Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космические кубики


6 ноября 2015 года Наталья Пономарева, Интерфакс


Красноярские студенты разрабатывают наноспутник для тестирования инновационных космических технологий.

Сверхмалый космический аппарат под названием "SibCube" создают студенты и молодые ученые Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ) имени академика М.Ф. Решетнева. Запустить его в космос планируется уже в 2016 году.
 
"В настоящее время мы разрабатываем базовый прототип наноспутника SibCube класса CubeSat. Это такой популярный сегодня стандарт, который предполагает создание малых космических аппаратов кубической формы массой от одного до 10 кг", - сообщил Interfax-Russia.ru руководитель проекта, магистрант вуза Дмитрий Зуев.
 
Подобные мини-спутники, продолжил разработчик, как правило, помещают в специальный стартовый контейнер и запускают в качестве попутной нагрузки к обычному космическому аппарату.
 
"Достигнув заданной высоты, они катапультируются из контейнера, который летит дальше вместе с основным космическим аппаратом. Обычно орбита наноспутников – это порядка 400 км", - пояснил ученый.
 
Такой высоты, как отметил Зуев, вполне достаточно SibCube для выполнения своих основных задач.
 
"Во-первых, такие спутники часто используются в образовательных целях. Собрать их будет значительно быстрее, проще и дешевле, чем большой аппарат. Это позволяет легко интегрировать его в учебный процесс, что дает возможность студентам создавать настоящие космические аппараты, начиная от разработки базового прототипа и заканчивая эксплуатацией спутника. В общем-то, ради этого такой формат в основном и разрабатывался", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.
 
Кроме того, по словам разработчика, спутники класса CubeSat достаточно удобно использовать для тестирования новых технологий.
 
"При внедрении новых технологий в тяжелые космические аппараты возникают большие финансовые риски из-за отказа или нештатной работы узлов спутника, а испытав оборудование на МКС этого можно избежать. Мы, например, планируем протестировать на SibCube бортовые комплексы управления и радиационно-защитные многослойные экраны, которые помогут спасти уже большой спутник от ионизирующих излучений", - отметил магистрант СибГАУ.
 
Как уточнил разработчик, в своей нынешней модификации сам SibCube весит примерно 1,3 кг и способен принять полезной нагрузки весом около 400-500 грамм.
 
"То есть на нем можно также разместить дополнительное оборудование, например, для исследования различных параметров окружающей среды", - добавил он.
 
Кроме того, наноспутник для проведения различных научно-исследовательских экспериментов в космосе также разрабатывают и студенты Томского политехнического университета (ТПУ). В этой работе, как пояснили Interfax-Russia.ru в пресс-службе вуза, ребятам помогают специалисты РКК "Энергия" (из подмосковного Королева).
 
"Наноспутник называется "Томск, TPU120". Он относится к классу CubeSat и представляет собой аппарат размером 10x10x30 см. Его назначение: передача телеметрической информации, а также тестирование различных инновационных материалов и технологий в космосе. Создать базовый прототип космического аппарата, а также провести с ним все необходимые испытания мы планируем до конца этого года", - сообщил Interfax-Russia.ru директор института физики высоких технологий ТПУ Алексей Яковлев.
 
В дальнейшем, по словам ученого, если все пройдет хорошо, спутник доставят на Международную космическую станцию (МКС), откуда уже космонавты выведут его на нужную орбиту.
 
"Запуск спутника запланирован на 2016 год. Он приурочен к 120-летнему юбилею ТПУ, отсюда и название космического аппарата", - добавил собеседник Interfax-Russia.ru.
 
Кроме того, по его словам, малый космический аппарат такого же класса только для запуска не в космос, а в стратосферу создается в настоящее время и при Институте неразрушающего контроля ТПУ.
 
"Спутник StratoSat создается в нашем университете на базе студенческого конструкторского бюро космического приборостроения. В настоящее время студенты, участвующие в проекте, разработали макет космического аппарата, распечатали его на 3D принтере, а также приступили к монтажу центра управления полетами. Также уже практически готова конструкторская документация. Поднять StratoSat в стратосферу мы планируем 12 апреля следующего года, в День космонавтики", - сообщил Interfax-Russia.ru директор учебного подразделения Валерий Бориков.
 
Как пояснил специалист, такой аппарат позволит провести испытания и отработку определенных технологий "в условиях, приближенных к условиям космоса".
 
"В стратосфере мы сможем проверить все элементы конструкции и электроники спутника, а дальше, все это отработав, можно будет без лишних рисков начинать уже космические эксперименты", - сказал эксперт.
 
Впрочем, наиболее известными из всех вузовских мини-спутников на сегодняшний день по праву считаются МКА "Ломоносов" и "Аист-2", созданные при участии студентов МГУ и Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ). Как ожидается, эти космические аппараты примут участие в первой пусковой кампании с космодрома "Восточный" в 2016 году. Вывести спутники на орбиту, по данным Роскосмоса, предстоит ракете-носителю "Союз-2.1А" с разгонным блоком "Волга". В дальнейшем, оказавшись в космосе, они будут доставлять на землю данные научных экспериментов.
 
"Спутник "Ломоносов" станет настоящей космической лабораторией для изучения экстремальных явлений во Вселенной - мощных гамма-всплесков и космических лучей предельно высоких энергий. Также на него впервые установят телескоп, способный наблюдать астероиды", - сообщили в пресс-службе Московского госуниверситета.
 
"Аист", по данным разработавшего его СГАУ, предназначен для решения опытно-технологических и экспериментальных задач, отработки и сертификации новой целевой и научной аппаратуры, обеспечивающих систем и их программного обеспечения для дальнейшего использования полученных данных в перспективных разработках ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс".
 
Стоит отметить, что вместе с "Аистом-2" на орбиту будет выведен первый отечественный наноспутник SamSat-218. Основной задачей спутника станет демонстрация технологий навигации и управления, что повысит надежность работы оборудования.
 
Следующий наноспутник, разработанный в университете, будет представлять Россию в проекте, участие в котором примут 50 стран, каждая из которых сконструирует свой спутник и в 2016 году выведет на орбиту для участия в международной программе мониторинга геофизизических полей QB50.
 
 



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer