Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Российская авиация-2015: год падений и взлетов


15 декабря 2015 года РИА Новости


Спад авиационных перевозок в России можно было бы считать закономерным итогом в уходящем году, учитывая общее сокращение экономики страны, а в этот раз он был подогрет и другими факторами: свою роль сыграли уход с рынка второй крупнейшей авиакомпании РФ – "Трансаэро", а также ограничения полетов в Египет, Турцию и на Украину.

И хотя, по оценке Минтранса, общее количество перевезенных авиакомпаниями РФ пассажиров по итогам 2015 года останется на уровне прошлого года, пассажирооборот (количество человек, помноженное на расстояние перевозок) снизится примерно на 7%.

"Падение доходов очевидно, и на короткие перелеты еще деньги есть, а дальние — нет", — пояснял ранее замминистра транспорта Валерий Окулов. Самим авиакомпаниям год принес немало сюрпризов. Так, не оправдались мрачные прогнозы аналитиков относительно судьбы увязшей в долгах "ЮТэйр". Похоже, что зона турбулентности для нее пройдена успешно: за год предприятию удалось избежать банкротства и получить господдержку.

Крупнейший российский перевозчик к концу года оказался в двойственной ситуации: потребуется ли господдержка "Аэрофлоту", который позаботился о пассажирах "Трансаэро" и трудоустроил его бывших сотрудников – покажет время. Пока руководство компании довольствуется бонусами в виде доставшихся ему самых "вкусных" направлений бывшего конкурента и пробует свои силы в качестве главного законодателя цен на рынке авиаперевозок, чем уже привлек к себе внимание ФАС.

Перераспределение авиапотоков

Падение международного сегмента авиаперевозок обозначилось еще в конце прошлого года, когда он ушел в минус на 5-6%. В целом российские авиакомпании перевезли в 2014 году более 93 миллионов пассажиров, показав рост на 10%. Глубина продаж тогда сократилась до месяца-полутора.

В начале 2015 года стало очевидно, что сокращение международных авиаперевозок связано со снижением туристической привлекательности заграничных поездок из-за падения курса рубля. Это экономическое явление имело и свои плюсы: оно начало подталкивать рост внутреннего туризма.

К октябрю 2015 года эта тенденция стала отчетливо проявляться, на фоне отсутствия падения авиаперевозок в целом. По данным Росавиации, авиакомпании в январе-октябре 2015 года увеличили общий объем пассажирских перевозок на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года — до 80,885 миллиона человек. Перевозки пассажиров за 10 месяцев на внутренних линиях составили 45,445 миллиона человек, превысив показатели прошлого года на 15,5%. На международных авиалиниях пассажиропоток наоборот упал на 13,9% — до 35,441 миллиона человек.
Исключением стала дочка Аэрофлота "Победа", которая в этом году начала выходить на зарубежные направления – в Братиславу (рядом с которой находится Вена) и Бергамо (рядом с Миланом).

Приземление "Трансаэро"

Конец высокого туристического сезона в начале сентября омрачился остановкой деятельности второго по величине авиаперевозчика РФ — частной компании "Трансаэро", работающей на рынке с 1991 года. За 2014 год авиакомпания перевезла на своих рейсах почти 13,2 миллиона пассажиров.

Она оказалась не в состоянии обслуживать долги, составляющие вместе с лизинговыми обязательствами на сентябрь 2015 года около 250 миллиардов рублей. Ее билеты перестали продаваться, а летать самолетам авиакомпании было запрещено с 26 октября. Пассажиров до 15 декабря перевозили авиакомпании группы "Аэрофлот" и другие перевозчики, среди которых компании группы S7, "Уральские авиалинии".

Сейчас суды завалены исками кредиторов авиакомпании. Но активов, которые остались у "Трансаэро", хватит только на покрытие долгов по налогам, кредиторы могут не получить свои деньги, такое мнение в конце ноября высказал акционер и представитель одного из кредиторов "Трансаэро", которому принадлежит, по его словам, 4,5% авиакомпании, частный акционер аэропорта "Внуково" Виталий Ванцев.

Основным преемником "Трансаэро" стал его главный конкурент: 24 самолета из парка будут эксплуатироваться в группе "Аэрофлот". Половина сотрудников из 10 тысяч человек, также будет трудоустроена в авиакомпаниях группы. Кроме того, "Аэрофлот" получил допуск на 56 международных маршрутов "Трансаэро" сроком на один год с возможностью дальнейшей пролонгации. Как говорил в интервью РИА Новости гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев, авиакомпания рассчитывает вернуть потраченные на решение проблем пассажиров "Трансаэро" около 17 миллиардов рублей за счет полетов по этим направлениям.

Привилегированное положение "Аэрофлота" уже спровоцировало конфликт с антимонопольной службой: ФАС предупредила, что может поставить вопрос о перераспределении этих маршрутов. Кроме того, глава ведомства Игорь Артемьев высказал недовольство ценовой политикой "Аэрофлота" и не исключил возбуждения антимонопольного дела.

Выход из зоны турбулентности

"ЮТэйр", которая на конец 2014 года оценивала общий размер собственного долга в 167 миллиардов рублей, напротив, за прошедший год смогла договориться с основными кредиторами о реструктуризации задолженности, и похоже, после такой воздушной болтанки топ-менеджмент вскоре сможет отключить табло "пристегните ремни".

В ноябре Арбитражный суд Ханты-Мансийского округа прекратил производство по делу о банкротстве "ЮТэйр", в связи с отказом последнего заявителя по делу о банкротстве — Татфондбанка от своего заявления. Позже газета "Ведомости" сообщила о том, что авиакомпания подписала соглашение о реструктуризации долга в размере 43 миллиардов рублей с синдикатом из 11 банков. Окончательной договоренности о реструктуризации долгов с кредиторами "ЮТэйр" может достичь к концу года.

Общий план спасения "ЮТэйр" включал мероприятия правительства РФ, Тюменской области, НПФ "Сургутнефтегаз", который является основным акционером авиакомпании, а также банковских структур.

В частности, власти ХМАО-Югра, где "ЮТэйр" осуществляет более 90% авиаперевозок, и Тюменской области внесли в уставный капитал авиакомпании соответственно 2,5 и 11,5 миллиарда рублей. Также перевозчик запрашивал у правительства РФ госгарантии на сумму около 40 миллиардов рублей. Межведомственная комиссия при Минэкономразвития в апреле одобрила предоставление авиакомпании госгарантий в размере 19,2 миллиарда рублей.

Небесные войны 

В 2015 году впервые в истории авиации из-за террористических угроз были введены ограничения на полеты россиян по двум массовым направлениям для отдыха. С 6 ноября после теракта на борту российского лайнера А321, в результате которого погибли 224 человека, Россия в одностороннем порядке прекратила авиационное сообщение с Египтом. С 14 ноября было прекращено обслуживание рейсов авиакомпании EgyptAir в московском аэропорту "Домодедово". На 6 ноября в Египте, по данным Ростуризма, находилось около 79 тысяч туристов, которые были возвращены в Россию.

Кроме того, с 1 декабря власти РФ запретили продажу туристических путевок и чартерные рейсы в Турцию, при этом регулярное авиасообщение с этой страной будет находиться под особым контролем с точки зрения обеспечения безопасности. Ограничительные меры в отношении Турции были приняты после трагедии с российским бомбардировщиком Су-24, сбитым турецкими ВВС над Сирией.

Руководитель транспортного комитета Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин отмечает, что ежемесячно в Египет летали 200-300 тысяч туристов. По данным замдиректора аэропорта "Домодедово" Дениса Нуждина, от закрытия авиасообщения с Турцией аэропорты РФ потеряют 10% направлений, в Египет — 8%. Падение российского рынка чартерных авиаперевозок по итогам 2015 года, с учетом закрытия Египта и Турции, составит около 40% по сравнению с прошлым годом, говорил в начале декабря замминистра транспорта РФ Валерий Окулов.

Закрытие Украины

Украинские власти 16 сентября наложили санкции на 25 российских авиакомпаний, две из которых уже к тому моменту не существовали. Согласно документу, опубликованному на сайте президента Украины, в санкционный список попали крупнейший российский перевозчик "Аэрофлот" и его три дочерние авиакомпании — "Донавиа", "Оренбургские авиалинии" и "Россия", а также находящаяся в предбанкротном состоянии авиакомпания "Трансаэро", кроме того, в перечень включены "Якутия" и авиакомпании группы S7. Согласно документу, перевозчикам частично или полностью запрещены транзит ресурсов, полеты и перевозки по территории Украины.

Все перечисленные компании летали чартерами или регулярными рейсами в ставший российским Крым. В ответ на действия Украины РФ ввела зеркальные меры. Авиакомпании России и Украины с 25 октября приостановили прямые перелеты между странами.

За первое полугодие 2015 года пассажиропоток между двумя странами составил около 657 тысяч человек. Из них российские авиакомпании перевезли 431 тысячу человек, такие данные привел 2 октября министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский. Если до запрета средняя цена билета на рейсах в Киев из Москвы составляла 7-8 тысяч рублей, теперь из Москвы в Киев можно добраться лишь стыковочными рейсами, стоимость которых составляет от 13 тысяч рублей.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer