Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Суд признал Роскосмос виновным в задержке развития МКС


2 декабря 2015 года Иван Чеберко, Известия


Арбитражный суд Москвы отказал Роскосмосу в удовлетворении иска к РКК «Энергия» относительно неустойки за задержку изготовления научно-энергетического модуля (НЭМ) для Международной космической станции (МКС). НЭМ планировалось изготовить в 2015 году, в этом же году вывести на орбиту и ввести в состав космической станции. Но реальность сильно разошлась с планами: строительство НЭМ не началось до сих пор, в проекте федеральной космической программы (ФКП) на 2016–2025 годы запуск модуля назначен на 2019 год. В феврале этого года Роскосмос подал иск в арбитраж, требуя от исполнителя контракта — ракетно-космической корпорации «Энергия» — неустойки в размере 67,5 млн рублей. Для принятия решения суд подробнейшим образом изучил ход реализации контракта и пришел к выводу, что в задержке нет вины исполнителя и ответственность целиком на Роскосмосе.

РКК «Энергия» выиграла контракт на создание НЭМа на государственных торгах 30 октября 2012 года, предложив цену 15,15 млрд рублей. На первом этапе контракта исполнитель должен был разработать эскизный проект с целью установления и обоснования основных характеристик изделия, технических и технологических решений, дающих общее представление о принципах работы модуля и его устройстве. 

«Энергия» разработала эскизный проект в первом полугодии 2013 года и проинформировала об этом Роскосмос, который предложил провести экспертизу проекта во ФГУП ЦНИИмаш, что является стандартной процедурой: ЦНИИмаш — это головная научная структура Роскосмоса. 

В течение года ЦНИИмаш, Роскосмос, Минобороны и РКК «Энергия» обменивались письмами, согласовывая сроки, форму и способ оплаты экспертизы. К концу мая 2014 года срок исполнения экспертизы наконец удалось согласовать, в июне 2014 года ЦНИИмаш выдал заключение с рядом существенных претензий. Основные были обусловлены отсутствием материалов на ракету-носитель «Протон» в обеспечение запуска НЭМа, что не позволяло  «оценить реализуемость обеспечения вывода космической головной части с научно-энергетическим модулем на опорную орбиту». В итоге ЦНИИмаш забраковал как сам эскизный проект, так и техническое задание Роскосмоса, по которому работали проектанты «Энергии». 

В августе 2014 года «Энергия» согласовала с заказчиком акт доработки эскизного проекта, все проектные материалы были направлены в Роскосмос. Представители этой организации сообщили, что проект будет вынесен на рассмотрение ее научно-технического совета (НТС), но только после проведения еще одной экспертизы ЦНИИмаша. Однако дополнительная экспертиза не предусмотрена нормативно-техническими документами — ее проведение требовало разработки нового техзадания, согласования и заключения специального договора, а также выделения дополнительного бюджетного финансирования.

В итоге на рассмотрение НТС Роскосмоса проект был вынесен 12 ноября 2014 года без проведения дополнительной экспертизы. НТС указал на непроработанность вопроса о возможности ракеты вывести модуль в космос вместе со сборочно-защитным блоком (СЗБ), то есть, по сути, отметил необходимость эскизного проектирования только при наличии так и не предоставленного Роскосмосом технического задания на ракетно-космический комплекс «Протон-НЭМ».

В конце мая 2015 года доработанный эскизный проект НЭМ вновь прошел экспертизу в ЦНИИмаше, где опять отметили, что такие проекты рассматриваются только в связке с ракетой-носителем. 

Это последнее событие в хронологии изученных судом фактов. Из них следует, что переписка между Роскосмосом, его головной научной организацией и контролируемой Роскосмосом компанией «Энергия» длилась почти 2 года. Всё это время представители родственных организаций сообщали друг другу, что при проектировании уникальных нагрузок нужно иметь в виду возможности ракеты-носителя.

В Роскосмосе решение суда по сути комментировать не стали, отметив, что иск к «Энергии» был подан потому, что так требует делать законодательство. 

— Из текста решения усматривается, что сотрудники Роскосмоса отнеслись халатно ко всем этапам выполнения контракта, начиная с составления договора, — констатирует Татьяна Гончарова, управляющий партнер юридической компании LexProf. — Суд установил, что приложение к договору — техническое задание — составлено с нарушением отраслевых нормативных документов. Неправильно был определен сам предмет договора, потому что и НТС Роскосмоса и ЦНИИмаш указали, что техническое задание должно выдаваться на весь ракетно-космический комплекс, а не только на НЭМ. Судом также установлен факт, что Роскосмос на 11 месяцев просрочил выдачу необходимой документации. Если это решение суда устоит в апелляционной инстанции, то может стать основой для принятия мер административного и гражданско-правового характера к конкретным сотрудникам космического агентства.

В РКК «Энергия» от комментариев воздержались.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга



Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer