний. Мотивация – их рейсы в аэропорты Крымского федерального округа, который Киев считает своей территорией. Спустя девять дней премьер-министр Украины Арсений Яценюк дал поручение запретить полеты и частично транзит авиаперевозчикам, попавшим в черные списки, а Госавиаслужба стала уведомлять об этом российские компании. Их предупредили, что с начала зимней навигации (25 октября) им не будет выдано разрешение о выполнении полетов в украинские города. Глава правительства объяснил конечную цель своих действий просто: «Нечего делать российским самолетам с российским триколором в украинских аэропортах».
 
Россия ответила зеркальными мерами. 28 сентября премьер-министр РФ Дмитрий Медведев дал правительству поручение «проработать вопрос». В тот же день Росавиация получила указание от Минтранса: уведомить украинские авиакомпании, что воздушное пространство России для них тоже закрыто. Ограничение коснулось трех перевозчиков: МАУ, «Мотор Сич» и YanAir. Киев назвал ответ Москвы «безосновательным» (?!) и потребовал объяснений, после чего запретил полеты всей без исключения российской авиации. Такая мера, по словам главы пресс-службы Мининфраструктуры Украины Ирины Кустовской, «будет действовать до отмены запретов, введенных авиационными властями РФ по отношению к украинским авиакомпаниям». Если Москва пойдет на попятную, то ограничения обещают снять, но только для тех немногих перевозчиков, которые не попали в санкционный список. Режим транзита оставили неизменным (частично ограниченным).
 
Кто проиграл?
 
Больше всего от прекращения авиасообщения пострадали простые пассажиры, 75% которых – украинские граждане. Но даже при закрытом небе прилететь в Россию они смогут. Вскоре после информации о взаимных санкциях молдавская авиакомпания AirMoldova, польская LOT и белорусская BelAvia распространили информацию о новых рейсах в украинские города. После 25 октября, по словам гендиректора агентства по продаже авиабилетов Pososhok.ru Кирилла Фаминского, в Киев летают 12 авиакомпаний, и выбор перевалочных пунктов для украинских граждан довольно широкий. Вопрос только в цене и во времени.
 
Кроме авиакомпаний третьих стран, от воздушных санкций выиграет железнодорожный транспорт. Продажи билетов по направлению Москва–Киев на ноябрь выросли в 1,5 раза. На сегодняшний день все поезда, курсирующие между двумя странами, принадлежат «Укрзализныци» или железнодорожным администрациям других стран СНГ. Единственное исключение – российский транзитный состав Москва–Кишинев–Москва.
 
Без сомнения, большие убытки понесет авиационная отрасль двух стран. По оценке главы российского Минтранса Максим Соколова, общий недополученный заработок как российских, так и украинских перевозчиков составит 7-8 млрд руб. в год ($100-120 млн). Аналитик издания «Транспортный бизнес» Вячеслав Коновалов уточняет, что за счет ранее действующих взаимных ограничений украинские авиакомпании потеряли около $10 млрд, а российские – более $40 млрд. После полного закрытия авиасообщения потери для украинской стороны увеличатся до $15-20 млн, а российские перевозчики потеряют в три-четыре раза больше. Связано это, в первую очередь, с тем, что, хотя клиентами воздушных перевозок являлись преимущественно украинские граждане, летали они рейсами российских компаний. По данным онлайн-сервиса Tutu.ru, после 1 октября 72% всех проданных авиабилетов из РФ в Украину приходилось на российские авиакомпании, и только 28% на украинские.
 
Кроме того, не стоит забывать, что около 40-60% авиатрафика в Москву – это транзит с последующей пересадкой на рейсы в Бангкок, Пекин и другие дальние маршруты. Потому теперь часть потерь МАУ сможет компенсировать за счет догрузки своих дальнемагистральных рейсов. В относительных величинах больше потеряет украинская сторона. Для российских авиакомпаний закрытие неба Украины – это утрата 0,5% от общего пассажиропотока, тогда как для МАУ основное летное направление – РФ.
 
Диалог вхолостую
 
Конечно, сложившаяся ситуация не выгодна ни авиакомпаниям двух стран, ни официальной Москве, ни Киеву (падение аэропортовых сборов и услуг навигации). Но, помимо финансового, есть и идеологический аспект. Первый замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме РФ Франц Клинцевич уверен, что главная цель санкционной войны со стороны Киева – последовательная попытка «разорвать связи народов Украины и России», а для выполнения этой задачи закрытое небо – то, что нужно. Такого же мнения придерживается директор «Авиа.ру» Роман Гусаров: «Такое ощущение, что Киев хочет максимально изолировать собственных граждан от России, потому что никакой экономической целесообразности в таких запретах нет».
 
Диалог начался с обращения украинских «дочек» турецкой («Атласджет Украина») и российской («ЮТэйр-Украина») авиакомпаний в Минтранс РФ. Ссылаясь на «давние родственные и социально-экономические связи» между гражданами двух стран, перевозчики просили открыть российское небо для некоторых маршрутов. «Атласджет Украина» хотела получить разрешение на рейсы Киев–Москва, Одесса–Москва, Киев–Санкт-Петербург. А «ЮТэйр-Украина» – на Киев–Москва и Львов–Москва. В ответ российское ведомство направило в Госавиаслужбу Украины письмо, где предлагало провести диалог по вопросам воздушного сообщения «в любом удобном для украинской стороны месте». Киев отреагировал положительно. 23 октября в Брюсселе между российской и украинской делегацией прошли «технические консультации». Москва предлагала снять все взаимные ограничения на прямые полеты и транзит, а Киев готов был обсуждать лишь разблокировку транзита. В итоге никаких практических подвижек не последовало.
 
Ситуация подвисла
 
Сейчас мяч на стороне Киева. Вернувшись из Брюсселя, украинская делегация передала позицию России руководству страны, и как призналась И. Кустовская, именно оно и «будет принимать решение». Первые лица государства пока выдерживают паузу. Москва готова сделать шаг навстречу, и «как только украинские власти определятся со своими желаниями продолжить этот диалог, сразу его возобновим»,  отметил М. Соколов. Но проблема не столько в готовности к консультациям, сколько в переговорных позициях сторон.
 
РФ готова «откатиться» на изначальные позиции и вернуть статус-кво с обязательным сохранением существовавших долей России и Украины в авиаперевозках. Т.е. в соотношении 70 на 30 в пользу российских авиакомпаний. Киев вряд ли согласиться на такие условия и, судя по всему, вообще не настроен на возобновление прямого авиасообщения между двумя странами. Как говорилось выше, украинское Мининфраструктуры выдвигает Москве заранее невыполнимые требования: прекратить полеты российских авиакомпаний в Крым и заплатить начисленные им штрафы за ранее осуществленные рейсы.
 
Меры украинской стороны, как и ожидалось, оказались малоэффективными. Правительство Украины сделало максимум для изоляции своих граждан от России, нанесло финансовый ущерб российским (в том числе и государственным) авиакомпаниям, а судьба МАУ, похоже, мало тревожит А. Яценюка. Ситуация подвисла, а полноценные переговоры не начаты, хотя некоторые эксперты высказывают мнение, что между сторонами идут активные «закулисные торги».
 
Пикантность ситуации придает традиционный правовой нигилизм Киева. Небо закрыто, но никаких нормативных актов, запрещающих российским авиакомпаниям полеты на Украину, до сих пор нет, предлагается довольствоваться лишь информационным сообщением на сайте правительства. Подобные решения по всем международным нормам должен принимать не премьер, а Госавиаслужба страны. В такой ситуации возможность найти компромисс с первыми лицами в Киеве для Москвы еще существует, даже если А. Яценюк будет «против». Возможно, к прямым российско-украинским полетам будут допущены авиакомпании третьих стран. В противном случае для Москвы вопрос об асимметричных мерах остается актуальным.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer