Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Излёт из Египта


6 ноября 2015 года С.Машкин, Е. Черненко, Н. Скорлыгина, А. Мерцалова, Х. Аминов, КоммерсантЪ


еррористическая версия в деле о крушении Airbus А321 «Когалымавиа» на Синайском полуострове, похоже, стала доминирующей и в России. Президент Владимир Путин, опираясь на рекомендации Национального антитеррористического комитета и возглавляющего его директора ФСБ Александра Бортникова, в пятницу согласился на ввод временного запрета на полеты российских пассажирских самолетов в Египет. Десятки тысяч туристов, находящихся в этой стране, авиаперевозчики и, возможно, МЧС будут только вывозить на родину, причем багаж будет доставляться отдельно от них. Происшедшее станет серьезным ударом по и так переживающему нелегкие времена туристическому бизнесу.

Террористическую версию подкрепят экспертизами
 
Внеочередное заседании Национального антитеррористического комитета (НАК) было посвящено исключительно крупнейшей в истории современной России авиакатастрофе A321, в которой погибли 224 человека — члены экипажа и пассажиры, возвращавшиеся в Санкт-Петербург из Шарм-эш-Шейха. После обсуждения первых результатов проведенного расследования глава МЧС РФ Владимир Пучков, подчиненные которого работают сейчас на месте катастрофы вместе с египетскими спасателями, можно сказать, обозначил приоритетное направление расследования. «Были сделаны смывы и соскобы со всех фрагментов самолета, багажа и груза, на которых могли оставаться следы взрывчатки,— заявил министр.— Все эти пробы доставлены в Москву и сейчас исследуются». В свою очередь, директор ФСБ РФ Александр Бортников пообещал разработать и принять «дополнительные меры» для обеспечения безопасности российских гражданских полетов. «Пока же мы не определились с причинами происшедшего, считаю целесообразным приостановить полеты российской авиации в Египет»,— подытожил глава ФСБ.
 
Чуть позже предложения господина Бортникова были изложены на заседании Совета безопасности России. Как сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, Владимир Путин согласился с мнением директора ФСБ, поручив правительству отработать механизмы реализации этих рекомендаций, обеспечить возвращение на родину туристов, остающихся в Египте, «а также наладить взаимодействие с египетской стороной для обеспечения безопасности воздушного сообщения». Наконец, ближе к вечеру пятницы стало известно, что предложения генерала Бортникова уже начали реализовываться. Росавиация получила распоряжение Минтранса о приостановке полетов в Египет «до особого распоряжения».
 
Отметим, что это решение, фактически подтверждающее изложенную в “Ъ” еще в минувший понедельник «террористическую» версию катастрофы, было принято не на пустом месте. О своей причастности к атаке на российский аэробус в интернете заявляли боевики так называемого синайского вилайята (провинции) запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ). Как следует из анонимных заявлений синайских боевиков, называющих себя «божьими посланниками», именно они «отправили самолет на землю», приурочив акцию к годовщине своего присоединения к ИГ. Предполагаемым террористам сначала не поверили, справедливо полагая, что сбить летящий на высоте более 10 км лайнер боевики никак не могли. Однако, как полагает близкий к расследованию источник “Ъ”, причиной так называемой взрывной разгерметизации фюзеляжа A321 могло стать срабатывание небольшой бомбы, заложенной преступником в багаж пассажиров или скрытую полость самолета.
 
«Взрывчатка могла сработать от временного таймера,— пояснил источник.— Если бомба располагалась в негерметичной, например хвостовой части самолета, к ней мог быть подключен датчик, замыкающий электроцепь при заданном падении давления на большой высоте». По данным собеседника “Ъ”, квалификация синайских боевиков, считающихся спецслужбами одним из самых «агрессивных» и профессионально подготовленных отрядов ИГ, вполне позволяет смонтировать и грамотно заложить подобное устройство.
 
«Взрывную» версию анонимно подтвердили обследовавшие тела жертв катастрофы судебно-медицинские эксперты из Египта. По их данным, анализ повреждений, в частности разделение многих тел на фрагменты, свидетельствовал о том, что некоторые пассажиры рейса погибли еще в воздухе от минно-взрывных травм. Странные вспышки в момент катастрофы над Синаем, как выяснилось на днях, регистрировал и разведывательный спутник США — первая крупная, по уточненным данным, произошла на большой высоте в воздухе. Затем последовали еще две-три вспышки и еще одна у поверхности земли.
 
Наконец, о «значительной вероятности» подрыва А321 и своей «возрастающей обеспокоенности» по этому поводу заявили в канцелярии премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона и администрации президента США. После этих заявлений многие европейские страны, в частности Великобритания, Германия, Франция, Ирландия, Нидерланды, приостановили полеты своих авиакомпаний в Шарм-эш-Шейх.
 
Напомним, в четверг вечером состоялся телефонный разговор между Дэвидом Кэмероном и президентом Владимиром Путиным. Эксперт авторитетного лондонского института Chatham House Омар Ашур уверен, что британский премьер поделился с Москвой если не всей, то существенной частью имеющейся у западных спецслужб информации о возможной причине катастрофы. «Скорее всего, бомба была либо в багаже, либо в одном из контейнеров с питанием для пассажиров, либо в одном из технических отсеков самолета»,— предполагает эксперт. По его словам, Синайский полуостров давно является зоной острого конфликта между египетскими властями и террористами, сотрудничающими в том числе с группировкой «Исламское государство».
 
«Власти Египта принимают весьма жесткие меры по борьбе с радикальными исламистами. Но действия Каира совершенно неэффективны: они, наоборот, приводят к росту недовольства местного населения, что, в частности, облегчает набор боевиков, в том числе и для терактов»,— говорит Омар Ашур. При этом эксперт критически характеризует позицию египетских властей, категорически отвергающих теракт в качестве причины гибели российского самолета. «Заботясь о своей туристической отрасли, они делают вид, что ничего не происходит. Но экономические интересы не должны стоять выше безопасности»,— убежден собеседник “Ъ”.
 
Последним фактором, косвенно подтверждающим террористическую версию катастрофы, стало сообщение французских СМИ о том, что звук, похожий на взрыв бомбы, якобы записал речевой самописец А321.
 
По словам источника “Ъ”, после исследования в лабораторных условиях фрагментов разбившегося самолета и взятых образцов, о которых говорил глава МЧС Владимир Пучков, взрывное поражение лайнера можно будет установить с абсолютной точностью. Оставшиеся частицы взрывчатого вещества, по его словам, идентифицируются методом спектрального анализа, а характер разрушения обшивки самолета укажет специалистам на тип и мощность заложенной в него бомбы. «Первичные осколки, которыми могло быть снабжено СВУ при изготовлении или так называемые вторичные осколки, образующиеся при разрушении ударной волной металлоконструкций, летят со скоростью около 1,5–2 тыс. метров в секунду,— пояснил специалист.— Попадая в обшивку самолета, они оставляют отверстия с ровными, как будто высверленными сверлом краями. Повреждения листов обшивки, полученные в результате их падения на землю, происходящего со скоростью в десять раз меньше,— иные. Отверстия будут со смятыми и загнутыми краями. Таким образом после обследования подозрительных фрагментов в лаборатории взрывное поражение можно будет выявить однозначно и точно». Источник “Ъ” в СКР сообщил, что, если экспертизы дадут положительный результат, уголовное дело по факту крушения лайнера будет переквалифицировано на ст. 205 УК РФ (теракт).
 
Все на вывоз
Уже в пятницу вечером заседал оперативный штаб правительства по приостановлению авиасообщения с Египтом, его возглавил вице-премьер Аркадий Дворкович. По его словам, в Египте остается 45–70 тыс. россиян, их будут вывозить только с минимальной ручной кладью (будет специальная программа досмотра), без багажа, который отправят отдельными самолетами. По такой же схеме своих граждан вывозит и Британия. Это будет «плановое возвращение», а не эвакуация, добавил вице-премьер. Новых рейсов с туристами в Египет уже этой ночью не будет, «приезжать в аэропорты не нужно будет», пояснил господин Дворкович. Кроме того, он отметил, что вопрос издержек российских авиакомпаний и туркомпаний на вывоз пассажиров «будет обсуждаться». По данным “Ъ”, на заседании штаба обсуждалась и возможность вывоза российских туристов самолетами МЧС, и господин Пучков затем подтверждал готовность обеспечить вывоз. Но в пятницу речь шла лишь об отправке в Египет пустых бортов авиакомпаний. «Аэрофлот» в пятницу направил пустой рейс в Каир.
 
Корреспондент “Ъ”, находящийся в Египте на отдыхе, в пятницу уточнил, что официально российским туристам ни о чем не объявляли, самостоятельно к властям или местной администрации тоже пока никто не обращается, а информацию об ограничении полетов отдыхающие получают из новостей.
 
Временный запрет на полеты в Египет затронет сразу несколько крупных российских компаний, в том числе и те, которые специализируются на чартерных перевозках по курортным направлениям. Так, в Хургаду, Шарм-эш-Шейх и другие города летают «Аэрофлот», «ЮТэйр», «Оренбургские авиалинии» (входят в группу «Аэрофлот»), Red Wings, I Fly, «Когалымавиа», «Уральские авиалинии», «Роял Флайт», «Таймыр», «Ямал», «Катэкавиа», Nordwind. Судя по данным аэропортов, уже часть вечерних рейсов были задержаны (например, «Когалымавиа» и «Оренбургские авиалинии» в Шарм-эш-Шейх) или отменены (Red Wings в Хургаду). Авиакомпании начали подтверждать отмену своих рейсов лишь поздно вечером. В Росавиации в пятницу не комментировали ситуацию (Аркадий Дворкович потребовал от всех согласовывать официальные заявления со штабом). Пока неясно и то, на какой период может быть прекращено сообщение.
 
По оценке Ассоциации туроператоров России (АТОР), свыше 100 тыс. российских граждан оплатили туры в Египет и должны были улететь до 20 декабря. В пиковые годы пассажиропоток из России в Египет достигал 2 млн человек в год, но в последние годы он стал падать, говорит глава Infomost Борис Рыбак. Он отмечает, что убытки для авиакомпаний могут составить сотни миллионов долларов, что с учетом низкой или нулевой рентабельности бизнеса и отсутствия финансовых резервов может привести к крайне негативным последствиям. По словам господина Рыбака, отрасль в последнее время терпит только потери и не получает никаких плюсов: так, закрытие украинского направления привело к потере 800 тыс. пассажиров, кризис в «Трансаэро» потребовал от «Аэрофлота» без компенсации перевезти 2 млн человек, а потеря Египта еще сильнее усугубит ситуацию.
 
Египет — одно из самых популярных туристических направлений, по данным Ростуризма, в первом полугодии страну посетили 1,05 млн туристов из России — это примерно 19% тех, кто отправился в отпуск за границу. «Ноябрь для Египта — это пик сезона, даже временное ограничение полетов будет сильным ударом для туротрасли»,— пояснила представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее словам, реальных альтернатив Египту зимой нет: туры в остальные теплые страны намного дороже. В Ростуризме порядок выплаты компенсаций за несостоявшиеся туры пока не разработали. Туроператоры должны возвращать все средства после официального распоряжения о непосещении Египта. Но, как ранее заявила Ирина Тюрина, для многих туроператоров выполнить это будет невозможно, что фактически будет означать банкротство. Ряд участников рынка пытаются переориентировать туристов на другие направления: так, в «Библио Глобусе» заявили, что предложат отправиться на Кипр с максимальным сохранением параметров оплаченных путевок.
 
Последствием ограничения полетов в Египет станет дальнейшее снижение турпотока: по расчетам Ростуризма, за первое полугодие за границу выехали на 33,8% путешественников меньше, а туроператоры на фоне девальвации рубля за последний год потеряли более 50% клиентов. Египет тоже ждут потери: по расчетам Всемирной туристской организации, в 2014 году вклад отрасли в экономику страны составил $36,7 млрд (12,8%). В 2014 году 2,6 млн россиян составили 27% от общего числа иностранных туристов в Египте.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer